Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока;
- Закрепить вычислительные и начертательные навыки учащихся;
- Развить мышление, логические способности, умение работать с геометрическим материалом, читать чертежи, работать по ним;
- Воспитать чувство ответственности, сплоченности, сознательной дисциплины, умения работать в группе;
- Привить интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: урок-обобщение
Форма проведения: дифференцированно-групповая работа.
Оборудование: линейка, ручка, карандаш, листочки с заданиями, кубики-рубики,
фигуры призм и пирамид.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Учитель заранее делит класс на группы по два человека. Далее педагог объявляет этапы урока и записывает их на доске.
Рисунок 1
(Обозначения: У – устная работа с классом; Д – работа у доски; Ч – работа по готовым чертежам; ГМ – устная работа с геометрическим материалом; П – работа с пирамидой; Р – разгадывание ребусов; РМ – работа с раздаточным материалом)
II. Актуализация прежних знаний.
Фронтальный опрос:
- Какую фигуру называем многогранником? Приведите примеры.
- Что называют гранями многогранника? Рёбрами? Вершинами?
- Какой формулой задаётся связь между количеством вершин, рёбер и граней многогранника?
- Какие бывают многогранники?
- Какой многогранник называют выпуклым? Невыпуклым?
- Какие выпуклые многогранники мы проходили? Назовите их.
- Какие многогранники называют правильными? Прямыми? Наклонными?
- Какой многогранник называют призмой? Пирамидой?
- Назовите частный случай призм? Частный случай прямоугольного параллелепипеда?
- Вспомните и назовите формулы, по которым вычисляют объёмы названных многогранников.
III. Основная часть.
Работа у доски (один ученик заполняет один столбец таблицы) (названия, рисунки фигур и формулы для вычисления объёмов, высот или сторон многогранника разложены у учителя на столе, необходимо найти правильные варианты)
Многогранники | ||||
Название многогранника |
|
|
|
|
Рисунок (чертёж) | ||||
Формула для вычисления объёма | ||||
Формула для вычисления высоты или стороны многогранника |
|
Рисунок 2
Работа по готовым чертежам (каждая группа выполняет необходимые вычисления на готовых чертежах и сдаёт их на проверку)
Рисунок 3
Группа №1
Задание: Дан прямой параллелепипед АВСDA1B1C1D1. Стороны основания равные 7м. и 4м. образуют угол в , боковое ребро равно 5м. Найдите площадь основания и объем параллелепипеда.
Группа №2
Задание: Дан куб АВСDA1B1C1D1. Сторона куба равна 15см. Вычислить площадь основания, диагональ и объём куба.
Группа №3
Задание: В правильной четырехугольной пирамиде все ребра равны 1. Найдите высоту пирамиды.
Группа №4
Задание: Дан куб АВСDA1B1C1D1, объём которого равен 1000м3. вычислите площадь основания, диагональ и сторону куба.
Группа №4
Задание: Дан прямоугольный параллелепипед АВСDA1B1C1D1. Основание АВСD - прямоугольник, большая сторона которого равна 20см, а диагональ основания равна 25см.. Определите площадь основания и высоту, если объём фигуры равен 5250см3.
Группа №5
Задание: Дана наклонная призма АВСDA1B1C1D1. Основание АВСD – параллелограмм, стороны которого равны 14см и 8см. Высота основания образует со стороной АВ угол в 60°. Определите площадь основания и объём фигуры, если высота параллелепипеда равна 19см.
Устная работа с геометрическим материалом (каждая группа получает по кубику-рубику) Группам необходимо записать на листочках ответы на заданные учителем вопросы, сдать на проверку.
- Подсчитайте количество оснований? (2)
- Количество граней? Количество рёбер? Количество вершин? (6-12-8)
- Подсчитайте в кубике-рубике количество составных деталей, имеющих три закрашенные разными цветами грани. Две грани. Одну грань. (8-12-6)
- Измерьте сторону кубика-рубика и вычислите объём данной фигуры.
Работа с пирамидой. Группам необходимо на листочках нарисовать пирамиду, которую показывает учитель. После того, как рисунок готов, педагог даёт группам дополнительную информацию о пирамиде: сторона основания пирамиды равна 11см., высота – 15см. Необходимо вычислить объём данной пирамиды.
(V=*Sосн*h, V=(11*11)*15=121*5=605 cм3)
Разгадывание ребусов. Группам необходимо разгадать термины, связанные с темой урока (пирамида, призма, куб)
Рисунок 4
Работа с раздаточным материалом. Каждая группа получает по одной, две геометрических фигуры, у которых необходимо вычислить объём.
IV. Итог урока. Подсчёт полученных группами баллов. Объявление самой сильной группы. Награждение учащихся.