Использование региональных компонентов на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Смысл преподавания иностранного языка на современном этапе – введение учеников в мир родной и иноязычной культур, развитие мышления детей средствами языка. Речь идёт не только об усвоении иной культуры, но и об осмысленном понимании менталитета родного народа.
Понимание родной культуры чрезвычайно важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения в культурном развитии детей, расширении их кругозора, так же способствует воспитанию патриотизма, помогает детям поддерживать интерес к изучению истории, быта, традиций народов, населяющих край, город, учит человеколюбию и толерантности, что так важно на данном этапе развития нашего общества.
Если ребёнок обладает знаниями о традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке. Поэтому сегодня уделяется большое внимание изучению регионального компонента на уроках иностранного языка.
Опираясь на присущий детям интерес и любовь к природе, к родному городу, селу, регионоведение помогает воспитывать у них стремление жить и работать в своём крае.
Этой цели и служит привлечение материала регионального компонента при изучении иностранного языка. Я разработала и апробировала тематическое планирование с использованием регионального компонента во всех классах. Темы, изучаемые в процессе освое­ния программы, имеют ярко выраженную гражданственную направленность, способствуют формированию у учащихся представлений о менталитете и культуре края через культуру стран изучаемо­го языка. Знакомство с культурой стран изучаемого языка происходит путем сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь получаемыми зна­ниями о своей стране, о своём крае, о своём городе, о самих себе.
Сравнивая зарубежного сверстника и себя, чужую страну и свою страну, свой край, учащиеся учатся выделять общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране изучаемого языка, её людям и традициям, к своему краю, городу, к самим себе.

Сравнение требует от учащихся проявления своего мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу в рамках изучаемой темы, что мотивирует и стимулирует, стремление постоянно увеличивать объём и углублять знания о своём родном крае, городе. Процесс обучения по РК становится для учеников развивающим, требующим от учеников интеллектуальных поисковых усилий. И наши ученики учатся сами создавать себе условия для активного «добывания» информации. Но и мы, учителя тратим не мало времени и сил для подготовки языкового материала, так как учащиеся не имеют информации на иностранном языке.
На своих уроках я использую следующие формы работы по изучению РК такие как:
-составление писем описаний; составление диалогов-расспросов, диалогов - обмен мне­ниями; проектов по темам РК в формах проспекта, рекламного объявления, монологов-рассуждений по темам РК, резуль­татов исследований по теме и так далее. Так, анализ учебников и учебных пособий по которым я работаю (УМК Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В.) показывает, что до недавнего времени региональный компонент был представлен только в тех темах и проблемах, где речь шла о своем городе, своей школе и досуге.
За последнее время, когда в школьные учебники вошла тема по экологии, в рамках этой темы тоже обсуждаются проблемы регионального уровня, целью которой является развитие обеспокоенности экологической ситуацией вокруг нашего региона, формирование ответственного отношения к природе, воспитание правильного экологического поведения.
В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, особое внимание уделяется воспитанию молодежи совершенно с иным мировоззрением, с иным отношением к окружающему миру.
На сегодняшний день наиболее востребованными умениями являются информационные умения, связанные с использованием приёмов самостоятельного приобретения знаний и информации. Использование компьютерных технологий по иностранному языку способствует интенсификации самостоятельной деятельности, индивидуализации обучения, повышению познавательной активности и мотивации учения. Доминирующими техническими средствами обучения продолжают оставаться магнитофон и видео. Требования времени заставляют нас использовать их в новом аспекте. Так, например, при подготовке презентации учащиеся могут создать видеоролик по заданной теме, использовать ИКТ.
Уроки и внеклассная деятельность в моей работе тесно переплетаются, таким образом используя региональный компонент, я провожу конкурсы на лучший проект, презентацию о нашем городе, крае, также провожу конкурс на лучший литературный перевод стихотворений ставропольских поэтов. Исследовательская работа по культуре искусства родного края расширяет навыки самостоятельной работы по совершенствованию иностранного языка, вызывает желание знать и изучать культуру других народов.
Регионоведческое образование на уроке иностранного языка предполагает сочетание воспитания с обучением. Воспитание в данном случае касается различных сфер культуры, таких, как художественная, юридическая, экологическая, производственная, потребительская, бытовая и коммуникативная. Кроме этого именно регионоведческое образование связано с воспитанием определенных черт характера, таких, как чувство собственного достоинства, уважение к своей и иной культуре.
Так, на своих уроках, изучая тему «Искусство» я провожу работу по культуре искусства родного края. Эта работа расширяет навыки самостоятельной работы по совершенствованию иностранного языка, вызывает желание знать и изучать культуру других народов.
Именно в этом высоком и ответственном качестве предстает перед нами творчество одного из самых известных в Ставропольском крае и на Северном Кавказе художников- пейзажистов Павла Моисеевича Гречишкина.

Родился он в живописной местности - селе Татарка близ города Ставрополя. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообраз­ной и богатейшей природы Ставрополья.

С нею были связаны его детство и юность, с нею накрепко связана и вся его дальнейшая жизнь. Вот почему в отличие от других художников, которые в пору становления не сразу определяют свой творческий профиль, Гречишкин определился как пейзажист с самых первых само­стоятельных шагов творчества.

Картины художника-пейзажиста, помимо эстетического наслаждения и большого объема информации о прекрасном в самой природе, как бы предупреждают о невозместимости ущерба, который может нанести природе человек невзначай или в угоду своим практическим целям.
Искусство пейзажиста пропагандирует прекрасное, развивает искренность, высоконравственную чистоту человека. Любая современная учебная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики. Поэтому современный урок представляет собой сплав традиционных уроков с образовательными технологиями.
Я считаю, что настал момент, когда каждый учитель должен пересмотреть свой подход к преподаванию предмета и преодолеть страх перед внедрением информационных технологий. И любой творчески работающий учитель иностранного языка способен разработать дидактические материалы о своём регионе и с успехом применять их на уроках.
Презентация