Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о правилах перехода улиц, пользованием общественным транспортом, о видах дорожных знаков, их назначении и использовании; развивать у учащихся умение искать правильное решение, применять полученные знания на практике; воспитывать стремление сознательно выполнять правила дорожного движения; познакомить детей с историей транспортных средств; развивать познавательные процессы учащихся.
Оборудование урока:
- Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, подставка
- Презентация к уроку
- Магнитофон
- Кассета с записями песен о светофоре, ПДД
- 3 круга – красный, желтый, зеленый
- Кленовые листочки 3-х цветов с шифровками
- Полоски на пол (ограничение дороги)
- Зебра на ватмане
- Шапочки-машины (3-4)
- Рули (3-4)
- 2 щита, 2 меча
- Конструктор Лего – 3 комплекта
- Дорожные знаки
Ход урока
Перед уроком – подключить мультимедиа; расставить столы (3 группы), на них положить большие круги – красный, желтый, зеленый и кленовые листочки-шифровки соответственно цвету; на полу – полосы (дорога).
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня урок окружающего мира мы проведем в форме заочной экскурсии в музей. На столах перед вами листочки-шифровки, которые нам помогут узнать, чем мы будем заниматься (перед детьми кленовые листочки-шифровки 3-х цветов (в соответствии с цветом круга на столе): в трех строчках среди букв спрятаны 3 слова):
“Красный” стол | “Желтый” стол | “Зеленый” стол |
АПЕМЯПРАВИЛАААМСЦЙ ВЫУКЯЧПРЖДОРОЖНОГО ЕКДВИЖЕНИЯХЧОТЬШЭБ |
ВАПЕШЕХОДЫПЫСЧЫФЛО РЮИПМЯЮЧПАССАЖИРЫЖ ЧЙЫУКПМОЖБЗНАКИБЮЩ |
ЕНКВСЧААМСМПММУЗЕЙ ИИСТОРИИИИПМСВЫЧЖБ СМЯАВТОМОБИЛЯОРЯЦШ |
- “Красный” стол – правила дорожного движения – это тема нашего урока;
- “Желтый” стол – пешеходы, пассажиры, знаки – мы будем говорить о правилах поведения пешеходов, пассажиров и будем изучать дорожные знаки;
- “Зеленый” стол – музей истории автомобиля – туда мы попадем в конце урока.
Учитель: В путь!
2. Разминка
Чтобы доехать до музея – мы должны дойти до остановки автобуса и воспользоваться общественным транспортом. Значит, нас можно назвать пешеходами и пассажирами, а это накладывает определенные обязательства: надо знать ПДД. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них. (См. Приложение, Слайд 2)
На дороге надо быть особенно внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка – запомните, что на ней нарисовано… (Слайд 3)
(Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а учитель задает вопросы.)
- Сколько машин нарисовано на картинке?
- Сколько легковых машин?
- Какого цвета автобусы?
- Сколько пешеходов?
- Сколько девочек?
- Кто правильно переходит дорогу?
- В чем ошибки других пешеходов?
Давайте проверим себя. Молодцы, теперь можно отправляться в путь. (Слайд 4)
Движение по тротуару
“Зеленый” столик – вы будете пешеходами: выйдите к доске и пройдите по тротуару, а мы вспомним, как должны двигаться пешеходы.
- Правостороннее движение
- Не толкаться, не размахивать руками, громко не разговаривать
- Быть чистыми
- Не идти по проезжей части
- Быть внимательными
Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал?..
Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. (К доске вызываются 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя). Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречу друг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.
Как перейти дорогу
“Желтый” столик – вы будете водителями машин, выезжайте на дорогу.
Вот мы дошли до дороги, а там машины снуют туда сюда. И светофора нет. А наша остановка на другой стороне.
- Как перейти дорогу?
- Какие виды переходов вы знаете?
А вот и зебра. Кто может показать, как перейти дорогу? Давайте назовем правила перехода дороги:
- Посмотреть налево, убедиться, что нет машин,
- Дойти до середины дороги и посмотреть направо, убедиться, что нет машин, переходить дальше.
Молодцы, садитесь все на места.
На остановке
Мы на остановке, ждем автобус. Дети “Красного” столика – вы по очереди будете называть как правильно надо себя вести на остановке и передавать эстафетную палочку. Повторяться не надо.
(Дети встают у доски в линию, называют правило и передают палочку.)
Кто хочет добавить?
В автобусе (
Правила поведения)А вот и автобус. Послушайте рассказ о том, как два друга совершали поездку.
Когда подошел автобус Петя с Васей первыми влетели в автобус с криком: “Вон два места, скорее!” – и, расталкивая пассажиров, кинулись к сиденьям. В руках они держали по мороженому. Ребята ели его и с удовольствием разглядывали пассажиров: рядом стоял дедушка, мама с малышом, женщины с тяжелыми сумками. “Здорово, что мы поторопились, а то не успели бы сесть!”
- Что вы можете сказать о мальчиках?
- Что ребята делали неверно?
- Как надо вести себя в общественном транспорте?
Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступайте правильно.
Дорожные знаки
Наша поездка продолжается. Посмотрите в окно – сколько разных дорожных знаков. Давайте посмотрим, какие знаки нам встретились и что они означают. Все знаки можно разделить на несколько групп:
- Информационно-указательные
- Предписывающие
- Запрещающие
- Предупреждающие
- Знаки сервиса
(Слайды 5–10)
(Объяснить название группы; обратить внимание на форму и цвет; что означает каждый знак.)
Викторина “Дорожные знаки”
А сейчас мы проверим, какие вы были внимательные. Я буду показывать знаки разных групп, а вы должны узнать свой знак и назвать его.
- “Зеленый” столик – информационно-указательные
- “Желтый” столик – запрещающие
- “Красный” столик – предупреждающие
(Достаю знаки из мешочка. Каждая команда отгадывает свою группу знаков и объясняет, что этот знак означает.)
Светофор
Наша остановка. Выходим. А музей на другой стороне. Но в этот раз нам поможет наш друг. Отгадайте, о чем я говорю:
То моргнет он красным глазом,
То зеленым он моргнет.
Станет всем понятно сразу,
Тем, кто едет и идет.
Что за чудо, что за он
С разными глазами?
Это чудо – … (светофор)
Догадались сами?
ЛЕГО
На ваших столах есть конструктор “ЛЕГО”. За 30 сек. нужно собрать светофор. Начали…
(Во время работы детей звучит песня о светофоре. Затем выбираем несколько моделей светофора, проверяем правильность расположения цветов, вспоминаем, что означают эти цвета.)
Как же переходить дорогу, если стоит светофор?
Физкультминутка
Давайте поиграем в игру на внимание
“Светофор”:
Красный – встать ровно и не двигаться;
Желтый – хлопать в ладоши
Зеленый – шагать на месте
В музее
Вот мы и в музее истории автомобиля. (Слайд 11)
Когда началась история автомобиля? 100 лет назад или раньше? Значительно раньше…
Слово “автомобиль” состоит из двух слов – греческое “авто” означает “сам”; латинское “мобиль” – подвижный, т. е. – “самоходный”. И если самоходные коляски действительно появились чуть более 100 лет назад, то история простых колясок уходит в незапамятные времена.
Подумайте, какое великое изобретение сделали наши великие предки? (Слайд 12)
Колесо! Первые колеса изготавливались из цельного куска дерева, а там, где деревья редкость – из камня. Сколько сил и труда тратили мастера, ведь 6000 лет назад не было хороших инструментов.
Вскоре мастера поняли, что колесо можно составить из нескольких кусков.
Прошло еще немного времени, и придумали новое колесо – колесо со спицами. Прочность колеса не пострадала, а вот вес снизился, что позволило больше нагружать повозки. (Слайд 13)
На следующем стенде мы видим древнюю телегу и боевую колесницу. Из истории мы знаем, что одним из главных потребителей научных открытий является армия. Колесо давало военным новые возможности: боевые колесницы двигались перед пехотой, сеяли панику в рядах противника и очень быстро оказывались вне пределов досягаемости вражеских стрел. (Слайд 14)
В эпоху средневековья люди передвигались на таких каретах. (Слайд 15)
Люди мечтали построить такую повозку, которая бы могла двигаться без лошадей. Чего они только не придумывали: и педали (механик-самоучка Иван Петрович Кулибин), и лопасти, наподобие мельницы, и даже паруса. (Слайды 1–-18)
Новый поворот в истории автомобиля, произошел, когда люди научились использовать силу пара.
Французский изобретатель Куньо в 1770 году изобрел такую машину. Едет такая машина по городу – впереди медный котел подвешен, как будто суп везут. А водитель сидит на скамейке и вертит руль. Проедет немного и остановится. Это значит пар в котле кончился. Надо слезать и становиться кочегаром: разжигать топку и разводить пары. Вот почему его шофером назвали: “шофер” – по-французски и есть “кочегар”. (Слайд 19)
Экипаж Карла Бенца (1886) – дедушка всех современных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (как и у современных машин). (Слайд 20)
Первые автомобили были шумными и лошади – основная тягловая сила тех времен – пугались их. В Лондоне издавались даже такие законы:
Автомобиль должен быть увешан колокольчиками, чтобы лошади думали, что это движется нечто подобное им.
Перед каждым автомобилем должен идти человек с красным флажком и предупреждать их об опасности. (Слайд 21)
С каждым годом автомобилей становилось все больше в разных странах. Тогда владельцы автомобилей собрались в Париже и устроили гонки: им хотелось узнать, чей автомобиль лучше. “Я мчался так быстро, – хвастался один из победителей гонок,- что даже обогнал лошадь, которая неслась вскачь!” (Слайд 22)
Вот и закончилась наша экскурсия по музею. (Слайд 23)
Итог урока
- Какие правила пешеходов мы вспомнили?
- Как правильно переходить дорогу?
- Вручить памятки пешеходов.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали?
Учитель: Спасибо за внимание, за активную помощь на уроке.
Используемая литература
Арон К., Сахарнов С. Едем, плаваем, летаем… – М.,: Детская литература, 1993.