Деятельность подростков по профилактике злоупотребления психоактивными веществами

Разделы: Внеклассная работа


Хочется, чтобы на этот раз «получилось не как всегда», а как лучше… (Лисецкий К.С.)

Характеристика территории Хабаровского края, Комсомольского района: обширная площадь, небольшая плотность населения, 22 крупных сельских поселений.
Типичным сельским поселением является «Село Хурба». Население  в возрасте от 12 – 18 составляет 20 %. На территории села отсутствуют учреждения культурно-массового досуга: кинотеатр, клуб, детское кафе, бассейн и т.д.  Единственным культурным центром является школа, где учащиеся могут участвовать в мероприятиях и посещать предлагаемые им кружки и секции. Подростки вынуждены общаться и проводить свободное время на улице, в подъездах, где возможны случаи употребления психоактивных веществ (ПАВ).
По результатам анкетирования, проведенного социальным педагогом МОУ СОШ № 2, агитбригадой в соседних школах: п. Хурба 1, п. Молодежный, в начале октября 2008 года, на предмет выяснения уровня удовлетворенности учащихся в организации досуга вне стен школы, 72% учащихся считают этот уровень низким. 43 % учащихся старших классов отмечают, что не откажутся  в определенной ситуации попробовать спиртное, сигареты и даже наркотики. 64% считают проблему употребления ПАВ актуальной и требующей решения. На вопрос о возможном изменении ситуации ребята высказывают предложение о создании подросткового сообщества, занимающегося проблемами молодежи.
Вышеизложенное подтверждает актуальность проблемы для данной территории и позволяет сформулировать проблему: что можно предложить подросткам с целью профилактики употребления ПАВ.
Цель данной работы: на основании результатов исследования об отношении учащихся к проблеме употребления подростками ПАВ разработать проект функционирования подросткового сообщества по профилактике ПАВ.
Гипотеза: показатели о возможном употреблении ПАВ подростками могут быть снижены, если на территории сельского поселения организовать подростковое сообщество по профилактике ПАВ.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены задачи:
1. Исследовать отношение  учащихся старших классов к проблеме употребления ПАВ.
2. На основании результатов исследования предложить проект организации сообщества подростков по профилактике ПАВ.
3. Оценить эффективность проекта.
Для решения поставленных задач будут использованы методы:

  • изучение  литературы об угрозе и профилактике ПАВ, документов по молодежной политике государства.
  • анкетирование.

Значимость проекта: заключается в предложении возможного решения проблемы употребления подростками ПАВ.

Интерпретация результатов исследования

В рамках работы над проектом было проведено исследование среди учащихся старших классов, в котором приняли участие 65 человек.
Цель исследования: выяснить предпочтения учащихся в отношении организации досуга. Для проведения исследования была использована анкета по выяснению мнения учащихся о проблеме злоупотребления ПАВ.
Результаты исследования:
1. Результаты анкетирования по вопросу: «Как ты считаешь, какие из перечисленных проблем, являются наиболее актуальными для твоей территории?» (выберите 2-3 варианта ответа)

2. Результаты анкетирования по вопросу: «Считаешь  ли ты, что подростки могут решить какие-либо из этих проблем своими силами?»
(варианты ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить»)

3.Результаты анкетирования по вопросу: «Хотел бы ты лично участвовать в работе, направленной на решение этих проблем?
(варианты ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить»)

Результаты анкетирования по вопросу: «Как ты считаешь, что могло бы помочь в решении этих проблем?»

Наиболее распространённые предложения:
1.открыть подростковое кафе
2.создать сообщество подростков, занимающихся проблемами употребления       подростками ПАВ
3.открыть дискоклуб
4.открыть больше спортивных секций

Выводы:

  1. Наиболее актуальными проблемами территории являются, по мнению подростков, курение табака (80 %), употребление алкоголя (66 %)
  2. Подростки заинтересованы и считают возможным решение проблемы своими силами (74%)

Результаты исследования подтверждают гипотезу: проблема употребления ПАВ среди подростков актуальна, учащиеся считают возможным решение проблемы в некоторой степени посредством создания подросткового сообщества и готовы оказать помощь.

 Технология реализации идеи

Информационный блок.
В конце XX века злоупотребление табаком, алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии [6]. Как отмечает Вострокнутов В.Н. (2004), «по данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек» [1, с. 12].
Таенкова О.И. (2006) в своих исследованиях указала, что в последнее десятилетие употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку [8].
По данным Минздрава России, количество потребителей наркотиков на первое полугодие 2006 года составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8 – 10 раз [4].
Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в  2005 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании [3].
Кулинич Г.Г. отметил: «как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют ПАВ. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40%, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше» [4, с. 77].
Ситуация с употреблением психоактивных веществ среди подростков Хабаровского края по данным мониторинга 2005 – 2006 г.г. выглядит следующим образом:

Употребление психоактивных веществ подростками Хабаровского края

Усугубляет ситуацию и то, что в сознании 85% опрошенных имеет место миф о существовании так называемых «сильных» и «слабых» наркотиках. Не смотря на прилагаемые усилия взрослых, одной из причин неэффективности профилактической работы по предотвращению употребления ПАВ среди молодежи может быть использование только одного его направления: как можно большее информирование молодежи о губительном влиянии ПАВ на здоровье (нравственное, физическое). Но, как отмечено Шипицыной Л.М., в силу возрастных психологических особенностей здоровье не является осознаваемой ценностью для молодого человека, отдалено от его личных установок, формирующих взглядов, потребностей. Поэтому, выдвигая аргументы «за» и «против» разрешения употребления ПАВ, подростки приводят много примеров о пагубном их влиянии на физическое и нравственное здоровье нации. Однако, до обидного мало приведено примеров в отношении личного благополучия, так значимого для нас, подростков!

Характеристика проекта

Согласно результатам исследования, учащиеся считают возможным решение проблемы употребления ПАВ в некоторой степени своими силами и готовы принять участие. Наиболее приемлемыми формами являются: открытие кафе, дискоклуба, сообщества и т.д.
Однако, принимая во внимание, что подростки не располагают достаточными средствами для открытия кафе или клуба, единственным возможным в данных условиях решением проблемы является создание подросткового сообщества, которое бы занималось проблемами злоупотребления ПАВ на территории села. Кроме того, личная заинтересованность подростков будет более действенная.
Идея проекта: организовать на территории села сообщество подростков «Клуб противников ПАВ».
Целевая группа: подростки территории.
Цель проекта: организовать  сообщество подростков «Клуб противников ПАВ».
Задачи проекта:

  • Привлечь подростков к участию в решении проблемы злоупотребления ПАВ
  • Оказывать помощь подросткам по преодолению вредных привычек
  • Вести просветительскую работу о вреде ПАВ
  • Снизить количество учащихся, употребляющих ПАВ, пропагандируя здоровый образ жизни

Ожидаемые результаты:

  • Создание сообщества – «Клуб противников ПАВ», объединяющего подростков, выступающих за здоровый образ жизни
  • Создание условий для совместной деятельности подростков, заинтересованных в решении актуальной проблемы общества территории
  • Организация досуга подростков
  • Снижение количества подростков, употребляющих ПАВ

Стратегия реализации:

Этапы Мероприятия: Ресурсы: Ответственный:
I организационный 1. Распространить информацию о запуске проекта Школьная сеть, информационный вестник школы, агитбригада совета старшеклассников Совет старшеклассников
1. Сформировать группу активистов Подростки территории Социальный педагог, совет старшеклассников
2. Разработать устав сообщества «Клуб противников ПАВ»   Группа активистов
3. Разработать план мероприятий на год   Социальный педагог, группа активистов
4. Разработать рубрику школьного сайта, посвящённую проблемам злоупотребления ПАВ Сайт школы Члены сообщества «Клуб противников ПАВ»
5. Выступить с приглашением к участию в работе сообщества других близлежащих школ района Ресурсы сети Интернет Члены сообщества «Клуб противников ПАВ»
6. Организовать выпуск периодического издания «Молодёжь против наркотиков!» Редколлегия совета старшеклассников Члены сообщества «Клуб противников ПАВ»
II этап реализации 1. Проведение запланированных мероприятий Сайт, школьное помещение и оборудование Члены сообщества «Клуб противников ПАВ», клуб «Русич»,
спортивные секции, танцевальные группы села
III подведение итогов 1. Подведение итогов года   Члены сообщества «Клуб противников ПАВ»

           
Примерный перечень мероприятий:
1. Пополнение школьной библиотеки литературой о здоровом образе жизни через традиционную ежегодную акцию «Подари школе книгу»
2. Организация спортивных праздников «Спорт против ПАВ!»
3. Видеолекторий по проблемам профилактики злоупотребления ПАВ
4. Работа в рубрике сайта клуба: еженедельное обновление, участие в форуме
5. Еженедельное издание информационного листка (информ-дайджест)
6. Проведение 15-минуток
7. Проведение Дня здоровья
8. Участие в  турслетах под лозунгом «Мы за здоровую нацию!»
9. Помощь в организации  и проведение акций «Осторожно: наркотики -  стоп!»
10.Принятие участия в районных праздниках, фестивалях, посвященных решению проблемы злоупотребления ПАВ
11. Участие в военно-спортивных мероприятиях

Оценка эффективности проекта

Сильные стороны проекта
  • Личная заинтересованность подростков
  • Создание условий для совместной деятельности подростков, дружеской атмосферы
  • Создание условия для проявления личностных качеств подростков
  • Использование ресурсов Интернет, обеспечивающих оперативность обмена информацией, доступность, возможность выхода на районный, краевой уровень
Слабые стороны проекта

  • Зависимость от ресурсов и планов школы
  • Ограничение подростков в самоуправлении
Риски

  • Недостаточная ответственность ребят в подростковом возрасте
  • Недостаточно развитое самоуправление
  • Недоверие со стороны подростков
  • Загруженность подростков
  • Отсутствие средств
Возможности

  • Выход клуба на районный, краевой уровень
  • Возможность внести вклад в развитие здорового образа жизни
  • Возможность найти новых друзей, партнёров

Исходя из анализа проекта, можно заключить, что его проведение целесообразно, так как

  • проект направлен на решение актуальной подростковой проблемы  села
  • проект отвечает пожеланиям подростков территории
  • проект может быть организован силами подростков

Литература:

1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальных практик; Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 182 с.
2. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 101с.
3. Захарова А.И. Три ступени, ведущие вниз // Классный руководитель. – 2007. - № 9. – с. 73 – 77.
4. Кулинич Г.Г. Социально-психологическое исследование отношения молодежи к наркомании // Классный руководитель. – 2007. - № 11. – с. 75 – 78.
5. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.: «Сентябрь», 1999. – 54 с.
6. Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход. Балашов, Изд-во БГПИ, 2001. - 76с.
7. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 239 с.
8. Подростки в обществе риска: как им помочь? / Под ред. И.О. Таенковой. – Хабаровск: Изд-во Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр, 2006 г. – 32 с.
9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Самара: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 154 с.
10. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ / Под научным редактированием Л.М. Шипицыной. – Спб.: Издательство «Образование – Культура», 2003. – 384 с.
11. Решение коллегии 14.09.2005 № ПК-10 О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М.  Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 134 с.