Цель урока: Играя – повторять!
На закрытой магнитной доске написано:
Внутри доски помещен рисунок ХИМИЧЕСКОГО ДРАКОНА с семью “головами”, которые можно "отрывать".
На доске девиз “В каждом настоящем человеке скрыт ребенок, который хочет выйти и начать играть!” Ф.Ницше
Учитель: Сегодня мы проводим урок в форме КВНа. Девизом нашего урока будут слова Ф.Ницше.
В игре участвуют 2 команды 5"а" класса. При входе каждый из вас получил карточки розового или сиреневого цвета, они-то и определяют вашу принадлежность к команде. Назовите команду, выберите капитанов, и за дело.
(Команды представляют название и капитанов)
Наша задача сегодня: победить, повторяя и обобщая во время игры все полученные знания по химии.
Оценивать вас будет компетентное жюри: …………………………
(называются члены жюри - приглашенные учителя или дети)
Итак, начнем.
В далеком наиумнейшем царстве,
Наук различных государстве
Царевна Химия росла,
И хорошела, и цвела.
С годами силы набиралась,
Нам всем на радость развивалась…
И вдруг однажды издалека,
В страну ту прилетел жестокий
Дракон химический.
Сейчас
Продолжим мы о нем рассказ...
Створки доски раскрываются. Дети видят химического дракона.
Царевну Химию похитил
Дракон – незнанья АС.
Скорей царевну защитите.
Вперед же пятый класс!
Чтобы спасти науку,
Прогоним лень и скуку!
Игру мы с вами проведем:
Дракону голову собьем!
Удачи вам желаю я.
Начнем же бой скорей, друзья!
Первое задание: На столах у каждой команды находятся карточки с кроссвордами на тему “Химические элементы”. Начиная путь по стрелке, поворачивая только на 90о, необходимо определить все зашифрованные русские названия химических элементов и найти лишнее слово.
Учитывается
- правильность и аккуратность написания названий химических элементов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
- определение лишнего слова и его значения (1 балл)
- время выполнения, первая команда получает дополнительные 0,5 балла
Начнем…
ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ОБРАЩАЕТСЯ К ЖЮРИ И ЗНАКОМИТ С ПРАВИЛАМИ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРОТОКОЛА УРОКА.
Вот время вышло, ждет дракон,
Неужто побеждает он?!
Жюри нам сразу даст ответ:
слетела голова иль нет!
Жюри подводит итоги 1 конкурса. Выигравшая команда снимает первую голову.
Ну а теперь внимание:
Еще одно задание!
Кто же в России первым был,
Науку химию открыл,
Построил университет,
Был и ученый, и поэт,
Надеюсь, нет у вас вопросов?!
Конечно, это …..
(Ломоносов М.В.)
Второе задание: Викторина “Биография М.В.Ломоносова”
Капитанов команды я попрошу подойти к моему столу и получить индивидуальное задание, чтобы проверить, как вы знаете биографию великого русского ученого М.В.Ломоносова.
- Ломоносов родился 19 ноября ______ года в деревне ___________ (сегодня село - Ломоносово), расположенной на большом острове против города Холмогоры, ______________ области.
- Обучение грамоте началось с книг __________________содержания.
- В декабре ________года Михайло ушел из дома за караваном, который вез мерзлую рыбу в Москву, с тремя рублями в кармане занятыми у соседа.
- В начале января _____ года он добрался до Москвы и подал прошение о зачислении его в _____________________ академию, скрыв свое происхождение.
- Несмотря на свой возраст, Ломоносов был зачислен в ___________ класс, т.к. не знал латыни.
- В ______ году пришло предписание - прислать 12 лучших учеников для обучения в _____________ Академии наук, М.Ломоносов оказался в их числе. Для работы в Академию были приглашены крупнейшие ученые Европы: Даниил Бернули, Леонард Эйлер, Николай Делиль и др.
- С 1537 года М.В.Ломоносов с двумя товарищами работал университете в городе _______________. 8 июня 1741 года Ломоносов возвращается в Петербург.
- 25 июля _________ года, М.В.Ломоносов получает профессорское звание.
- Через три года, в середине октября ______ года заканчивается строительство первой в России химической лаборатории в Петербурге
А пока капитаны выполняют второе задание, вам предстоит побывать Робинзонами.
Третье задание: НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Пока ваш капитан Дракону
Ответы мудрые дает,
Мы с вами словно Робинзоны
Отправимся куда? В поход!
Представьте себе, что вы с друзьями в шортах, майках и бейсболках отправились в поход, конечно же, вы имеет с собой все, что необходимо туристу. Пришли на стоянку на берегу рек. А там…
Кроме речной воды нет другого источника воды, торговых палаток и магазинов поблизости нет, родителей на машинах – тоже. Как приготовить пищу, ведь вы собирались прожить здесь 3 дня! Как вы поступите в этой ситуации?
Ответ в письменном виде жюри, а потом обсуждение.
Подведение итогов 3-х конкурсов
Четвертое задание:
Тренируйте ум сейчас:
Повторить придется
(И уже не в первый раз),
Что и как зовется!
Лото “ Оборудование и химическая посуда”
На игровом поле оборудование химической лаборатории и химическая посуда.
Задача: заставить фишками клетки с соответствующим оборудованием, а затем выполнить дополнительное задание.
Вопросы:
1 вариант
- Химический стакан, в котором можно проводить опыты с нагреванием
- Спиртовка
- Штатив для пробирок
- Лапка штатива
- Воронка
- Пробиркодержатель
- Плоскодонная колба
- Основание штатива
- Выпаривательная чашечка
- Мерная колба
2 вариант
- Асбестовая сетка
- Пестик и ступка
- Мерная колба
- Фильтр
- Кольцо штатива
- Коническая колба, в которой можно проводить опыты с нагреванием
- Пробирка
- Ложечка для сжигания веществ
- Муфты штатива
- Круглодонная колба
Задание: А теперь по номерам фишек определите порядковые номера и впишите в листочки № 3 символы соответствующих им химических элементов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Подведение итогов выполнения 4 задания
Мы злодея победили! Головы его лишили!
Пятое задание: “ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ”
ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Я повсюду и везде:
В камне, в воздухе, в воде,
Я и поле, я и лес,
Я и синева небес.
(Кислород)Из двух животных я составлен,
Меня попробуй угадать:
Мной может быть весь мир отравлен,
А можно нервы удалять.
(Мышьяк)На Солнце много лет назад
Меня нашли случайно.
Но оказалось на Земле
Я в воздухе встречаюсь.
(Гелий)В слове "аргонавты"
Найди инертный газ.
(Аргон)Я - самый легкий элемент,
В природе без меня ни шагу.
И с кислородом я в момент
Даю живительную влагу.
(Водород)Легкий, но металл могучий,
Я летаю выше тучи,
В мифах ты меня найдешь,
Силача так назовешь.
(Титан)В древней магии применялась
При рождении огня,
В мази тоже добавлялась:
Назови скорей меня!
(Сера)Самый сильный окислитель:
Даже воду разложу.
Но в пластмассу превратите –
Долго людям послужу.
(Фтор)Известен я давным-давно,
Меня с собой в походы брали,
Чтоб не испортилась вода.
И мной героев награждали.
А ныне я незаменим:
Я в фотоделе применяюсь.
Со мной знаком ты, ученик,
И в этом я не сомневаюсь.
(Серебро)Я - вездесущий элемент,
Мною пахнут водоросли летом.
При нагревании даю
Пар фиолетового цвета.
Похож я очень на графит,
Раствор мой - раны излечит.
(Йод)Корабли меня обходят;
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь.
(Мель – Медь)Я – металл, гроза вселенной,
Мощь громадная во мне.
А добавишь Б, мгновенно
Небо скрою в снежной мгле.
(Уран – Буран)
Подведение итогов.
Химию от зла спасем, если голову снесем!
Снимается пятая голова
Да, это злой-презлой дракон!
Свои он козни продолжает!
Вам эстафету предлагает,
В ней знания проверит он.
Шестое задание: Химическая эстафета: “МЕТАЛЛЫ-НЕМЕТАЛЛЫ”
На столах лежат карточки с символами химических элементов. Каждый из участников команд должен подойти к столу, взять одну карточку, определить, символ металла или неметалла изображен на ней, и положить на первый жюри под надписью: МЕТАЛЛ или НЕМЕТАЛЛ
А чтобы не перепутать ваши карточки, у команды ______________на их обратной стороне веселые коты, а у команды _______________ - собачки.
Оценивается
- правильность определения принадлежности элемента к группе – 0,5 балла за каждый элемент
- за скорость добавляется 1 балл
Итак, начнем…
Подведение итогов
Молодцы! Дракон слабеет,
Одолеть его сумеет только тот,
Кто не ленив, а умен и прозорлив!
Кто все правила постиг.
Седьмое задание: "КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ"
И снова конкурс, да какой!
Гонец дракона прибыл верно?!
Смотрите в оба меж игрой,
Заданье спрятано отменно!
Ученик-мим (старшеклассник) показывает выполнение опыта, сопровождая его восклицаниями, допуская массу ошибок по технике безопасности. Необходимо заметить как можно больше ошибок и записать их.
Оборудование: пробирки, держатель для пробирок, флакон с поваренной солью, магнитная или обычная доска, надписи к штативу, штатив, заготовка к опыту "Вулкан", тряпка, спиртовка, спички
Ученик-мим: Выходит на сцену, потирая руки. Ему протягивают халат, он отмахивается. Берет флакон с веществом и отсыпает от него в пробирку. Охает. (Насыпал больше, чем надо). Суетится. Затем отсыпает лишнее обратно. Кладет пробирку на стол. Берет мел и записывает формулу на небольшой доске. Например, поваренная соль NaCl. Повернувшись к столу, показывает жестами, что просыпал вещество на стол. Рукой протирает поверхность демонстрационного стола.
Показывает опыт "Вулканчик"
На столе устанавливается металлический штатив с кольцом, на которое кладется асбестовая сетка. На нее горкой насыпается оранжевый порошок (дихромат аммония). В центре холмика делается углубление, необходимо капнуть туда немного спирта, чтобы реакция началась сразу после поднесения горящей лучинки. Реакция протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III).
При погашенном свете создается впечатление извергающегося вулкана.
Наливает в пробирку с поваренной солью воду, перемешивает колебательными движениями. Подносит к глазам: не растворилось. Зажимает пробирку пальцем и трясет. Затем облизывает палец, морщится. Зажигает спиртовку, пытается нагревать, держа пробирку руками. Обжегся! Неправильно закрепляет пробирку в держателе, начинает нагревание неверно.
Учитель останавливает ученика-мима…
Разве так может поступать настоящий химик?!
Ребята, помогите незадачливому гонцу дракона. Во время обсуждения отыщите все его ошибки и укажите, как надо было правильно сделать! Передайте записи жюри. Затем команды по очереди будут называть все допущенные ошибки и показывать, как надо было проводить работу.
КОМАНДА ___________________________________________________
Допущенные ошибки:
Сделано |
Надо было |
Максимально 10 баллов
Отгадали мы, дракон!
Ну-ка убирайся вон!
Мы дракона победили и заданья все решили!
В игре победила команда _____________________________.
Подведение итогов урока.
Для жюри ( протокол)
КОНКУРСЫ |
КОМАНДА __________________ |
КОМАНДА __________________ |
||
1. КРОССВОРД “ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ” | ||||
2. КОНКУРС КАПИТНОВ вИКТОРИНА “бИОГРАФИЯ м.в.лОМОНОСОВА” | ||||
3. НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА | ||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
||||
4. ХИМИЧЕСКОЕ ЛОТО “оБОРУДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКАЯ ПОСУДА” | ||||
5. ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ | ||||
6. ЭСТАФЕТА “МЕТАЛЛЫ – НЕМЕТАЛЛЫ” |
коты |
собачки |
||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
||||
7. КОНКУРС “КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ” |
НАЙДЕНО ЧИСЛО ОШИБОК |
бАЛЛЫ |
НАЙДЕНО ЧИСЛО ОШИБОК |
бАЛЛЫ |
|
|
|
||
ИТОГИ КВН |
|
Ответы
ПЕРВЫЙ КОНКУРС Кроссворд “химические элементы”
За каждое правильно определенное слово – 0,5 балла
За определение “лишнего” слова – 0,5 балла
За определение понятия “химия” - 0,5 балла
За скорость первой сдавшей команде – 0,5 балла
Итого максимально: 5 баллов
Викторина “Биография М.В.Ломоносова”
- Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка (сегодня село - Ломоносово), расположенной на большом острове против города Холмогоры, Архангельской области.
- Обучение грамоте началось с книг религиозного содержания.
- В декабре 1930 года Михайло ушел из дома за караваном, который вез мерзлую рыбу в Москву, с тремя рублями в кармане занятыми у соседа.
- В начале января 1931 года он добрался до Москвы и подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, скрыв свое происхождение.
- Несмотря на свой возраст, Ломоносов был зачислен в первый (1) класс, т.к. не знал латыни.
- В 1735 году пришло предписание - прислать 12 лучших учеников для обучения в Петербургской Академии наук, М.Ломоносов оказался в их числе.
- С 1537 года М.В.Ломоносов с двумя товарищами работал университете в городе Марбург (Германия). 8 июня 1741 года Ломоносов возвращается в Петербург.
- 25 июля 1745 года, М.В.Ломоносов получает профессорское звание.
- Через три года, в середине октября 1748 года заканчивается строительство первой в России химической лаборатории в Петербурге.
Максимальная оценка 12 баллов
Допущенные ошибки:
Сделано |
Надо было |
Отсыпал из пробирки излишек вещества во флакон |
Отсыпать в другую пробирку, но не во флакон |
Положил пробирку на стол |
Поставить в штатив |
Рукой протер стол |
Протереть тряпкой |
Встряхивать пробирку с веществом для перемешивания |
перемешать стеклянной палочкой или продолжать колебательные движения |
Облизывает палец |
Пробовать вещества на вкус запрещено. Тем более негигиенично облизывать палец |
Пытается нагревать держа пробирку руками |
Нагревать пробирку руками нельзя, только закрепив ее в пробиркодержателе |
При термическом ожоге ничего не предпринял |
Необходимо прекратить опыты и оказать помощь, например, подставить под холодную воду палец |
Неправильно закрепляет пробирку в пробиркодержателе, |
Пробирку закрепляют ближе к отверстию |
Начинает нагревание неверно |
Сначала надо прогреть всю пробирку |
Максимально 10 баллов
Приложение 1. (Наклейки для CD)
Приложение 2. (5 класс Игры)