Преподавание биологии предполагает использование различных средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой предмета часто необходимо выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов т.е. наблюдение и эксперимент. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.
Использование ИКТ на уроках позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии относятся мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, дающих необходимую информацию. При этом задействуются различные каналы восприятия учащихся, что облегчает запоминание. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно “конструировать” процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Предлагаю вниманию коллег один из уроков, на котором показано применение данных методов.
Цели:
образовательная:
- конкретизировать понятие “анализатор” на примере обонятельного, тактильного, вкусового, и двигательного анализаторов;
- сформировать знания о строении периферического звена вкусового и обонятельного анализаторов;
развивающая:
- продолжать развивать умение самостоятельно работать в парах; работать с лабораторным оборудованием; делать выводы, обобщения.
Общеучебные умения: анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, работать с тестами.
Специальные умения: решать биологические задачи, работать рисунками и схемами, связанными со строением организма человека, работа с лабораторным оборудованием.
Предварительная подготовка учителя:
- разработать презентацию по теме “Виды анализаторов”;
- составить практическую работу.
- подобрать биологические задачи по данной теме.
Опорные понятия: анализатор.
Оборудование: АРМ, баночки с растворами разных вкусов (кислый, соленый, сладкий, горький), пищевая краска, ватные палочки, салфетки, ароматическое масло, лупы, сухарики, сахар комовой, циркуль, металлический шарик, ванилин.
Используемая литература:
- Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева /автор-составитель Г.В.Чередникова.- Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И. Н. Беляева “Биология. Человек. 8 класс”/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. – М.: Дрофа, 2003 г.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье.