"Капельки". Оздоровительная программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией

Разделы: Работа с дошкольниками


В детском саду №12 «Солнышко» г. Шелехова, Иркутской области имеется санаторная группа детей с затухающими формами туберкулеза.

Сейчас для туберкулеза сложились благоприятные условия: стихийные бедствия, войны, недоедание, ВИЧ – инфекция; появилось много малоимущих, ежедневные стрессы, злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, низкая физическая активность, постоянные смены климата (поездка из одного климатического пояса в другой) подрывают защитные силы организма. Туберкулез- это инфекционное заболевание, вызываемое туберкулезными палочками – микобактериями.

Причина инфицирования - заражение.

В детском возрасте иммунная система только формируется, поэтому дети в первую очередь подвержены заражению.

Большое значение имеет фон соматических заболеваний, все это приводит к нарушению обменных процессов, дефициту минерального обмена.

Чаще всего у детей развивается процесс туберкулеза в легочных тканях и внутри грудных лимфатических узлах, при этом у ребенка появляется вялость, повышенная утомляемость.

Уровень двигательной сферы ребенка напрямую зависит от его здоровья, поэтому был выбран наиболее эффективный путь вариативной программы физкультурно-оздоровительной направленности для детей с затухающими формами туберкулеза в детском саду и дома.

Дети санаторной группы относятся к специальной медицинской группе – это дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, находящиеся в группе санаторного типа в течение от

3-х месяцев до 1 года и обуславливающие ограничение физических нагрузок. Для них предусмотрены комплексные оздоровительные мероприятия включающее щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, обучение элементам самомассажа, физиотерапевтическую и медицинскую терапию. Как правило, в санаторную группу поступают дети разного возраста от 3 до 7 лет, поэтому проводить занятия с такими детьми намного сложнее, чем с детьми обычной группы ДОУ. Старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому материалу, не требующему от них умственных и физических усилий, при усложнении младшие дети не могут выполнить в силу своих возрастных особенностей. Вот почему программное содержание занятий в смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной группы.

Наряду с этим, на занятиях по физической культуре необходимо создавать благоприятную доброжелательную обстановку для каждого ребенка, проявлять готовность старших детей и педагогов оказать помощь и поддержку младшим детям, дать возможность почувствовать всем воспитанникам себя самостоятельным, уверенным и защищенным в любой ситуации.

Установлено, что на протяжении дошкольного периода ослабленные дети отстают от своих здоровых сверстников не только по абсолютным показателям суточных объемов основных движений, но и по годовым приростам среднесуточной двигательной активности (М.Н.Алиев с сотр.) Вместе с тем полноценная двигательная активность является залогом успешного оздоровления ослабленных детей.

Условием эффективности и достижения комплексности оздоровительно – развивающей работы с ослабленными детьми является организация системы оздоровительных мероприятий на двигательно - игровой основе.

Усовершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников можно с помощью внедрения элементов креативной педагогики с использованием вариативной физкультурно-игровой среды, которая оказывает огромное влияние на эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и восприятий.

В программе собран материал по использованию нетрадиционных методов оздоровления, который наряду с лечебными методами можно применять при лечении органов дыхания так же, используются игровые методы, которые наиболее доступны детям.

Цель программы: Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с группой детей с туберкулезной интоксикацией. Оздоровление детей, профилактика заболевания туберкулезом, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Продолжать работу по улучшению условий физического развития детей с затухающими формами туберкулеза.
  2. Систематизировать структуру занятий.
  3. Повысить качество двигательной активности детей в свободное время.
  4. Осушествлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам оздоровления детей, профилактики заболевания туберкулезом.
  5. Продолжать работу по индивидуальному сопровождению детей по всем компонентам здоровья (психическое, соматическое, физическое, духовно-нравственное, социальное).

Основные принципы программы.

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научнообоснованным и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов группы, узких специалистов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3. Принцип комплексности и итегрированности решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

Программа состоит из нескольких разделов:

  • горизонтальный пластический балет;
  • комплексы лечебной физкультуры с использованием дыхательной гимнастики;
  • комплексы лечебной физкультуры с использованием упражнений на формирование правильной осанки;
  • массаж биологически активных точек;
  • психогимнастика;
  • подвижные игры;
  • диагностика двигательной сферы;
  • просветительская работа с родителями;

Горизонтальный пластический балет.

Что такое «горизонтальный пластический балет»? Это новый стиль работы с детьми предложенный кандидатом педагогических наук доцентом Н.Н. Ефименко. Этот стиль работы оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Используя в своей программе идею горизонтального пластического балета, малыши погружаются в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций.

  • Горизонтальный – все позы в программе горизонтированны.
  • Пластический – отражает характер движений. Все движения плавные, мягкие, пластичные.
  • Балет подчеркивает, что физические упражнения выполняются под музыку. Это эстетическая составляющая двигательной активности детей. В нее входит знакомство с красивой классической и современной музыкой, желательно инструментальной. При прослушивании, которой рождаются ассоциации зрительных картин и образов. Чтобы выразить движениями характер музыки подбираются игровые образы, например цветы, дельфины, морские водоросли, лодочки.

Дети с туберкулезной интоксикацией имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а форма и стиль горизонтального пластического балета как нельзя лучше подходит для работы с такими детьми, потому что:

  1. Режим горизонтированных поз обеспечивает естественную, биологически обоснованную последовательность формирования поз и движений: от положения лежа на спине – к позе стоя на высоких коленях.
  2. Позвоночник при этом находится в самом оптимальном положении для коррекции, разгрузки и расслабления.
  3. Деятельность сердечно – сосудистой системы также проходит в щадящем, разумном режиме (исключается избыточное напряжение сердечной мышцы).
  4. Музыка и театрализация позволяет создать у детей во время упражнений положительный эмоциональный фон.

Лечебная физкультура – важнейший лечебный и профилактический метод при всех заболеваниях органов дыхания у детей. Особенно велико значение этого метода в лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые, как известно, трудно поддаются медикаментозной и другой терапии. Она состоит:

  • Комплексов лечебной физкультуры с использованием дыхательной гимнастики

Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. Е.А.Аркиным были указаны средства формирования полноценного дыхания:

  • упражнения в беге;
  • гимнастика дыхательных мышц;
  • обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох);
  • постановка соответствующих певческих навыков – звуковая гимнастика.

Обучение правильному дыханию и нормализация соответствующих функций организма осуществляется путем применение в работе с детьми игровых методик предложенных В.Т Кудрявцевым и Б.Б.Егоровым, например, игровые упражнения : «Покачаем пчелку», «Часы», «Дровосек» и др. Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с ослабленными детьми обеспечивает сочетание дыхательных и звуковых упражнений. Важно отметить, что сочетание дыхательных и звуковых упражнений способствуют развитию осмысленной моторики при дыхании. Этого можно добиться в работе с детьми, применяя игровые упражнения («Полет в космос», «Плаксы», «Упрямый ослик»).

  • Комплексов лечебной физкультуры с использованием упражнений на формирование правильной осанки

При заболевании органов дыхания у детей, кроме слабости дыхательных мышц развивается и нарушение осанки. Слабость дыхательных мышц порождает не только замедление роста с недостаточным развитием основных физических качеств, но и деформации грудной клетки и позвоночника, и если не принимать ни каких мер для исправления осанки, то развивается искривление позвоночника. Поэтому, наряду с комплексами дыхательной гимнастики, для детей этой группы, необходимо проводить комплексы для формирования правильной осанки.

При проведении ЛФК необходимо учитывать внешние признаки утомления детей, которые приведены в таблице № 1. 

Таблица № 1.

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка. Степень выраженности утомления
Небольшая средняя Высокая
Окраска кожи лица, шеи. Легкое покраснение лица, спокойное выражение лица. Значительное покраснение лица, напряженное выражение Появление бледного носогубного треугольника, побледнение кожных покровов
Потливость незначительная Выраженная потливость лица Резко выраженная потливость лица
Дыхание Ровное, несколько учащенное Резкое учащение дыхания Одышка
Движения Выполняются с точной амплитудой и направлением Появление дополнительных движений, неуверенность, не выполняется заданная амплитуда и направление движений Выраженный тремор конечностей, отказ от выполнения или повышенная двигательная активность.
Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, прекращение движений Заторможенность, нарушение координации движений, выраженная усталость.

Массаж биологически активных точек способствует улучшению протекания нервных процессов путем воздействия на активные точки, помогает расслаблению мышц и нервно-эмоционального напряжения.

Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Массаж биологически активных точек повышает защитные свойства организма человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Этюды по психогимнастике.

Ю.Ф.Змановский писал о необходимости использования в оздоровительной работе различных психогимнастических упражнений. Используя в работе психогимнастические упражнения и игры которые помогают обеспечить коррекцию индивидуальных особенностей ослабленных детей (неуверенность, замкнутость, заторможенность, быструю утомляемость, повышенную тревожность) и в тоже время помогают сформировать творческие способности.

Подвижные игры и игровые задания имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в силах, умение действовать в коллективе и индивидуально.

Для диагностики двигательной сферы использовала методику диагностики развития двигательной сферы ребенка и проявления в ней эмоциональных состояний предложенную международным образовательным и психологическим колледжем под редакцией О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой.

Степень развития движений – важный показатель состояния здоровья ребенка, как физического, так и психического. По технике выполнения движения можно судить об уровне развития у ребенка двигательных умений, навыков, физических качеств.

Просветительская работа с родителями.

Для работы с родителями составлен цикл лекций, повышающий уровень знаний о туберкулезе, способах профилактики, диете, народных средствах помогающих бороться с недугом, а так же о нетрадиционных способах оздоровления, которые помогут повысить сопротивляемость организма.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышение уровня здоровья детей.
  2. Овладение навыками самооздоровления.
  3. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья человека.

На занятиях по физической культуре необходимо создавать благоприятную доброжелательную обстановку для каждого ребенка, проявлять готовность детей и педагогов оказать помощь и поддержку воспитанникам, дать возможность детям почувствовать себя самостоятельным, уверенным и защищенным в любой ситуации.

Дифференцированное обучение детей по программе «Капельки» направлено на регулирование двигательной активности детей во время использования различных форм физического воспитания, оно положительно влияет на психическое развитие дошкольников, на характер их поведения на личностные качества.

Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.

Литература. 

  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: Социально –оздоровительная технология XXI века. «Аркти» Москва 2003г.
  2. Беляков Е. 365 развивающих игр. «Айрис Пресс» «Рольф» Москва 1999г.
  3. Воротилкина И.М. Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. «Просвещение». Москва 2006г.
  4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. «5 за знания». Москва 2005г.
  5. Доскин В.А.,Голубева Л.Г. Растем здоровыми. «Просвещение». Москва 2003г.
  6. Дьячено О.М.,Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста. Международный образовательный и психологический колледж. Выпуск II. Москва 1996г.
  7. Ефименко Н.Е. Театр физического развития и оздоровления. «Линка – Пресс». Москва 1999г.
  8. Исаева Л.А. Детские болезни. Учебная литература для студентов мед.институтов. «Медицина» Москва 1986г.
  9. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка – Пресс». Москва 2000г.
  10. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. «Просвещение». Москва 2005г.
  11. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. «Просвещение», «Владос» Москва 1995г.
  12. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А.., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре. «Академия» Москва 2002г.
  13. Логинов В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Детство: Программа развития и воспитания детей. «Детство –Пресс» Санкт – Петербург 1997г.
  14. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ. «Айрис Пресс». Москва 2006г.
  15. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика. «Книголюб» Москва 2006г.
  16. Нестерюк Т.В Гимнастика маленьких волшебников.»ДТВ» Москва 1993г.
  17. Онучин Н.А. Дышите легко! Дыхательная гимнастика. АСТ Сова» Москва, Санкт – Петербург 2006г.
  18. Олонцева Г.Н. Организация контроля за физическим воспитанием детей в детском саду. Иркутск 1987г.
  19. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду . «Просвещение» Москва 1979г.
  20. Петровский Б.В. Большая медицинская энциклопедия. Том 25 .Издание третье. Изд.«Советская инциклопедия» Москва 1985г.
  21. Попова Н.М., Харламов Е.В. Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях. «МарТ». Москва – Ростов – на – Дону 2004г.
  22. Ракова Н. Туберкулез поражает не только голодных. Журнал «Предупреждение» 2004г. данные Архангельского областного противотуберкулезного диспансера, НИИ фтизиопульмонологии ММА им.Сеченова, Института здравоохранения (Нью – Йорк).
  23. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. «Мозаика – Синтез» Москва 2000г.
  24. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. «ТЦС Сфера» Москва 2005 г.
  25. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. «Детство –Пресс» Санкт – Петербург 2005г.
  26. Чистякова М.И. Психогимнастика «Просвещение» 1990г.

Презентация.