Использование компьютерной презентации на уроке географии по теме "Вулканы и вулканические извержения". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Тип урока: комбинированный.

Используемые ресурсы:

  1. Мультимедийный комплекс.
  2. Презентация, созданная творческой группой (учитель географии, учитель информатики, обучающиеся 7-8-х классов).
  3. Карты: физическая карта полушарий, физическая карта России.
  4. Атласы по географии для 6 класса.
  5. Дополнительная литература: Детская энциклопедия “Вулканы”, занимательный атлас “Вулканы”, энциклопедия “Ридерз Дайджест” “Планета Земля”.

Цель: Изучение вулканов, вулканических извержений.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить и углубить знания о вулканах, об их строении;
  • Научиться определять типы вулканов, типы вулканических извержений и их особенности;
  • Рассмотреть причины образования вулканов;
  • Сформировать знания о районах распространения вулканов в мире и в России;
  • Сформировать умение определять географическое положение вулкана на карте.

Развивающие:

  • Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы.
  • Развивать умения и навыки работы с тематическими и контурными картами.
  • Развивать познавательную активность, умения применять знания на практике.

Воспитательные:

  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности.
  • Воспитание толерантных отношений в классном коллективе.
  • Воспитание бережного отношения к технике.

Опорные понятия:

  • Вулкан;
  • Жерло;
  • Кратер;
  • Вулканическая камера.

Ход урока

1. Организация класса на урок.

2. Актуализация знаний через опрос ранее изученного материала.

  • Каково внутреннее строение земного шара? (Для ответа используется таблица “Внутреннее строение земного шара”)
  • Дайте характеристику типам земной коры. (Используется учебная таблица “Строение земли и земной коры”
  • Назовите и охарактеризуйте основные виды движения земной коры. (Учебная таблица “Движения земли и их следствия”)
  • Что такое землетрясение?

3. Изучение нового материала.

Учитель: С активностью земной коры связаны не только землетрясения, но еще одно природное явление, с которым мы сегодня и познакомимся.

Включение видеофильма с записью извержения вулкана (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

На фоне фильма учитель задает загадку:

Вулкан

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный ……… (вулкан)

– О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (о вулканах)

– А что означает слово вулкан? (огнедышащая гора)

– Вы уже знаете из курса Природоведения что такое вулканы. А почему он образуется, какие типы вулканов и извержений бывают, где они находятся, вы узнаете на этом уроке. И поможет нам в этом компьютер, который становится неотъемлемой частью нашей жизнью.

Начинается демонстрация презентации. (Приложение 1)

Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2-3. История возникновения слово “вулкан”.
Слайд 4. Строение вулкана. (Во время просмотра слайда обучающиеся подписывают названия основных частей вулкана на заранее сделанных учителем заготовках-схемах).

Слайд 8-12. Вулканические выбросы. (Во время просмотра на заготовках-схемах (Рисунок 1) дорисовывают продукты вулканических выбросов).
Слайд 13-14. Типы вулканов. (Во время просмотра этой группы слайдов учитель сам сравнивает и выясняет особенности различных типов вулканов, т.к. при рассмотрении слайда 15 “Виды извержений” сравнение и анализ видов извержений предстоит сделать обучающимся)
Слайд 15. Виды извержений. (Обучающимся предлагается самостоятельно выяснить и отметить в тетрадях существенные черты и особенности каждого вида извержений. Работу можно организовать индивидуально или в парах)
Слайд 16-18. Мировая карта вулканов. (Учитель обращает внимание обучающихся на значок обозначения вулканов)
Слайд 19. Схема (действующие, потухшие и уснувшие вулканы).
Слайд 20-21. Великие извержения и их последствия.
Слайд 22. Польза вулканов. Учитель говорит о том, что вулканы приносят не только разрушения, но и пользу.
Слайд 23. Исследование вулканов.
Слайд 24-25. Определение географического положения вулкана.

4. Закрепление изученного материала.

Слайд 26-29. Тест. Учитель предлагает обучающимся пройти тест для закрепления пройденного материала.

5. Домашнее задание.

Слайд 30. Домашнее задание.

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

7. Рефлексия.

Используемая литература

  1. Вулканы. Детская энциклопедия “Махаон”. – М.:2006, 130с.
  2. Вулканы. Занимательный атлас. Издательство Атлас. 2007г., 27с.
  3. ГерасимоваТ.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2003. – 176с.:ил., карт.
  4. Крылова О.В. физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 192с.: ил., карт.
  5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2004, 288с. – (В помощь школьному учителю).
  6. Планета Земля. “ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест”, 2008г., 256 с.