Цель: Закрепить правописание приставок и суффиксов , повторить изученные орфограммы, воспитывать любовь к природе.
Оборудование. Карточки с печатным текстом, презентация, картины с изображением зимней природы.
Ход урока
I. Организационный моментII. Сообщение темы и целей урока
(См. Приложение – слайды 1, 2)
Учитель: Сегодня у нас не просто урок, сегодня у нас урок-путешествие по прекрасному времени года. А по какому, вы мне сейчас сами скажете. А поможет вам в этом А. С. Пушкин:
III. Словарная работаВот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница … (Зима.)
(Слайды 3, 4, 5, 6.)
– Начнем с зимних месяцев.
Этот месяц год кончает, зиму начинает.
Этот месяц году начало – зиме середина.
Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель.
(Д_кабрь, _ нварь. Ф_евраль.)
– Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы, и запахи роз?
– Зима приносит детям много забав. Вы, наверно, любите кататься на коньках?
Раньше коньки вырезали из дерева. По форме они напоминали лошадку. Оттого и название – коньки.
(М_роз, к_ньки.)
IV. Работа над предложением
(Cлайд 7.)
– Отправимся в лес и послушаем зимние звуки.
– Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Журчит и потрескивает ручей, покрытый льдом. Поскрипывают во сне молчаливые деревья.
– Что автор сказал о деревьях?
(У доски)
– Разбор по членам, связь слов, части речи.
V. Правописание приставок, суффиксов
– Что же дальше происходит в зимнем лесу вы узнаете , прочитав текст, который лежит у вас на партах.
– “Хруст, хруст” – прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосенком. “ Тук, тук, тук” – трудится дятел, лесной санитар. “Пи, пи , пи” – тоненько попискивают под снегом мышки, ищущие корм. “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели вместе с другими птицами?” – спрашивает молодая синичка.
“Пинь-пинь-тр-р, нам и здесь хорошо. Полетим на кормушку. Там ребята положили семечки и несоленое сало, – отвечает взрослая птица. И снова тихо в лесу.
(По вариантам.) .(Cлайд 6)
– Вариант 1: Найти слова с приставками.
– Вариант 2: Найти слова с суффиксами.
VI. Изученные орфограммы
(Cлайд 8)
– № 139 с. 147. – самостоятельно.
VII. Итог урока
– Что вам понравилось на уроке?
– Давайте беречь и любить родную природу!
Ф. Тютчев. (Cлайд 9)
– Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.