"Как прекрасен этот мир?!"

Разделы: Внеклассная работа


Вид урока: урок получения новых знаний.

Методы: проблемное обучение, исследование.

Тип: урок – размышление.

Формы: фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная.

Цели урока:

  1. Обучающая: формирование навыков работы с эпическим текстом.
  2. Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного, сравнения, переноса полученных знаний в новую ситуацию, умение ставить и разрешать проблемы.
  3. Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Подготовка к уроку: учащиеся должны знать содержание рассказа Л.Петрушевской «Страна», повести А.Алексина «Раздел имущества», собрать отзывы родственников о рассказе «Страна» и оформить их.

Оборудование: оформление доски, грамзапись песни «Как прекрасен этот мир»

На уроках внеклассного чтения по – особому раскрывается ученик как читатель. Нет привычного учебника, книга может быть интересной, и главное, свое читательское мнение можно излагать в любой форме.
В 7 классе после изучения произведений «Кусака» Л.Андреева, «Кукла» Е.Носова и «Юшка» А.Платонова можно провести урок внеклассного чтения:
«Как прекрасен этот мир!? Недетские проблемы детей в произведениях современной литературы».
К уроку ученики читают рассказ «Страна» Л.Петрушевской и повесть А.Алексина «Раздел имущества». Рассказ «Страна» учащиеся должны дать прочитать старшему поколению – родителям и бабушкам, и взрослые пишут отзывы о прочитанном. Такое семейное чтение сближает, а обсуждение злободневного произведения учит ребят спорить, отстаивать свою точку зрения, а порой и прислушиваться к советам взрослых. Все отзывы ребята оформляют так, чтобы получились на доске цветы ( ведь мир прекрасен!), а учитель во время работы над анализом произведения использует их в качестве переходов на уроке ( поэтому есть и вопросительный знак, ведь не все прекрасно, как это кажется)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя под звуки мелодии « Как прекрасен этот мир»:

«Как прекрасен этот мир…» Замечательные строки из песни 80 – х годов погружают нас в добрый и светлый мир. В этом мире нет войны, нет зла и вражды. Это мир добрый и светлый, потому что в нем есть ты, которого окружают своей заботой мама, бабушка, отец и брат.
- Что значит для вас прекрасный мир?
Учащиеся дают самые разные ответы: солнечный день, бабочки над цветами, голубое небо над нами, надежный друг, семья, мир на земле, когда все вместе.
- Что может разрушить этот прекрасный мир ребенка?
Это и дождливый день, и плохое самочувствие, и обида на кого – нибудь, и ссора родителей.
- Что может огорчить жизнь взрослого человека?
- Как решают взрослые свои проблемы?
Взрослого могут огорчить неприятности на работе, безработица, болезнь, нехватка денег, неудачи, и часто они или замыкаются в себе, или начинают пить, иногда вымещать свое плохое настроение на близких.
- А как живет ребенок в той семье, где поселилась беда?
- Какие проблемы обрушиваются на неокрепшую душу ребенка?
Проблем много: пьянство, разлад в семье, потеря друзей, предательство мужа или жены, и все это совершается на глазах ребенка. На уроке речь пойдет о произведениях, в которых поставлены действительно недетские проблемы детей.

2. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Страна»

             Рассказ Л.Петрушевской «Страна» занимает всего страницу, и чтение на уроке не займет много времени. Но читать необходимо. В нем каждое слово – боль, потому что нельзя равнодушно читать историю семьи, в которой прекрасный мир постепенно тускнеет.
             «Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утором все было под рукой»
Так начинается рассказ. Ученики отмечают и «былую красоту» женщины, и вялую, крупную девочку, которая тихо играет на полу в свои старые игрушки, не обращая внимания на то, чай или лекарство пьет мать за столом или на тахте. Так обыденно, буднично повествует об этом Л.Петрушевская, что ни у кого нет сомнения в правдивости строк. Пока мать еще контролирует себя, «все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего»
Как же произошло, что в этой квартире так тихо, одиноко и страшно?
 Муж ушел к другой, «женщине, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего». Больше о сопернице ничего не сказано. Отец, забывший о существовании дочери, в рассказе получает такую характеристику – « яркий блондин с ярко – красными губами». Эта парочка ходит в гости к тем друзьям, к которым ходил блондин с первой «тихой» женой, и мать (именно так зовет автор свою героиню) не смеет навязываться в гости.
Почему рассказ назван «Страна»? Какую роль в нем играют божественные сны?
Мир этой семьи – это особая страна. В нем свои правила, свои законы. Но беда в том, что никто не стучится в эту квартиру, чтобы принести счастье, тепло и любовь в этот дом. «И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочке и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утором, чтобы бежать по темной, морозной улице куда – то и зачем – то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться».
Во время работы над содержанием зачитываются высказывания родителей о прочитанном. Им предлагалось высказать свое мнение о проблеме, поднятой в рассказе, о героях, о смысле названия. Надо сказать, что рассказ вызвал противоречивые мнения.
Ваше отношение к матери?
«Мне жаль эту женщину», «Очень больно за пьющую женщину», «Женское пьянство ужасно. Женское одиночество, без просвета на горизонте», «Пьяница – мать – горе семьи»
В высказываниях взрослых было сочувствие, сострадание, не осуждение, а ведь эти высказывания писали для детей, и в этом особая мудрость.
 Как сложится судьба дочки?
«Дочка, не получая любви и внимания матери, повторит судьбу матери, вот что страшно» . Мы решили домыслить с ребятами божественные сны девочки, поселили в ее мир будущих школьных друзей, но получилось как – то неестественно. Нет! В этой стране мир прекрасным не назовешь!
Какое впечатление сложилось у вас от рассказа?
Самые противоречивые высказывания учитель читает, а ученики соглашаются или нет, учатся защищать свое мнение, отстаивают свою правоту: «Негативное», «Печально», «Этот рассказ не вызвал у меня никакого впечатления», «Охватывает ужас от прочитанного», «Вызвал чувство негодования, бешенства. По – моему, в нашей жизни и так много всего плохого, чтобы читать еще такие рассказы». Но замечательны были слова бабушки одного из мальчиков: «Рассказ поучительный для молодых девочек».
Учитель обращается к ученикам, чтобы услышать их мнение о том, следует ли читать такие произведения.

3. Анализ повести А.Алексина «Раздел имущества»

Второе произведение, прочитанное ребятами к уроку, на первый взгляд, кажется противоположным по содержанию, ведь семья Верочки – это идеальная семья, здесь царит прекрасный мир. Повесть Анатолия Алексина «Раздел имущества» злободневна как никогда. Речь в нем идет о прекрасной семье, где родители работают, а бабушка, отказавшись от супружеского счастья, от любимой работы, поднимает на ноги единственную внученьку, у которой родовая травма.
Какая цель была у бабушки?
Повествование ведется от лица Верочки. Она с особой нежностью и благодарностью пишет о своей бабушке: «У нее цель была только одна: поставить меня на ноги». Какие кручи пришлось преодолевать девочке, судьба к которой оказалась так жестока. Но рядом была любящая бабушка, подбадривающая девочку словами: «Ничего страшного». Внучка и бабушка – единое целое, и даже мать Верочки не противилась, когда Верочка бабушку называла мамой Асей.
Кто же родители Верочки? Какую роль в воспитании дочери они играют?
Верочка, взрослея, начинает замечать, что мама всегда пользуется четкими формулировками, что как «крепкий специалист», связанный с природой, никогда природой не восхищалась, не замечала ее красот. Ее любимое выражение: «это бесспорно». Сама Вера рассуждает о том, что когда была больна, то мама не препятствовала бабушкиным методам воспитания, всем гостям говорила о подвиге бабушки. Мама всегда возражала против гостинцев из деревни, но вместе с этим аккуратно размещала в холодильнике и на балконе банки, что присылала бабушкина сестра. А папа никогда не возражал против маминого решения. В юности он мечтал стать художником, и у него отмечался свой стиль. Но постепенно он утратил свое лицо, стал тенью жены. Мамина мама руководила воспитанием Верочки с другого конца города по телефону, а папина мама не только поставила внучку на ноги, но и воспитала очень чуткой, очень отзывчивой девочкой, с обостренной совестью.
Как вы понимаете слова Верочки: «Мама нанесла удар по моей вере в то, что люди за добро платят добром»?
То, что произошло, не может понять своим умом и сердцем девочка. Казалось бы, ничего страшного: профессора, собравшиеся в доме Верочки, преклоняются перед героическим подвигом бабушки, которая любовью, терпением своим поставила внучку на ноги. Но мама, уже обидевшаяся на свою свекровь из – за того, что дочь посвятила школьное сочинение бабушке, назвав ее главным человеком в своей жизни, теперь и вовсе внушает мужу мысль о том, что им надо разъехаться. Для Верочки, случайно услышавшей разговор родителей, такая мысль кажется чудовищной.
Повесть начинается и заканчивается сценой в суде. Почему молодой женщине - судье не верится в то, что говорят люди?
Наблюдательная Верочка замечает, что судья тайком разглядывает на фотографии своего собственного сына и, может быть, размышляет о том, почему такими черствыми становятся сыновья. А в суде идет процесс – раздел имущества. Страшная сцена, когда дебелая женщина с воспаленным лицом требует от старой свекрови, чтобы все было по закону, по справедливости. А сын старается убедить судью, что они не хотят ничего лишнего. Тогда – то и произносит замечательные слова судья: «Судиться с матерью – самое лишнее на земле дело».
Почему с Верочкой произошел удар?
Повесть заканчивается трагически. Бабушка уезжает в родную деревню умирать, к своему дубу, ведь свою жизнь без Верочки она не мыслит. Быть помехой в семейной жизни сына и невестки никогда не будет. А еще она прочла записку Верочки, адресованную родителям, что будет той частью имущества, которая по суду отойдет к бабушке. С Верочкой случился удар. Она слышит из уст отца решительные слова: «Мы ничего не будем делать!» Но ей не нравится, что отец посмел успокаивать ее бабушкиными словами: «Ничего страшного!» Нет, теперь все страшно. Бабушка не вернется. Папа не простит себе малодушие. А Верочка обречена на инвалидность.
Следует отметить, что данная повесть взволновала учащихся. Состраданию, сочувствию, умению быть благодарными учит эта повесть.

4. Итоги урока.

Лучше позволить ученикам самим подвести итоги урока, потому что их выводы – это действительно уроки жизни, полученные при обсуждении рассказа «Страна» и повести «Раздел имущества».

5. Домашнее задание.

 На дом учащиеся получают задание написать сочинение: «Какой ты видишь свою будущую семью? Что бы ты взял из родной семьи в свою будущую?»