"Пчела Медоносная". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока: расширить знание о типе членистоногих, показать особенности организации Пчелы Медоносной, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету; продолжить формирование умений объяснять особенности строения, жизнедеятельности насекомого как наиболее сложноорганизованного.

Оборудование: видеофильм «Насекомые», таблицы с изображением строения насекомого, коллекция насекомого с полным и неполным превращением, раздаточные карточки «Основные данные насекомого», «Характерные особенности Пчелы Медоносной».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

 Учитель: Рядом с нами живут существа , так мало похожие на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Этих удивительные существа – насекомые.
Давайте вспомним, что мы уже знаем о них.
 
 Проверка знаний и умений: 1) особенности строения и жизнедеятельности насекомых как более сложноорганизованных животных по сравнению с другими членистоногими( опрос с опорой на рубрики» Поверьте свои знания» и «Подумайте) 2) проверка умений находить системы органов насекомых на разных таблицах, объяснять особенности их строения.

 Изучение нового материала:
Учитель: Большинство насекомых в природе ведет одиночный образ жизни. Но есть совершенно особая категория насекомых. Которые не могут существовать по отдельности. Особи этих видов образуют сообщества – семьи, организация которых основана на взаимосвязи и координации между их членами. Такие виды получили название общественных или социальных.
Какие виды насекомых относятся к общественным? Чем?
( беседа с учащимися)

Ответы учащихся:

  • Объединение особей в колонии для заботы потомства.
  • Распределение обязанностей между специальными группами особей колонии.
  • Молодые особи хотя бы на протяжении части своей жизни сосуществуют с родительским поколением.

Учитель : одна из представителей жалоносных общественных перепончатокрылых – это медоносная пчела.

 Лабораторная работа.

 «Систематическое положение и внешнее строение медоносной пчелы».

Цель: Выявить характерные особенности Пчелы Медоносной.
Оборудование: Видеофильм «Насекомые», коллекции насекомых, таблицы, кодопленка «Внешнее строение насекомых», раздаточные карточки, инструкции лабораторной работы.

Задание: Рассмотрите карточки и коллекции , и на их основе сделайте вывод, что медоносная пчела наиболее высокоорганизованное насекомое по сравнению с членистоногими других классов.
( для каждой пары учащихся раздаются карточки «Основные данные» и «Характерные особенности пчелы медоносной»)

11 часть: Информационная справка.
( Работа информационного центра- группа учащихся выступают сообщениями, рефератами, защищают стенгазеты)

1 группа: «Медоносные пчелы – древние обитатели нашей планета»
2 группа: «Состав семей общественных насекомых»
3 группа: «Как и чем питаются общественные насекомые»
4 группа: «Как взаимодействуют члены колонии»
5 группа: «Повеление медоносной пчелы: инстинкты или разум»

111 часть: Результаты наблюдений за пчелами.                                                               

 ( сообщения учащихся о своих наблюдениях)
1. Жизненный цикл
2. Активность пчел
3. Пища и жизнь в улье
4. Единственная защита
5. Как пчелы делают мед

Учитель: После укуса пчелы под кожей человека остается жало вместе с пузырьком яда. Под влиянием мышечных сокращении яд все время медленно стекает в ранку. Яды пчел также обладают относительно высокой токсичностью. Хотя количество выделяемого при ужалении яда невелико, даже единичные укусы могут привести к смертельному исходу, если возникает быстро развивающаяся аллергическая реакция. Обычно их яды действуют на вегетативную и центральную нервные системы, как следствие наблюдается тахикардия, судороги и параличи, общая слабость, возможна смерть от паралича дыхания.

Исследовательская работа.
«Изучить наследования аллергических заболевании от укусов пчел»
( ученица выступает с результатами проведенной исследовательской работы)
В приложении* прилагается родословная семьи ученицы, где наблюдается наследование аллергических реакции на укусы пчел)

Учитель: Каждый пятый, перенесший аллергическую реакцию на укус пчелы, в детстве, может страдать подобной аллергией на протяжении всей жизни. Вопреки общепринятому мнению, большинство детей не избавляются с возрастом от аллергических реакции на укусы насекомых.

Заключительная часть: Медоносные пчелы – древние обитатели нашей планеты. Они появились на Земле 60-80 млн. лет назад. В процессе эволюционного развития в беспрерывной борьбе за существование природа «научила» одиночных пчел жить вместе со своим потомством, образуя крупные семьи, члены которых добывают исходное сырье для приготовления уникальной продукции – меда, воска и др. При этом пчелы выполняют важнейшую функцию – перекрестное опыление растений.
У многих народов образ пчелы является символом трудолюбия, аккуратности и беззаветной преданности своей семье. Сколько легенд было сложено о пчелах – легенд, в которых вымысел тесно переплетался с действительностью. Да и сейчас, когда мы многое знаем о пчелах, некоторые моменты их жизни остаются не раскрытыми.

Домашнее задание: Изучить текст «Практическое значение насекомых»
Подготовить информацию на тему «Насекомые – переносчики опасных болезней человека и сельскохозяйственных животных».

*Приложение можно получить у автора статьи