Хочется, чтобы на этот раз «получилось не как всегда», а как лучше… (Лисецкий К.С.)
Характеристика территории Хабаровского края, Комсомольского района: обширная площадь, небольшая плотность населения, 22 крупных сельских поселений.
Типичным сельским поселением является «Село Хурба». Население в возрасте от 12 – 18 составляет 20 %. На территории села отсутствуют учреждения культурно-массового досуга: кинотеатр, клуб, детское кафе, бассейн и т.д. Единственным культурным центром является школа, где учащиеся могут участвовать в мероприятиях и посещать предлагаемые им кружки и секции. Подростки вынуждены общаться и проводить свободное время на улице, в подъездах, где возможны случаи употребления психоактивных веществ (ПАВ).
По результатам анкетирования, проведенного социальным педагогом МОУ СОШ № 2, агитбригадой в соседних школах: п. Хурба 1, п. Молодежный, в начале октября 2008 года, на предмет выяснения уровня удовлетворенности учащихся в организации досуга вне стен школы, 72% учащихся считают этот уровень низким. 43 % учащихся старших классов отмечают, что не откажутся в определенной ситуации попробовать спиртное, сигареты и даже наркотики. 64% считают проблему употребления ПАВ актуальной и требующей решения. На вопрос о возможном изменении ситуации ребята высказывают предложение о создании подросткового сообщества, занимающегося проблемами молодежи.
Вышеизложенное подтверждает актуальность проблемы для данной территории и позволяет сформулировать проблему: что можно предложить подросткам с целью профилактики употребления ПАВ.
Цель данной работы: на основании результатов исследования об отношении учащихся к проблеме употребления подростками ПАВ разработать проект функционирования подросткового сообщества по профилактике ПАВ.
Гипотеза: показатели о возможном употреблении ПАВ подростками могут быть снижены, если на территории сельского поселения организовать подростковое сообщество по профилактике ПАВ.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены задачи:
1. Исследовать отношение учащихся старших классов к проблеме употребления ПАВ.
2. На основании результатов исследования предложить проект организации сообщества подростков по профилактике ПАВ.
3. Оценить эффективность проекта.
Для решения поставленных задач будут использованы методы:
- изучение литературы об угрозе и профилактике ПАВ, документов по молодежной политике государства.
- анкетирование.
Значимость проекта: заключается в предложении возможного решения проблемы употребления подростками ПАВ.
Интерпретация результатов исследования
В рамках работы над проектом было проведено исследование среди учащихся старших классов, в котором приняли участие 65 человек.
Цель исследования: выяснить предпочтения учащихся в отношении организации досуга. Для проведения исследования была использована анкета по выяснению мнения учащихся о проблеме злоупотребления ПАВ.
Результаты исследования:
1. Результаты анкетирования по вопросу: «Как ты считаешь, какие из перечисленных проблем, являются наиболее актуальными для твоей территории?» (выберите 2-3 варианта ответа)
2. Результаты анкетирования по вопросу: «Считаешь ли ты, что подростки могут решить какие-либо из этих проблем своими силами?»
(варианты ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить»)
3.Результаты анкетирования по вопросу: «Хотел бы ты лично участвовать в работе, направленной на решение этих проблем?
(варианты ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить»)
Результаты анкетирования по вопросу: «Как ты считаешь, что могло бы помочь в решении этих проблем?»
Наиболее распространённые предложения:
1.открыть подростковое кафе
2.создать сообщество подростков, занимающихся проблемами употребления подростками ПАВ
3.открыть дискоклуб
4.открыть больше спортивных секций
Выводы:
- Наиболее актуальными проблемами территории являются, по мнению подростков, курение табака (80 %), употребление алкоголя (66 %)
- Подростки заинтересованы и считают возможным решение проблемы своими силами (74%)
Результаты исследования подтверждают гипотезу: проблема употребления ПАВ среди подростков актуальна, учащиеся считают возможным решение проблемы в некоторой степени посредством создания подросткового сообщества и готовы оказать помощь.
Технология реализации идеи
Информационный блок.
В конце XX века злоупотребление табаком, алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии [6]. Как отмечает Вострокнутов В.Н. (2004), «по данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек» [1, с. 12].
Таенкова О.И. (2006) в своих исследованиях указала, что в последнее десятилетие употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку [8].
По данным Минздрава России, количество потребителей наркотиков на первое полугодие 2006 года составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8 – 10 раз [4].
Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 2005 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании [3].
Кулинич Г.Г. отметил: «как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют ПАВ. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40%, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше» [4, с. 77].
Ситуация с употреблением психоактивных веществ среди подростков Хабаровского края по данным мониторинга 2005 – 2006 г.г. выглядит следующим образом:
Употребление психоактивных веществ подростками Хабаровского края
Усугубляет ситуацию и то, что в сознании 85% опрошенных имеет место миф о существовании так называемых «сильных» и «слабых» наркотиках. Не смотря на прилагаемые усилия взрослых, одной из причин неэффективности профилактической работы по предотвращению употребления ПАВ среди молодежи может быть использование только одного его направления: как можно большее информирование молодежи о губительном влиянии ПАВ на здоровье (нравственное, физическое). Но, как отмечено Шипицыной Л.М., в силу возрастных психологических особенностей здоровье не является осознаваемой ценностью для молодого человека, отдалено от его личных установок, формирующих взглядов, потребностей. Поэтому, выдвигая аргументы «за» и «против» разрешения употребления ПАВ, подростки приводят много примеров о пагубном их влиянии на физическое и нравственное здоровье нации. Однако, до обидного мало приведено примеров в отношении личного благополучия, так значимого для нас, подростков!
Характеристика проекта
Согласно результатам исследования, учащиеся считают возможным решение проблемы употребления ПАВ в некоторой степени своими силами и готовы принять участие. Наиболее приемлемыми формами являются: открытие кафе, дискоклуба, сообщества и т.д.
Однако, принимая во внимание, что подростки не располагают достаточными средствами для открытия кафе или клуба, единственным возможным в данных условиях решением проблемы является создание подросткового сообщества, которое бы занималось проблемами злоупотребления ПАВ на территории села. Кроме того, личная заинтересованность подростков будет более действенная.
Идея проекта: организовать на территории села сообщество подростков «Клуб противников ПАВ».
Целевая группа: подростки территории.
Цель проекта: организовать сообщество подростков «Клуб противников ПАВ».
Задачи проекта:
- Привлечь подростков к участию в решении проблемы злоупотребления ПАВ
- Оказывать помощь подросткам по преодолению вредных привычек
- Вести просветительскую работу о вреде ПАВ
- Снизить количество учащихся, употребляющих ПАВ, пропагандируя здоровый образ жизни
Ожидаемые результаты:
- Создание сообщества – «Клуб противников ПАВ», объединяющего подростков, выступающих за здоровый образ жизни
- Создание условий для совместной деятельности подростков, заинтересованных в решении актуальной проблемы общества территории
- Организация досуга подростков
- Снижение количества подростков, употребляющих ПАВ
Стратегия реализации:
Этапы | Мероприятия: | Ресурсы: | Ответственный: |
I организационный | 1. Распространить информацию о запуске проекта | Школьная сеть, информационный вестник школы, агитбригада совета старшеклассников | Совет старшеклассников |
1. Сформировать группу активистов | Подростки территории | Социальный педагог, совет старшеклассников | |
2. Разработать устав сообщества «Клуб противников ПАВ» | Группа активистов | ||
3. Разработать план мероприятий на год | Социальный педагог, группа активистов | ||
4. Разработать рубрику школьного сайта, посвящённую проблемам злоупотребления ПАВ | Сайт школы | Члены сообщества «Клуб противников ПАВ» | |
5. Выступить с приглашением к участию в работе сообщества других близлежащих школ района | Ресурсы сети Интернет | Члены сообщества «Клуб противников ПАВ» | |
6. Организовать выпуск периодического издания «Молодёжь против наркотиков!» | Редколлегия совета старшеклассников | Члены сообщества «Клуб противников ПАВ» | |
II этап реализации | 1. Проведение запланированных мероприятий | Сайт, школьное помещение и оборудование | Члены сообщества «Клуб противников ПАВ», клуб «Русич», спортивные секции, танцевальные группы села |
III подведение итогов | 1. Подведение итогов года | Члены сообщества «Клуб противников ПАВ» |
Примерный перечень мероприятий:
1. Пополнение школьной библиотеки литературой о здоровом образе жизни через традиционную ежегодную акцию «Подари школе книгу»
2. Организация спортивных праздников «Спорт против ПАВ!»
3. Видеолекторий по проблемам профилактики злоупотребления ПАВ
4. Работа в рубрике сайта клуба: еженедельное обновление, участие в форуме
5. Еженедельное издание информационного листка (информ-дайджест)
6. Проведение 15-минуток
7. Проведение Дня здоровья
8. Участие в турслетах под лозунгом «Мы за здоровую нацию!»
9. Помощь в организации и проведение акций «Осторожно: наркотики - стоп!»
10.Принятие участия в районных праздниках, фестивалях, посвященных решению проблемы злоупотребления ПАВ
11. Участие в военно-спортивных мероприятиях
Оценка эффективности проекта
Сильные стороны проекта
|
Слабые стороны проекта
|
Риски
|
Возможности
|
Исходя из анализа проекта, можно заключить, что его проведение целесообразно, так как
- проект направлен на решение актуальной подростковой проблемы села
- проект отвечает пожеланиям подростков территории
- проект может быть организован силами подростков
Литература:
1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальных практик; Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 182 с.
2. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 101с.
3. Захарова А.И. Три ступени, ведущие вниз // Классный руководитель. – 2007. - № 9. – с. 73 – 77.
4. Кулинич Г.Г. Социально-психологическое исследование отношения молодежи к наркомании // Классный руководитель. – 2007. - № 11. – с. 75 – 78.
5. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.: «Сентябрь», 1999. – 54 с.
6. Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход. Балашов, Изд-во БГПИ, 2001. - 76с.
7. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 239 с.
8. Подростки в обществе риска: как им помочь? / Под ред. И.О. Таенковой. – Хабаровск: Изд-во Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр, 2006 г. – 32 с.
9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Самара: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 154 с.
10. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ / Под научным редактированием Л.М. Шипицыной. – Спб.: Издательство «Образование – Культура», 2003. – 384 с.
11. Решение коллегии 14.09.2005 № ПК-10 О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 134 с.