Тип урока: комбинированный.
Используемые ресурсы:
- Мультимедийный комплекс.
- Презентация, созданная творческой группой (учитель географии, учитель информатики, обучающиеся 7-8-х классов).
- Карты: физическая карта полушарий, физическая карта России.
- Атласы по географии для 6 класса.
- Дополнительная литература: Детская энциклопедия “Вулканы”, занимательный атлас “Вулканы”, энциклопедия “Ридерз Дайджест” “Планета Земля”.
Цель: Изучение вулканов, вулканических извержений.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить и углубить знания о вулканах, об их строении;
- Научиться определять типы вулканов, типы вулканических извержений и их особенности;
- Рассмотреть причины образования вулканов;
- Сформировать знания о районах распространения вулканов в мире и в России;
- Сформировать умение определять географическое положение вулкана на карте.
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы.
- Развивать умения и навыки работы с тематическими и контурными картами.
- Развивать познавательную активность, умения применять знания на практике.
Воспитательные:
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности.
- Воспитание толерантных отношений в классном коллективе.
- Воспитание бережного отношения к технике.
Опорные понятия:
- Вулкан;
- Жерло;
- Кратер;
- Вулканическая камера.
Ход урока
1. Организация класса на урок.
2. Актуализация знаний через опрос ранее изученного материала.
3. Изучение нового материала.
Учитель: С активностью земной коры связаны не только землетрясения, но еще одно природное явление, с которым мы сегодня и познакомимся.
Включение видеофильма с записью извержения вулкана (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).
На фоне фильма учитель задает загадку:
Вулкан
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный ……… (вулкан)
– О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (о вулканах)
– А что означает слово вулкан? (огнедышащая гора)
– Вы уже знаете из курса Природоведения что такое вулканы. А почему он образуется, какие типы вулканов и извержений бывают, где они находятся, вы узнаете на этом уроке. И поможет нам в этом компьютер, который становится неотъемлемой частью нашей жизнью.
Начинается демонстрация презентации. (Приложение 1)
Слайд 1. Тема урока. |
Слайд 2-3. История возникновения слово “вулкан”. |
Слайд 4. Строение вулкана. (Во время просмотра слайда обучающиеся подписывают названия основных частей вулкана на заранее сделанных учителем заготовках-схемах). |
Слайд 8-12. Вулканические выбросы. (Во время просмотра на заготовках-схемах (Рисунок 1) дорисовывают продукты вулканических выбросов). |
Слайд 13-14. Типы вулканов. (Во время просмотра этой группы слайдов учитель сам сравнивает и выясняет особенности различных типов вулканов, т.к. при рассмотрении слайда 15 “Виды извержений” сравнение и анализ видов извержений предстоит сделать обучающимся) |
Слайд 15. Виды извержений. (Обучающимся предлагается самостоятельно выяснить и отметить в тетрадях существенные черты и особенности каждого вида извержений. Работу можно организовать индивидуально или в парах) |
Слайд 16-18. Мировая карта вулканов. (Учитель обращает внимание обучающихся на значок обозначения вулканов) |
Слайд 19. Схема (действующие, потухшие и уснувшие вулканы). |
Слайд 20-21. Великие извержения и их последствия. |
Слайд 22. Польза вулканов. Учитель говорит о том, что вулканы приносят не только разрушения, но и пользу. |
Слайд 23. Исследование вулканов. |
Слайд 24-25. Определение географического положения вулкана. |
4. Закрепление изученного материала.
Слайд 26-29. Тест. Учитель предлагает обучающимся пройти тест для закрепления пройденного материала. |
5. Домашнее задание.
Слайд 30. Домашнее задание. |
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
7. Рефлексия.
Используемая литература
- Вулканы. Детская энциклопедия “Махаон”. – М.:2006, 130с.
- Вулканы. Занимательный атлас. Издательство Атлас. 2007г., 27с.
- ГерасимоваТ.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2003. – 176с.:ил., карт.
- Крылова О.В. физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 192с.: ил., карт.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2004, 288с. – (В помощь школьному учителю).
- Планета Земля. “ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест”, 2008г., 256 с.