Одной из главных задач современного образования является интеллектуальное развитие обучающихся, их подготовка к активной деятельности в различных сферах жизни.
Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5» ставит задачу формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования) как одну из основных задач образования.
В период интенсивной информатизации общества для развития любого человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии.
Для решения поставленных задач требуется внедрение новых, в том числе активных форм обучения, таких как конференции, слёты, учебные игры, проекты, фестивали.
В настоящее время метод проектов достаточно широко используется для активизации деятельности обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская (учебно-исследовательская), творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-либо проблемы, но и процесс ее решения, что включает в себя планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Для метода проектов существенным является вопрос значимости предполагаемых результатов и возможности представления полученного результата (например, доклад на конференции и т.п.).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся -индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Работа по методу проектов позволяет решать задачи формирования базовых компетентностей современного человека.
Работа над любым проектом включает определенные этапы, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
Групповая деятельность на уроке позволяет добиваться распределения ролей в группе, (что дает практически каждому учащемуся успешно проявить себя в ходе обсуждений, выработки совместных решений), происходит корректировка уровня знаний по предмету, развивается способность к самостоятельной работе и проявляются лидеры-координаторы. В процессе обсуждения участники группы имеют возможность высказывать собственные предположения о характере работы, предлагать пути решения возникающих в ходе выполнения проекта задач и оценивать свои силы. Кроме того, групповая деятельность позволяет снижать уровень тревожности обучающихся, страх оказаться неуспешным, а также позволяет приобрести опыт ведения диалога, умение аргументировать свою точку зрения, что немаловажно на современном этапе развития общества.
Использование групповой формы организации учебного процесса может быть целесообразно на любом этапе обучения.
Различают следующие виды групповой деятельности:
- кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;
- индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
- дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями обучающихся.
При организации групповой работы следует учитывать следующие особенности обучающихся:
- уровень усвоения необходимых знаний и умений;
- способности и интерес к изучению учебного предмета.
Деятельность учителя при организации групповой работы состоит в:
- делении обучающихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям) или корректировке состава групп (иногда имеет смысл согласится с выбором обучающихся);
- разработке и подборе заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями обучающихся;
- оценивании деятельности обучающихся.
Подбор заданий для группового выполнения осуществляется с учетом:
- обязательных результатов обучения;
- межтематических связей;
- практической направленности.
При подборе заданий для работы группы следует также учитывать уровни усвоения знаний обучающимися: репродуктивный, репродуктивно - творческий, творческий.
На изучение темы «Компьютерные презентации» в курсе отводится незначительное количество часов. За это время обучающиеся должны получить представление о цели создания компьютерной презентации, о технологии создания презентации, научиться разрабатывать компьютерные презентации.
Возможны разные способы организации компьютерной презентации: автоматический показ слайдов с заранее записанным голосом, автоматический показ слайдов без комментариев, показ слайдов, сопровождаемый комментариями докладчика, причем в этом случае смена слайдов может быть как автоматическая (что является менее удобным), так и управляемая докладчиком. Учащиеся могут выбирать различные способы организации компьютерной презентации.
Для учащихся десятого класса технология создания презентации не представляет особой сложности. Основная задача учителя показать пути применения компьютерных презентаций и обратить внимание на ряд важных при разработке презентации моментов: содержание презентации должно раскрывать заявленную тему, слайды не должны быть перегружены текстом, на слайде сочетание текста и графики должно быть оптимально (следует также помнить, что используемые рисунки могут значительно увеличивать размер презентации, т. е. следует помнить о форматах используемых графических файлов), фоновый рисунок не должен быть сложным и многоцветным и мешать чтению текста, лучше использовать сплошную заливку, градиент или текстуру приглушенной яркости и насыщенности, цвет текста и цвет фона должны сочетаться, следует учитывать особенности сочетания цветов, не рекомендуется использовать более трех-четырех цветов. Наибольший интерес учащихся вызывает использование мультимедийных эффектов презентации. Но чрезмерное использование мультимедийных эффектов затрудняет восприятие содержания, на чем учитель должен акцентировать внимание обучающихся. Создание презентации сложной структуры с гиперссылками и управляющими кнопками должно быть оправдано и не мешать восприятию презентации.
Сравнивая работу с приложением Power Point в «режиме упражнений» и в режиме выполнения законченного мини-проекта оказывается, что во втором случае учащиеся получают представление о «законченном цикле» работы, а именно: выбор темы, поиск информации, структуризация информации, представление ее в печатном виде и представление в устной форме в сопровождении компьютерной презентации.
Изучение данной темы один из возможных примеров эффективного использования проектно-групповой формы обучения. Выполняя проект, работая в группе, учащиеся получают возможность обсуждать этапы проекта и, в частности, технологию создания презентации. Кроме того, в этом случае учащимся приходится решать еще и коммуникативную задачу - необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее и представить ее аудитории. Чем выше активность учащихся при выполнении работы, тем лучше результат.
Изучение темы «Компьютерные презентации» целесообразно завершить проведением урока-конференции, на котором обучающиеся представляют результаты своей работы.
Работа над проектом включает в себя следующие этапы:
I этап. Организационный. Включает в себя постановку задачи и создание группы обучающихся для paботы над проектом. В данном случае задача ставится на уроке: самостоятельно выбрать интересующую тему, подобрать литературу, оформить реферат с учетом правил, подготовить компьютерную презентацию и представить результат работы на уроке. Каждая группа должна представить законченную работу. Задание на поиск информации выдается за две недели до начала изучения темы «Компьютерные презентации».
II этап. Обсуждение выбранной темы, подбор информации. Учащиеся выбирают темы, организуют группы, обсуждают подобранный материал. Этап проходит в течение недели.
III этап. Оформление рефератов (в зависимости от выбранной темы и от разделения работ в группе обучающиеся могут сдавать один оформленный реферат от группы или оформлять рефераты индивидуально, но как законченные части единого реферата группы). Этап проходит в течение недели.
IV этап. Работа над презентацией выполняется на двух уроках и может быть продолжена самостоятельно.
V этап. Подведение итогов. Проведение урока-конференции. Коллективное обсуждение представленных работ.
При выполнении этого учебного мини-проекта от обучающихся требуется:
- владение компьютерной грамотностью: умение искать информацию, умение структурировать информацию; умение обрабатывать информацию;
- владение коммуникативными навыками;
- умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным темам курса;
- умение анализировать выполненную работу.
Цель предлагаемого мини-проекта:
- привитие навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной деятельности;
- формирование логического, аналитического и алгоритмического мышления;
- формирование навыков совместной работы в группе;
- формирование навыков участия в дискуссии;
- привлечение каждого учащегося к работе;
- создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Выполнение проекта:
На первом этапе работы над проектом формируются группы из двух-трех учащихся. Каждая из групп должна выбрать тему, выполнить свою работу и представить ее. При формировании групп необходимо учитывать соответствие сложности и объема выполнения проекта возможностям учащихся, состав проектной группы должен обеспечивать выполнение проекта. При выполнении проекта требуется выполнение следующих работ: поиск информации, структурирование информации, оформление реферата, отбор и подготовка информации для размещения на слайдах, разработка структуры и оформление презентации, представление работы. В связи с достаточно большим объемом работ важно правильно распределить обязанности в группе. В этом случае каждый учащийся может выполнять ту часть работ, которая ему наиболее интересна (а, следовательно, будет выполнена успешно) с учетом интересов проекта.
Выполнение проекта предусматривает как самостоятельную работу обучающихся, так и работу во время уроков.
Самостоятельная работа заключается:
- в выборе темы и подборе материала;
- в оформлении выбранного материала в виде реферата.
Работа на уроке:
- разработка компьютерной презентации;
- представление проекта.
Проведение урока-конференции
Цели урока:
- образовательная:
- углубление и систематизация знаний по темам «Создание компьютерных презентаций в программе MS Power Point», «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации»;
- закрепление умений и навыков разработки компьютерной презентации;
- формирование навыков представления материала в сопровождении компьютерной презентации;
- формирование навыков использования современного оборудования;
- развивающая:
- развитие навыков участия в дискуссии;
- формирование навыков оценки компьютерной презентации;
- развитие навыков активного слушания; умения сравнивать;
- воспитательная:
- воспитание умения корректно вести дискуссию.
Тип учебного занятия: по способу проведения и организации - урок-конференция.
Средства: мультимедийный компьютер, экран, проектор.
Учитель | Учащиеся | |
1. Организационный момент | Приветствие. Отметить отсутствующих. | Приветствие. Сообщают об отсутствующих. |
2. Основная часть | Сообщение темы урока. | |
Обсуждение цели конференции, порядка проведения, регламента, критериев оценки. | Участвуют в обсуждении критериев оценки работ. | |
Раздаются основные критерии оценки в печатном виде, приготовленные заранее, которые учащиеся могут дополнить. | Обсуждают и дополняют критерии оценки по группам. | |
Выступает в роли ведущего:
|
Выступление обучающихся с сообщениями. Учащиеся:
|
|
3. Подведение итогов | Просит сдать карточки с критериями оценки для проведения полного анализа. Благодарит всех за работу и отмечает положительные стороны каждой работы. Выставляет оценки. | |
4. Домашнее задание | Написать краткий анализ своей презентации «Что можно изменить в моей презентации в лучшую сторону» |
Примерные темы для выполнения учебных мини-проектов:
- Аппаратное обеспечение компьютера.
- История вычислительной техники.
- Компьютерные сети:
- История появления Интернета.
- Интернет. Интернет …. зависимость?
- Компьютерные игры:
- Компьютерные игры и их классификация.
- Компьютерные игры. Вред или …?
- Компьютерные вирусы и борьба с ними.
Критерии оценки презентаций, представленных на урок-конференцию:
Критерии оценки | Работа 1 | Работа 2 | Работа 3 | Работа 4 |
Тема работы | ||||
Качество доклада: | ||||
|
||||
|
||||
Содержание презентации: | ||||
|
||||
Качество оформления презентации: | ||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Максимальное количество баллов 10.