Методики раннего обучения – предмет давних споров специалистов. Одни педагоги и родители склонны обучать своих детей с самого раннего возраста чтению, письму, иностранным языкам, давать ребёнку разностороннюю информацию из сферы естествознания, но ещё больше тех, кто категорически против какого то ни было раннего обучения. Разногласия и споры среди специалистов ведутся и по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают “Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?” Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети по природе своей исследователи.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Учебное пособие, которое я использую в своей педагогической деятельности, помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Слайд № 2 “Исследовательская деятельность”
В данный учебно-методический комплект кроме рабочей тетради “Я – исследователь” входит методическое пособие для учителя “Методика исследовательского обучения младших школьников”.
Изучив “Методику исследовательского обучения младших школьников”, в сентябре 2007 – 2008 учебного года я провела несколько вводных занятий. Цель этих занятий:
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
– выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.
Чтобы провести исследование необходимо применить следующую последовательность:
Слайд № 3 “Схема проведения исследования”
- Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).
- Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
- Выбор темы исследования. (Попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
- Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
- Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).
- Определить последовательность проведения исследования.
- Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).
- Анализ и обобщение полученных материалов . (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
- Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
- Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные в тетради задания, учащиеся осваивают приёмы проведения исследований.
Слайд № 4 “Как выбрать тему исследования”
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определится с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.
Слайд № 5 “Какими могут быть темы исследования”
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
- фантастические;
- экспериментальные;
- теоретические.
Слайд № 6 “Цель и задачи исследования”
После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.
Слайд № 7 “Гипотеза исследования”
Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.
Слайд № 8 “Организация исследования”
Как составить план работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.
- Подумать самостоятельно;
- Посмотреть книги о том, что исследуешь;
- Спросить у других людей;
- Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования;
- Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
- Понаблюдать;
- Провести эксперимент.
Слайд № 9 – 15 “Методы”
Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.
Слайд № 16 – 19 “Систематизация информации”
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?
Слайд № 20 “Подготовка к защите исследовательской работы”
- Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
- Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
- Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
- Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
- Сделать выводы и умозаключения.
- Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- Подготовить текст сообщения.
- Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
- Приготовиться к ответам на вопросы.
Слайд № 21 “От чего зависит успех”
Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток. А авторы заканчивают рабочую тетрадь “Я – исследователь” такими словами:
Слайд № 22 “Дорогой друг!”
Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!
Слайд № 23 – 24 “Результат”
В результате работы по учебному пособию
Учащиеся 4 класса знают:
- структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
- структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
- основные информационные источники поиска необходимой информации;
- способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся 4 класса умеют:
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов;
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
- планировать учебно-исследовательскую деятельность;
- пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями и научной литературой.
В ходе индивидуальной работы, совместно УЧЕНИК + УЧИТЕЛЬ достигнуты следующие результаты: 7 учащихся проводили исследования, из них двое участвовали в городской научно-исследовательской конференции “Будущее Алтая” и получили высокую оценку жюри.