Цель: создание условий для формирования представления о пожаре и его составляющих.
Задачи:
- Образовательная: сформировать у обучающихся представления о пожаре и навыков работы с текстовым редактором;
- Развивающая: научить определять и объяснять понятия, анализировать, осуществлять поиск необходимой информации с использованием ИКТ;
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственность.
Тип урока: интегрированный ОБЖ + информатика
Основные методические приемы: беседа с элементами рассказа, презентация, контроль с использованием ИКТ.
Оборудование: учебник, проектор, компьютерный класс.
План урока:
- Организационный момент.
- Изложение нового материала.
- Практическая работа
- Контроль изученного материала.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, определение присутствующих.
2. Изложение нового материала
Учитель ОБЖ: Наиболее часто пожары возникают на пожароопасных объектах, к которым относятся объекты, где производятся, хранятся или транспортируются продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию.
К пожароопасным объектам относятся объекты нефтяной, газовой, химической, лесной, деревообрабатывающей, хлебопродуктовой промышленности.
(Для объяснения материала используется презентация. Приложение 1, слайд 1.)
– Тема нашего урока – “Пожары”.
(Приложение 1, слайд 2). Предлагается записать в тетрадь:
– Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Вопрос учителя ОБЖ обучающимся:
Как вы думаете, что необходимо для возникновения горения?
(Приложение 1, слайд 3.)
Для возникновения горения необходимы определенные условия, а именно – совмещение в одном месте в одно время трех основных составляющих:
- горючего вещества в виде горючих материалов (дерева, бумаги, бензина, керосина, природного газа).
- окислителя, в качестве которого при горении веществ чаще всего выступает кислород воздуха (02). Кроме кислорода окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул (селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота), а также отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор).
- источника воспламенения, постоянно и в достаточном количестве поступающего в зону горения (искры или пламени спички, костра, горелки, непогашенного окурка).
Учитель ОБЖ: Обычно возникновения пожара появляется из-за нарушения правил пожарной безопасности и противопожарного режима и небрежного обращения с огнем и др.
Задание обучающимся:
Составьте в виде схемы условия возникновения пожара.
Учитель ОБЖ: Отсутствие одного из перечисленных элементов делает невозможным возникновение пожара или приводит к прекращению горения и ликвидации пожара.
Давайте сравним вашу схему с правильной схемой условий возникновения пожара.
(Приложение 1, слайд 4.)
Важной характеристикой, определяющей вероятность возникновения пожара и складывающуюся при пожаре обстановку (интенсивность процесса горения, скорость распространения огня и др.), является огнестойкость зданий и сооружений. В свою очередь, степень огнестойкости зданий и сооружений определяется минимальными пределами огнестойкости строительных конструкций и возгораемостью материалов, из которых состоят эти конструкции.
(Приложение 1, слайд 5.)
Вопрос обучающимся:
Как вы думаете, на какие группы делятся строительные материалы по степени возгораемости?
(Предполагаемый ответ.) Все строительные материалы и конструкции по данному признаку можно разделить на три группы возгораемости: горючие, трудногорючие и негорючие.
(Приложение 1, слайд 6.) Группы возгораемости материалов
Горючие – строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют и продолжают тлеть после удаления огня (древесина, целлюлоза, пластмасса, битум).
Трудногорючие – строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют или обугливаются, а после удаления огня горение и тление прекращаются (древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты).
Негорючие – строительные материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются (кирпич, бетон, металл, гипс, гранит, мрамор).
3. Практическая работа на компьютере
(Приложение 1, слайд 7). Таблица.
Строительные материалы: древесно-волокнистые плиты, битум, мрамор, пластмасса, металл, древесина, кирпич, древесно-стружечные плиты, бетон, целлюлоза, рубероид, гипс.
Распределение строительных материалов по группам возгораемости
Горючие | Трудногорючие | Негорючие |
Учитель информатики:
Задание: в представленном документе текстового редактора Word заполните таблицу, распределив строительные материалы по группам возгораемости.
(Приложение 1, слайд 8).заполненная таблица
Учитель ОБЖ: Сравните вашу таблицу с правильной.
Контроль изученного материала.
(Контроль проводится с использованием Приложения 2.)
Учитель информатики: Предлагается выполнить тест по изученному материалу.
- Тест находиться: С:\Тесты\Тесты ОБЖ\ Пожары 8 класс.
- Выполнить тест и результат показать учителю.
5. Подведение итогов урока
Вопросы учителя ОБЖ обучающимся:
- Как вы думаете, почему пожар – это опасность?
- Какие выводы вы извлекли из урока?
Сообщение оценок за урок:
- учитель ОБЖ (оценка формируется на основании 2 заданий – таблица и тест);
- учитель информатики (оценка за работу с текстовым редактором и с тестовой оболочкой).