Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта
Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сложившейся ситуации не должен ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А главное – не видеть во всех людях врагов. Нужно научиться любить мир таким, каков он есть. Не уходить внутрь себя, как улитка в домик, а жить – полноценно, радостно и счастливо, даря людям частицу своего тепла, участия, доброты, внимания, сердца. В жестоком мире реальности задача классного руководителя в содружестве с родителями учить детей быть добрыми, милосердными.
Основная проектная идея
Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм (милосердие в том числе) без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Проект “Милосердие” направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций детей в условиях классного и домашнего коллективов, на развитие социального интереса и активное участие в жизни класса, школы, поселка.
Цель:
- Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся: милосердия, активной жизненной позиции.
- Повышение привлекательности общечеловеческих ценностей в ученическом сознании.
Задачи:
- Исследование и анализ ценностных ориентаций учащихся класса
- Организация эффективной и целесообразной деятельности учащихся класса
- Разработка программы социально-значимых мероприятий по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся.
- Создание рабочих волонтерских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта.
- Проведение семинаров и практических занятий с родителями по нравственному просвещению и формированию у них навыков эффективного воспитания своих детей.
- Работа по организации учащихся, родителей для проведения совместных социально-значимых мероприятий.
- Организация и проведение социально-значимых мероприятий.
Сроки реализации проекта: Проект рассчитан на 3 месяца: март, апрель, май 2009 года. Возможно продление сроков реализации проекта.
Ожидаемые результаты, показатели результативности
- Усвоение учащимися общечеловеческих ценностей, формирование активной гражданской позиции, чувства милосердия, сострадания, участия, доброты.
- Воспитание чувства долга, ответственности учащихся и их родителей.
- Организация эффективной и целесообразной деятельности учащихся, в основу которой будут положены нравственные ценности детей.
- Организация и проведение социально-значимых мероприятий.
- Оказание посильной помощи в решении социально-бытовых проблем пожилым жителям поселка, нуждающимся в посторонней помощи.
- Повышение уровня знаний о себе, обществе каждого участника проекта.
- Сотрудничество детей и взрослых в процессе деятельности.
Участники, партнеры проекта: Учащиеся 6 класса, их родители, классный руководитель.
Ресурсы для реализации проекта: Кадровое обеспечение достаточно: классный руководитель имеет высшее педагогическое образование, учитель высшей категории, стаж работы – 27 лет, владеет теорией и методикой организации воспитательной работы с коллективом учащихся.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, фотоаппарат, литература, бумага, фломастеры
Механизмы реализации проекта:
- Анкетирование, диагностики
- Беседы
- Наблюдение
- Обучающие семинары
- Практические занятия
- Коллективные творческие дела и акции
- Игры и игровые программы
- Создание фотоальбома по ходу и реализации проекта
План-карта действий по реализации проекта
Задача 1. Исследование и анализ ценностных ориентаций учащихся класса.
1. Исследование ценностных ориентаций учащихся класса. Анкетирование, беседы, наблюдение. | 1-я неделя марта |
2. Анализ ценностных ориентаций учащихся класса. Диагностика | 2-я неделя марта |
Задача 2. Организация эффективной и целесообразной деятельности учащихся класса.
1. Классный час “Милосердие спасает мир” | 12 марта |
2. Оказание посильной помощи пожилым жителям поселка, нуждающимся в помощи. | В течение сроков реализации проекта (в будущем постоянно по доброй воле детей) |
3. Подготовка номеров художественной самодеятельности | 14–25 апреля |
4. Выступление перед жителями поселка с концертом художественной самодеятельности “Дорогою добра” | 28 апреля |
4. Уборка территории памятника павшим героям | 29.04, 7.05 |
Задача 3. Разработка программы социально-значимых мероприятий по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся.
1. Изучение и анализ социальных проблем | 2-я неделя марта |
2. Разработка плана социально-значимых мероприятий, плана оказания посильной помощи нуждающимся пожилым людям | 3-я неделя марта |
3. Разработка коллективных творческих дел, акций и других мероприятий. | 2-3 недели марта |
Задача 4. Создание рабочих волонтерских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта.
1. Проведение агитационно-разъяснительной работы | 2-я неделя марта |
2. Проведение встреч и консультаций с родителями детей, изъявивших желание принять участие в проекте | 2-я неделя марта |
3. Создание рабочих волонтерских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта | 3-я неделя марта |
4. Распределение обязанностей и поручений среди участников рабочих групп | 3-я неделя марта |
Задача 5. Проведение семинаров и практических занятий с родителями по нравственному просвещению и формированию у них навыков эффективного воспитания своих детей.
1. Семинар “Ценности как основа духовного развития” | 4 марта |
2. Практическое занятие “Нравственные уроки моей семьи: традиции и обычаи” | 18 марта |
3. Семинар “Нравственные приоритеты семьи” | 8 апреля |
4. Семинар и практическое занятие “Воспитание гуманных, социально-активных граждан” | 13 мая |
Задача 6. Работа по организации учащихся, родителей для проведения совместных социально-значимых мероприятий.
1. Индивидуальная работа с детьми и родителями. | В течение сроков реализации проекта |
2. Групповые занятия по подготовке к проведению социально-значимых мероприятий | В течение сроков реализации проекта |
Задача 7. Организация и проведение социально-значимых мероприятий
1. “Добро и зло”, создание альбома пословиц и поговорок о добре, милосердии, добром и отзывчивом сердце. | 20 марта |
2. Волонтерские акции “Недели добра” (оказание посильной помощи нуждающимся пожилым жителям поселка) | еженедельно |
3. Подготовка концерта художественной самодеятельности “Дорогою добра” | 14-25 апреля |
4. Концерт художественной самодеятельности для жителей поселка “Дорогою добра” | 28 апреля |
5. Уборка территории памятника павшим героям | 29.04, 7.05 |
6. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов тыла | 6-8 мая |
7. Поздравление ветеранов тыла | 9 мая |
8. Акция “Милосердие” для детей детского сада (изготовление игрушек, игры с детьми) | 30 мая |
9. Создание фотоальбома “Доброе сердце” (по ходу и результатам проекта) | В течение сроков реализации проекта |