Цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
Образовательная задача:
- формировать умение распознавать части речи;
- умение употреблять имена прилагательные в речи;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающая задача:
- развивать умение слушать и слышать (аудирование);
- развивать речь учащихся;
- развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитывающая задача:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание любви к природе;
- воспитание любознательности и взаимопомощи.
Методы: деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов.
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Средства обучения: мультимедийная установка, экран, раздаточный материал для демонстрационной и индивидуальной работы (индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, карточки для групповой работы, карточки для рефлексии (плод, цветок, листок), Толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приложение 1, Слайд 1)
Учитель: Проверь, готов ли ты начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадки?
II. Актуализация знаний
Учитель:
Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно.
Слова, слова, слова…
Сравните предложения.
Слайд 2
– Какое предложение более точное? Кого вы представили? (Буратино.)
– Кто автор сказки о Буратино и как она точно называется? (А. Толстой. “Золотой ключик или приключения Буратино”.)
– Какие слова дали более точное представление о мальчике? (Деревянный, с длинным.)
– Какой частью речи они являются? (Именем прилагательным.)
– Что такое имя прилагательное? (Ответы детей.)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Как вы думаете, с какой частью речи связана наша тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке? Дополните предложения.
Слайд 3
– По какому признаку сравнивается нос Буратино? (По размеру.)
– Прочитайте слова в столбиках. Объясните их правописание:
у…кое к…роткий ш…рокая б…льшой ни…кая д…журный |
гор…д д…рога к…р…ндаш п…льто м…шина |
– Назовите слова противоположные по смыслу. (Узкое – широкое.)
– Подберите подходящие слова из первого столбика к словам второго столбика. Что получилось? (Словосочетания.)
– Запишите их в тетрадь. С какой частью речи связано имя прилагательное? (С именем существительным.)
узкое пальто
короткий карандаш
широкая дорога
большой город
низкая машина
– Какое слово не образовало словосочетание? (Дежурный.)
Определим, какой частью речи оно является.
(Мнения учащихся разделились. Возникает проблемная ситуация. Дети проводят исследовательскую работу над лексическим значением слова.)
– Объясните, почему вы решили, что слово может быть именем существительным или именем прилагательным в речи? (Если к слову можно поставить вопрос какой?, то оно является именем прилагательным. Например, дежурный врач, дежурный милиционер. Если к слову поставить вопрос кто?, то оно является именем существительным. Например, дежурный по классу, дежурный у входа.)
– Проверим себя. Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Найдём и сравним лексическое значение слова дежурный.
Вывод: бывают случаи, когда прилагательное начинает употребляться без существительного, к которому оно относится, становится более самостоятельным, начинает отвечать на вопрос кто? или что? и, таким образом, превращается в существительное.
– Приведём пример, когда прилагательное может перейти в существительное.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Физкультминутка
Все ребята дружно встали (встать около парты)
И на месте зашагали (ходьба на месте).
На носочках потянулись (потянуться)
И друг к другу повернулись (повороты).
Как пружинки мы присели (приседания),
А потом тихонько сели (садятся за парты).
IV. Первичное закрепление
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.У второго синие – небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.На картине третьего красок и несчесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды спеют по лесам,
Кто же те художники? Догадайся сам!
(Зима. Весна. Лето. Осень)
Слайд 7
– Объясните, почему художники выбрали для своих картин именно эти цвета? (Белый – цвет снега, синий – цвет воды, жёлтый, зелёный, голубой – цвета трав, цветов, золотой – цвет солнца.)
1. Какое сейчас время года? (Зима.)
Какой характер у зимы? Выберите только те имена прилагательные, которые характеризуют зиму. Запишите их.
Слайды 8, 9 (проверка)
Дополните ещё 2–3 имени прилагательного. Для чего нужны в речи имена прилагательные?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
2. Какое время года наступит после зимы? (Весна.)
Какие признаки наступления весны вы можете назвать?
Индивидуальная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
Проверка: составленных предложений и пропущенных орфограмм
Слайд 10
Задания:
- Найдите в тексте имена прилагательные. Подчеркните их волнистой линией.
- Четвёртое предложение разберите по частям речи. Подчеркните главные члены.
- Укажите морфологические признаки слов для № 1, 2 – ждут, № 3 – ребята.
Взаимопроверка.
Физкультминутка
Учитель: Угадайте, о каком явлении природы идёт речь, которое часто бывает летом:
Меня часто зовут, дожидаются.
А приду – от меня укрываются.
(Дождь)
Пальчиковая гимнастика
(Дети постукивают подушечками пальцев по парте.)
Что такое, что мы слышим?
Это дождь шумит по крыше.
А теперь пошёл сильней
И по крыше бьёт быстрей.
V. Творческое применение и добывание знаний
Учитель: А какой дождь вы наблюдали в природе? Прочитаем стихотворение Олега Григорьева о дожде.
Слайд 11
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
А ещё есть грозовой,
Радужный, полосовой.
Вот так много есть дождей
Для растений и людей.
– Какая часть речи более точно подчёркивает силу дождя? (Имя прилагательное.)
– Что такое имя прилагательное? (Ответы детей.)
– Имена прилагательные нашу речь делают выразительнее, красочнее, ярче.
Работа в группах
(Каждая группа применяет полученные знания для обогащения словарного запаса.)
После выполнения задания, заслушиваются ответы групп. Определяется общая тема всех полученных текстов (дождь). Указываются типы текстов (№ 1, 4 – описание, № 2 – повествование, № 3 – рассуждение).
Как нужно относиться к природе? Какие правила соблюдать на отдыхе? Вспомним правило об имени прилагательном.
Слайд 12
VI. Домашнее задание
Учащимся представляется право выбора по выполнению домашнего задания:
- Подбери как можно больше имён прилагательных к слову природа.
- Составь загадки-описания к словам лимон, яблоко, арбуз.
- Напиши небольшой текст-описание на тему “Летний луг”, используя максимальное количество имён прилагательных.
VII. Рефлексия
Слайд 13
Учитель: Сегодня вы активно работали на уроке, выполнили много заданий, открывали для себя новые знания, окунулись в мир природы. А теперь подумайте, насколько успешной была ваша работа, добились ли вы цели, поставленной перед уроком. Мы говорили об осеннем золотом дожде. Но ведь осень – это и спелые сочные плоды. Посмотрите на наше дерево. Каждый пусть оценит свою работу на уроке.