История Германии через прошлое в будущее. Германские племена - викинги и нибелунги. Урок-викторина

Разделы: Иностранные языки


Цели урока:
Практическая:

1. Формирование навыков и умений говорения и чтения на материале темы «Германские племена – викинги и нибелунги»
2. Обучение общению в рамках темы. Умение высказываться по теме, отбирая нужную информацию, с опорой на текст и иллюстрации.
3. Делать выводы по заданной теме.

Образовательная:
Расширение кругозора учащегося по теме в историческом, культурном,    литературном и лингво-страноведческом плане.
Воспитательная:
Обучение работе в команде, взаимовыручке и поддержке.
Развивающая:
Развитие мышления, памяти, логики и целостности высказывания.
Развитие монологической речи и языковой догадки.

Оборудование урока-викторины:
1.Увертюра к опере Вагнера «Кольцо Нибелунгов»
2. Оригинальные тексты «Песни о Нибелунгах», «Викинги»
3. Раздаточные материалы к викторине (раздаточный, лексический, пазл-карта)
4. Рисунки и графические изображения героев эпоса, рисунки развешаны на стендах кабинета.
5.Интерактивная доска, ПК для каждого члена команды (подключены на сайте Wikipedia)
6. Нагрудные эмблемы для команд, отображающие названия команд.

Ход урока – викторины

Учитель приветствует уч-ся и объявляет план урока-викторины.
Ученики делятся на две команды с названием «Wikinger» ,  и „Nibelungen“, которым   раздаются, соответствующие названиям нагрудные значки.  
Дается фонограмма музыки Вагнера, на ее фоне учитель начинает урок-викторину.
Учитель: „Guten Tag, meine liebe Kinder! Wir haben  vielmal über die Geschichte Deutschlands, über die germanische Stämme gesprochen und zwar über Wikinger und Nibelungen. Heute treffen wir hier, um eine Wissenstoto durchzuführen.
Das Thema des Wissenstoto heißt „ Deutschland durch die Vergangenheit zur Zukunft“
Heute werden wir kleine Auszüge aus den  Texten  über diese alte Geschichte lesen, Lotto spielen, Bilder beschreiben und berühmte Musik von Wagner hören.

Историко-географические вопросы:
Вопрос I -
На интерактивной доске дается изображение древней Германии.

Приложение – Рисунок 1
Команды получают карточки, в которые они должны вписать названия
племен, территория расположения которых указаны в карточках. Данное задание уч-ся выполняют с использованием ПК, сайт «Wikipedia -Germanische Stämme“ ( макс.оценка 5 баллов.)   

Germanische Stämme
Nordsee-germanen Rhein-Weser- Germanen Elbgermanische Gruppen Nordger-manen Odergerma-nen

Вопрос II - Команды получают изображение карты Германии, где зашифрованы названия германских племен, ученики сверяют названия племен с картой изображенной на интерактивной доске. Приложение – Рисунок 1.
(  макс. оценка 4 балла.)

Зашифрованы следующие названия :
Jüten
Sachsen
Vandalen
Wikinger
Friesen
Hermunduren
Burgunden

Лексические вопросы:

Вопрос I - Учитель предлагает учащимся пересесть за ПК, где уже открыта страничка
сайта «www. Blinde Kuh. Wikinger. ru»
Приложение - Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок9
Ученики знакомятся с текстом „Der erste Wikingersturm über Europa“и затем  находят и зачитают ответы на вопросы учителя, которые он задает по содержанию текста.
Wie hießen die Reiche in Europa im Jahre 747?
Wo wohnten Wikinger?
Welche Territorien besiedelten die Wikinger vor allem?
Wann eroberten sie Hamburg und Paris?
Mit was bewaffneten Wikinger?
Wann griffen Wikinger die Araber und Sizilien?
Eroberten Wikinger Russland?
Wie nannte man Russland in jener Zeit?
Каждой команде задаются по три вопроса, правильный ответ оценивается в  1 балл.

Вопрос II - Чтение и анализ оригинальных текстов. Развитие языковой догадки.
Вниманию участников предлагается отрывок сказания о Викингах, но на древнегерманском, который зачитывает учитель.
Участники получают данное сказание, написанное на древнегерманском языке, а также написанное на литературном немецком языке.
Задание – участники должны найти для каждой сточки эквивалент на литературном немецком языке.
Приложение – Рисунок 7, Рисунок 8., Рисунок 10.

Правильно выполненное задание оценивается в 8 баллов, по количеству строчек.

Ic waes mid Hunum
ond mid Hredgotum 
mid Sakzum ond mid Bairum 
ond mid Bommerun  
mid Sweom und mid Geatum 
ond mid Supdenum   
mid Wenlum ic waes ond mid Waernum    
ond mid Wikingum  

Ich war mit den Hunnen
 und mit den Reingoten
 Mit den Sachsen und den Bayern
Und mit Pommern
Mit den Svear und den Göten  
 und mit den Süddänen
 Mit Wenlum war ich, mit Väringern
Und mit den Wikingern

Вопрос III - В качестве дальнейшего ознакомления с древнегерманской письменностью учитель предлагает участникам написать несколько слов, написанных на литературном немецком языке, на древнегерманской письменности.
Участникам раздаются листочки с древнегерманской письменностью и подстрочником на литературном немецком языке – Приложение – Рисунок 7

ich –
war –
mit –
Wikinger –
Hunnen  

Вопрос IV - Учитель продолжает викторину, но уже с материалом о Нибелунгах.
Участникам предлагается прочитать текст и понять его, на интерактивной доске дается перевод незнакомых слов  для того, чтобы ребята лучше поняли
текст.
Чтение  и обсуждение текста «Nibelungenlied».  Приложение – Рисунок 10
На интерактивной доске даются последовательно по ходу чтения изображение – Приложение –Рисунок 12 
«Diese uralte Geschichte hat so angefangen.
Der junge Königsohn hieß Siegfried, die schönste Burgundenprinzessin -  Kriemhild.
Siegfried sollte viele Heldentaten (героические поступки) vollbringen. Er kämpft und    bezwang (одержать победу) nicht nur einen Zwerg (карлик)  Приложение – Рисунок  12, sondern auch einen Drachen (дракон). Er war unbesiegbar(непобедим) durch das Drachenblut( кровь дракона), weil er im Blut eines Drachen badete und dadurch eine Hornhaut (ороговевшая кожа) bekam. Приложение - Рисунок 13. Er besaß (овладеть) den Nibelungenschatz (сокровища нибелунгов) und kam nach Burgund, wo er Prinzessin Kriemhild  heiraten wollte. Siegfried hat den gefundenen Schatz (найденное сокровище) als großes Hochzeitsgeschenk (свадебный подарок) der Prinzessin Kriemhild geschenkt. Der Nibelungenschatz bestand aus einer Tarnkappe (шапка невидимка), einen magischen Schwert und Schild, einem Goldschatz
( Halskette, Ohrringe, Fingerringe ) Приложение - Рисунок 14. Armbänden (браслеты) und  Diademen . Die Hochzeit wurde in Worm durchgeführt. Viele Gäste wurden eingeladen,
die viel getrunken, gegessen und getanzt haben. Siegfried und Kriemhild haben in Frieden und Liebe zehn Jahre gelebt. Aber Kriemhilds Bruder hat Siegfried sehr stark gehastet. Er wollte Siegfried  töten, weil die Schwachstelle von Siegfried erfahren. Eines Tages die Leute von Kriemhilds Bruder Günter haben Siegfried  angegriffen und ihn getötet.
Приложение – Рисунок 15, Рисунок 16
Kriemhild wollte dem Bruder unbedingt rächen. Sie hat ihr Bruder mit seiner Frau zu  Gast eingeladen. Die Gäste haben die ganze Nacht gefeiert. Schon früh Morgen haben die Gäste stark geschlafen. Nur Kriemhild ist weggelaufen, um ihre Gäste im Schloss zu verbrennen. So hat Kriemhild ihre Rache erfüllt.» Приложение –  Рисунок 17
Команды поочередно читают текст, затем каждая команда задает другой вопросы по тексту.
Жюри выставляет оценки-баллы за ответы, вопросы и чтении ( 3+3+3 баллов)

Вопрос V - Игра «Сокровища Нибелунгов» - Приложение – Рисунок 14
Каждая команда получает набор картинок с изображением сундука, кольца, диадемы, ключа, короны и т.д. (лишнее слово der Drachen и изображение дракона) Члены команд должны подобрать к каждому  изображению соответствующее к нему слово. На картинках изображены сокровища Нибелунгов. После того как данное задание выполнено, на интерактивной доске подается изображение сокровищ в увеличенном масштабе и от каждый команды один участник выходит, каждый поочереди подписывают   изображения сокровищ. Каждый должен подписать 4 изображения .

Оценки  - баллы за вопрос ( 4 балла.)

der Schwert 
das Diadem 
der Ohrringe 
der Brustschmuck              

der Schild
der Fingerring
der Tarnkappe
die Halskette                    

Заключительная часть:

Вопрос VI - Команды получают снова конверты, в которых находятся пазл-карты современной Германии. Команды снова должны составить карту Германии, только уже карту современной Германии.- 2 балла. Приложение. Рисунок 18
Вместе с учителем команды сравнивают две карты, карту древности и карту современной Германии, которые даются на интерактивной доске.
На карте участники находят земли, носящие до сих пор названия древних племен ( Sachsen, Bayern, Hessen), жители которых говорят на изменившемся с годами  древнем языке, который называется диалектом.
Звучит фонограмма музыки Вагнера « Кольцо Нибелунгов»
На интерактивной карте проецируются карты древней Германии и современности.
Приложение – Рисунок 1, Рисунок 18.       
Жюри определяет победителя викторины.  Победители получают интерактивную компьютерную игру « Знаешь ли ты Германию? », а участники второй команды, как поощрительный приз, получают книгу  «Разговорник немецкого языка».
Под звуки музыки Вагнера команды жмут друг другу руки и покидают класс.

Список литературы и материалов сайтов:

1- www.Wikipedia.ru – Nibelungen
2- Wikipedia – Wikinger
3- http://www.dblinde-kuh.de/wikinger/europa.htm1
4- http://uploand.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fb/Norsk_Nasionalisme_Vikingyr
5- Michael Köhlmeier „ Die Nibelungen neu erzählt“
6- www.Wikipedia.ru „Germanische Stämme“