Цели урока:
- Составить таблицу умножения на 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, пользуясь таблицей умножения трёх.
- Закреплять умения беглого счёта, решения простых задач.
- Воспитывать любовь к русской поэзии, развивать чувства товарищества.
Оборудование:
- карточки с тест – контролем на каждого обучающегося;
- детские рисунки по мотивам сказки А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане…”;
- геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник;
- учебник математики.
Ход урока
I. Организационный момент:
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок!
Всё у нас в порядке?
Карандаши, ручки и тетрадки?
Вот линейка и указка.
В класс тихонько входит сказка.
П. Сообщение темы урока.
– Сегодня на урок к нам пришла сказка. Я начну сказывать, а вы отгадайте, что это за сказка.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.
(А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”).
– Ребята, о каком числе говорится в сказке?
(О числе 3)
-Правильно, Сегодня на уроке мы будем изучать “Умножение трёх, на 3 и соответствующие случаи деления”.
Ш. Проверка знаний (тест-контроль).
В синем небе звёзды блещут,
В синем морс волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт...
– Для того чтобы спасти наших героев, нужно решить небольшой тест.
I вариант.
1. Найди “лишнее число”. 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 25 (Все кратны 3)
2. Вставь число в окошко:
3+3+3+3= _ х 3
_ х 3 = 15
3. Делимое 9, делитель 3. Найди частное___________________________________
4. Реши уравнение. 6 * х = 18
5. 6 кусков сахара разложили в 2 стакана. Сколько кусков сахара в одном стакане?
II. вариант.
1. Найди “лишнее число”.2, 4, 8, 9,12,14,16,17,18. (Все кратны 2)
2. Вставь число в окошко.
_ х 2 <3+3+3
3 х _ = 21
3. Найди частное чисел 18 и 6._________________________________________
4. Реши уравнение. X х 5= 15
5. В одной комнате живут 4 человека. Сколько человек живут в 3-х комнатах?
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько ...
IV. Работа по теме урока.
Работа с учебником (с. 37)
№ 1. Давайте рассмотрим рисунок в учебнике.
– Сколько в каждом ряду столбиков? (3)
– Сколько в столбике клеточек? (3)
– Сколько столбиков по 3 клеточки? (3)
– Сколько всего клеточек? (9)
– Как вы узнали? (3 х 3 = 9)
– Прочитайте примеры, пользуясь названием компонентов. (Хором: первый множитель 3, второй множитель 3, произведение равно 9.Если произведение разделить на один из
множителей, то получим другой множитель.)
– Где нужны нам эти правила? (В решении уравнений).
Поэтапное решение записанного на доске уравнения (27:Х=9)
А) разбираем устно; Б) записываем в тетрадь
– Какое второе чудо произошло в сказке? (Белка с орешками)
... Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые
Всё скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут...
На доске написана задача.
В день белка разгрызает 9 орехов. Сколько белка разгрызёт орехов за 3 дня ?
(Коллективное решение задачи)
За 1 день – 9 ор.
За 3 дня – ? ор.
9 х 3 = 2(ор.)
– Как вы узнали? Ведь мы ещё не проходили таблицу умножения на 9?
(От перестановки множителей произведение не изменяется).
Ответ: 2/ орехов белка разгрызает за три дня.
– Вот сейчас мы и погрызем, как орешки, примеры.
№ 2. Вызвать по одному человеку с каждого ряда, решение примеров построчно.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
1 х 3 | 3 : 3 | 2 : 2 |
5 х 3 | 3 х 8 | 6 х 3 |
21:7 | 27:3 | 24:8 |
18 :6 | 12:4 | 15:5 |
(45+35): 10 | 10 х (21-1б) | (62+18) : 8 |
– А сейчас проверим ваше внимание. Какое третье чудо произошло в сказке?
...Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет ной,
Хлынет па берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор...
– Сколько всего человек вышли из моря? (34 человека, т .к. 33+1=34)
-Можно ли всех вышедших из моря разделить на группы по трое?
Уч-ся. Нельзя, т.к. один человек остаётся без группы.
Физминутка.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
V. Работа с пройденным материалом.
– Какое последнее чудо было в сказке?
...За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит...
– Царевна помогала Гвидону решить его задачи с помощью чудес. А теперь она задаёт нам задание (на доске прикреплены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб) :
– Какая фигура лишняя?
– Что за фигуры остались на доске?
– Что такое треугольник? (Фигура, у которой 3 стороны и три угла.) Что вы можете сказать про треугольник? (У него все стороны равны.)
– Найдите периметр треугольника, если сторона треугольника равна 3 см.(Решение задачи самостоятельно, с последующей взаимопроверкой )
АВ= 3 см
ВС= 3см
СА= 3см
Р = ?см
Р =а+в+с
Р=3+3+3=3*3
Р = 9см
Ответ: периметр равен 9 см.
VI. Итог. Чему учились на уроке?
Домашнее задание: с.41, №13, с. 37, №3.