Урок 1
<Приложение 1>. Cлайд 1
Цели урока: повторить понятие параллельных прямых, ввести понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов, научить находить пары накрест лежащих, односторонних и соответственных углов.
Ход урока
I. Устная работа. <Приложение 1> . слайд 2
Вспомнить взаимное расположение прямых на плоскости.
Две прямые могут пересекаться (в одной точке) или на пересекаться (параллельны).
а в = О c || d.
II. Объяснение нового материала
Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
<Приложение 1> . слайд 3
a || b
Вспомним, что две прямые, перпендикулярные третьей, не пересекаются.
<Приложение 1> . слайд 4
если c f , df , то c || d.
<Приложение 1> . Слайд 5
Два отрезка называются параллельными, если лежат на параллельных прямых.
Назвать параллельные отрезки.
AB || MN; BD || MN; AD || MN.
<Приложение 1> . слайд 6
Отрезок MN || прямой d, луч h || прямой d, отрезок MN || лучу h.
<Приложение 1> . слайды 7 -8
Прямая с называется секущей по отношению к прямым а и в, если она пересекает их в двух точках.
При этом образуются 8 углов.
Углы 4 и 5, 3 и 6 называются односторонними.
Углы 3 и 5, 4 и 6 называются накрест лежащими.
Углы 1 и5, 4 и 7, 2 и 6, 3 и 8 называются соответственными.
III. Решение заданий на закрепление
.1.Пусть прямые c и d пересечены секущей f. <Приложение 1> . слайды 9-10.
Назвать пары односторонних, накрест лежащих, соответственных углов.
<4 и <8, <2 и <7 – односторонние.
<4 и <7, <2 и <8 - накрест лежащие.
<1 и <7, <2 и <5, <3 и <8, <4 и <6 - соответственные.
2. <Приложение 1> . слайды 11 -12
Известно, что <2=<5 (накрест лежащие). Доказать, что равны другая пара накрест лежащих углов, все пары соответственных и сумма односторонних углов равна 180°.
По условию <2=<5.
<4=180° - <2 (смежные).
<6=180° - <5 (смежные).
—> <4=<6.
Вывод: если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы одной пары углов равны, то равны и накрест лежащие углы другой пары.
По условию <2=<5.
<1=180° - <2 (смежные).
<6=180° - <5 (смежные).
—> <1=<6.
Но <6=<8 (вертикальные), <1=<4(вертикальыне) —> <4=<8.
По условию <2=<5.
<3=<2 (вертикальные).
—> <5=<3.
По условию <2=<5.
<7=<5 (вертикальные).
—> <7=<2.
Вывод: если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то равны все пары соответственных углов.
По условию <2=<5.
<2+<4=180° (смежные).
—> <4+<5=180°.
Аналогично, <2=<5 и <5+<6=180° —> <2+<6=180°
Вывод: если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то сумма односторонних углов равна 180°.
3.Дан треугольник АВС, стороны АВ и ВС пересечены прямой МК, О и Р - точки пересечения.
<Приложение 1> . Cлайд 13.
Заполнить пропуски.
Рассмотрим прямые МК и АС, они пересечены прямой АВ – секушая.
<BAC и <BOP - ………. (соответственные)при прямых … (АС) и ..(МК)и секущей .. (АВ).
<BCA и <…… (КРС). – накрест лежащие при прямых АС и МК и секущей ….(ВС).
<AOP и <…… (САО)- односторонние при прямых ……(АС) и …..(МК) и секущей АВ.
IV. Итог урока.
Назвать пары углов, образованных при пересечении двух прямых секущей.
Домашнее задание. П.24. <Приложение 1> . Cлайд 14.
<KMO и<MON - ……(накрест лежащие) при прямых ….. (КО) и…..(MN) и секущей ………(МО).
<KON и <MNO - ……(односторонние) при прямых …. (MN)и…….(КО) и секущей …….(NO).
<KON и <MKO…….. (односторонние) при прямых…(МО) и …(КО) и секущей …. (КМ).
<KOM и<NMO……..(накрест лежащие) при прямых ..(КО) и …(MN) и секущей … (МО).
Урок 2
Приложение 2>. Cлайды 1-2
Цели урока: доказать признаки параллельности прямых, научить учащихся решать задачи на применение признаков параллельности двух прямых.
Ход урока
I. Устная работа
Опрос по вопросам.
Проверка домашнего задания (фронтально с места).
II. Объяснение нового материала
Вспомним признаки равенства треугольников. Для чего они нужны?
Так как прямая бесконечна, то невозможно убедиться непосредственно в том, что две прямые не имеют общих точек. Поэтому желательно иметь какие-то признаки, по которым можно сделать вывод о параллельности прямых.
<Приложение 2>. Cлайды 3-4
I признак. .Если при пересечении двух прямых третьей, накрест лежащие углы равны, то такие прямые параллельны.
Дано: прямые а и в, с – секущая.
<1 = <2 (накрест лежащие)
Доказать: а || в
Доказательство
1) Рассмотрим случай, когда <1=<2=90° <Приложение 2> . Слайд 5.
Тогда аАВ и вАВ. (Две прямые, перпендикулярные третьей, не пересекаются) Значит, а || в.
2) Рассмотрим случай, когда <1 и <2 не прямые. <Приложение 2> . Слайд 6.
Проведем дополнительное построение.
Возьмем точку О так, что АО=ВО. Проведем ОНа.
Отложим ВН1 = АН, соединим О с Н1.
Рассмотрим ОНА и ОН1В.
ОА=ОВ (по построению).
АН=ВН1 (по построению).
<1=<2 (по условию).
—> ОНА = ОН1В (по 2 сторонам м углу между ними) —> <3=<4 и <AHO=<OH1B.
Так как <3=<4 , то точка Н1 на продолжении луча ОН. Значит, точки О, Н, Н1 лежат на одной прямой.
Так как <AHO=<OH1B и <AHO=90° (по построению), то <OH1B=90°.
Получили аНН1 и вНН1 (две прямые, перпендикулярные третьей, не пересекаются): а || в.
II признак. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны. <Приложение 2> . Cлайды 7-8.
Дано: прямые а и в
С - секущая
<1=<2 (соответственные)
Доказать: а || в
Доказательство. <Приложение 2>. Cлайд 9.
1)<2=<3 (вертикальные).
2) <1=<2 (по условию).
—> <1=<3, они накрест лежащие при пересечении прямых а и в секущей с, —> по первому признаку параллельности а || в.
<Приложение 1>. Cлайд 10.
III признак. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180°, то прямые параллельны.
Дано: прямые а и в , секущая с
<1+ <4=180° (односторонние)
Доказать: а || в
Доказательство <Приложение 2> . слайд 11
1) <1+<4= 180° (по условию).
2) <3+<4=180°(смежные).
—> <1=<3 , они накрест лежащие при пересечении прямых а и в и секущей с —> по первому признаку параллельности а || в.
Прочитать по учебнику практические способы построения параллельных прямых.
III. Решение заданий на закрепление.
№ 187, 189, 186(а).
Практическое задание № 195.
IV. Итог урока.
Сфомулировать признаки параллельности прямых.
Домашнее задание: п.25 №186(б), 194.