“Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг” - эти слова М.В.Ломоносова являются девизом деятельности школьной библиотеки в области краеведения. Но, по словам историка С.О.Шмидта, “подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия”.[1]
Поэтому среди основных задач краеведческой работы школьной библиотеки рассматривается не только воспитание любви к родному краю, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организация поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Успешное же выполнение намеченных планов невозможно без поиска новых путей и методов в работе.
Инновации – сегодня это необходимый элемент развития, без них библиотеке нельзя остаться социально значимой и привлекательной для своих читателей, конкурировать с разнообразием предоставляемых медиауслуг, быть востребованной, закрепить свои позиции в структуре школы. Новые реалии существенно изменили и краеведческую деятельность. Произошли изменения:
- В средствах производства:
- включены в работу новые технические средства поиска, обработки, преобразования и предоставления информации (видеоплейер, компьютер, сканер, ксерокс, DVD-проигрыватель, медиапроектор, Интернет);
- библиотека комплектуется новыми носителями информации;
- освоена и внедрена в работу программа MARC для школьных библиотек, что позволило начать создание электронного каталога
- В технологических процессах:
- изменились методы организации обслуживания, которое стало более комфортным и доступным;
- изменился ассортимент предоставляемых услуг. Оказываемые на сегодня библиотекой информационные услуги нагляднее всего можно представить в виде следующей таблицы (по М.Я Дворкиной).
№ | Виды услуг (название) | Перечень услуг |
1. | Документальные услуги |
|
2. | Справочные услуги |
|
3. | Новостные услуги |
|
4. | Учебно-консультационные услуги |
|
5. | Исследовательские услуги |
|
6. | Организационно-вспомогательные услуги |
|
- В организационной работе:
- создаются новые отделы, возникают временные творческие команды и коллективы;
- библиотека включена в программно-проектную деятельность школы;
- новые веяния коснулись и выбора форм и методов массовой и индивидуальной работы библиотеки.
- возникла потребность в научно-обоснованной концепции краеведческой деятельности. Поэтому и была принята программа “Краеведческая книга – память Алтая”, позволившая, прежде всего, конкретизировать и систематизировать всю работу по краеведческому воспитанию.
Первым результатом реализации программы стало создание и организация краеведческого фонда. На сегодняшний день в библиотеке собран большой объем изданий краеведческой тематики (более 1000 наименований), позволяющий удовлетворять достаточно сложные читательские запросы. Планомерное пополнение библиотечного фонда осуществляется, как за счет поступлений из краевого и городского бюджетов, так и за счет спонсорских средств.
Кроме книжного фонда существенную помощь в работе оказывают и периодические издание, выписываемые библиотекой, а также газеты и журналы из личного фонда учителей и учащихся.
Помимо комплектования библиотеки традиционными источниками информации, ведется работа по сбору данных и на электронных носителях. В этом направлении осуществляются следующие виды деятельности:
- организован и постоянно пополняется фонд учебных, документальных и художественных видеофильмов по краеведению;
- создается коллекция видеофильмов собственного производства;
- создан фонд СD – дисков краеведческой тематики;
- в библиотеке имеется краеведческая коллекция аудио документов
- в работе по краеведению используется программное обеспечение общенаучных курсов, поступившее в библиотеку (CD-диски по биологии, географии, истории и др.).
Новым содержанием наполнена сегодня справочная работа по краеведению. Запросы, поступающие от читателей, порою настолько сложны, что требуют серьезного поиска с привлечением всех имеющихся ресурсов. Без серьезной и качественной организации всего справочного аппарата библиотеки выполнение подобных запросов, удовлетворение читательского спроса невозможно. Поэтому на сегодняшний день в библиотеке ведется краеведческая систематическая картотека статей, куда вносятся описания статей не только из периодических изданий, но и из сборников, тематических досье и папок. Существенную помощь при выполнении справок (тематических, фактографических и библиографических) оказывает имеющийся в библиотеки справочный и энциклопедический фонд (более 150 наименований).
Пополнение справочного фонда библиотеки осуществляется и за счет системы дополнительных источников информации. Вырезки газетно-журнальных статей, ксерокопии отдельных материалов, различные библиографические издания - листовки, дайджесты, буклеты и даже открытки - становятся основой для организации:
- тематических досье, в которых осуществляется комплексное раскрытие темы (“Столица края - Барнаул”, “Право на память”, “Литературный Алтай”, “Из истории освоения Алтая” и др.)
- тематических папок - узкое раскрытие темы (“Экология Барнаула”, “Барнаул архитектурный”)
- тематических подборок, где представлен отдельный вопрос (“ Жизнь и творчество поэта
В. Башунова”, “Демидовский Алтай”, “Камнерезное дело на Алтае” и др.)
Проводя изучение читательского спроса, ведя картотеку выполненных справок, удалось выявить наиболее востребованные читателями темы. Что позволило организовать комплектование, а также издание собственных небольших библиографических пособий рекомендательного характера. Это делается в целях более глубокого изучения, развития и информационного обеспечения тем градо- и краеведения; достижения большей оперативности при работе с читателями, а также в целях экономии их времени. Хочется вызвать и стимулировать читательский интерес к прошлому и настоящему нашего города и края. Наибольшим успехом среди наших читателей пользуются тематические списки литературы (“Туристические тропы Алтая”), буклеты (“И.Ползунов”, “Ученые и исследователи Алтая”), закладки (“Власть человека над природой”), дайджесты (“История улиц и районов г. Барнаула”).
Наиболее серьезные и сложные темы освещаются более подробно. Этим целям соответствуют дайджест-конспекты (“Барнаульские купцы-меценаты”), лекции (“Из истории основания г. Барнаула”, “Визитная карточка города”). Библиотека осуществляет и выпуск специальной серии пособий для учителя “Информация к уроку” (“Занимательное краеведение”, “Самые, первые”, “Эх, прокачу!”, “Барнаульский планетарий”).
Задача фонда краеведческих методических материалов - помочь сэкономить время учителя и в то же время предоставить в его распоряжение новики педагогической практики. Данный фонд комплектуется источниками информации как на традиционных носителях (сценарии, творческие работы детей, тематические уроки и классные часы), так и электронных (видеоматериалы уроков и внеклассных мероприятий, собственные видеофильмы, компьютерные презентации, заочные экскурсии, электронные тематические папки и т.д.)
Справочно-библиографическое обслуживание учителей осуществляется также через индивидуальное и избирательное распространение информации. Совместные планы работы библиотекаря и учителя предметника позволяют отслеживать и вовремя информировать заинтересованных педагогов о вновь поступившем издании, о появившейся статье в периодической печати. При необходимости библиотекарь обращается за нужной информацией в другие библиотеки и организации города.
Сегодня ознакомить всех участников образовательного процесса школы с имеющимся в библиотеке многообразием краеведческих источников просто невозможно без использования в работе разнообразных форм и методов массовой работы.
Увеличивая аудиторию, вовлекая детей в общую интеллектуальную деятельность, используя игровые формы пропаганды литературы мы добиваемся главного – повышения читательского спроса, заинтересованного и осознанного литературного выбора, формирования читательских умений и навыков.
Оптимизация форм и методов массовой работы - процесс сложный, требующий от библиотекаря высокого профессионализма, готовности к изменениям, гибкости, навыков поиска и отбора. Сегодня на первый план выходят активные формы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. И поэтому все чаще в деятельности библиотеки используются стратегии и приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) Например, методика “Чтение с остановками” успешно использована при проведении занятий с первоклассниками, “Стратегия вопросов” – очень органично влилась в библиотечный урок для учащихся 8-х классов по методики написания реферата. “Шляпы мышления” раздавались ребятам во время проведения урока по Красной книге Алтайского Края и во время “Сибирского разговора” по кн.Л.Извековой “О чем рассказала кедровка”. Свои синквейны учащиеся 11 классов посвятили будущим первоклассникам, написав их на закладках для выбора.
Общий перечень некоторых форм, используемых библиотекой, в массовой работе по краеведению выглядит так:
- Анкета (“Патриотизм – знак вопроса”)
- Аукцион знаний (проведен, н-р, при разговоре с учащимися об улицах города)
- Беседа (“Символы Алтайского края”)
- Встреча (с интересными людьми, с ветеранами)
- Вечер (“Вечер выпускников”)
- Викторина (“Алтай в годы войны”)
- Выставка (“Здесь родины моей начало”)
- Газета (“Времен связующая нить”)
- Громкие чтения (“Сказки Алтая”)
- Диалог (“Краеведческий музей”)
- Дискуссия (“Заповедный Алтай”)
- Живая газета (“Наш регион – Алтай”)
- Игра литературная (“Космос и Алтай”)
- Игра интеллектуальная (“Счастливый случай”)
- Игра путешествие (“Летопись школы”)
- КВН (“Знатоки города”, “Литературный Алтай”)
- Классный час (“Сибирский характер”)
- Кроссворд (“Военный” и “Победа”)
- Литературно-музыкальная композиция (“Этот День Победы”)
- Обсуждение (“На алтайской тропе” - кн. Г.Горышкина)
- Обзор (“Животный мир Алтайского края”)
- Праздник (“Русские писатели на Алтае”, “Праздник птиц”)
- Презентация (Учебник “География Алтайского края”)
- Проект (“Туристические тропы Алтая”)
- Репортаж (“Моя встреча с ветераном”)
- Своя игра (“Мой край родной”, электронная версия)
- Синквейн (“Послание первокласснику”)
- Урок в библиотеке (“Добро пожаловать в Алтайский край” - на немецком языке)
- Урок презентация (“Детские писатели Алтая”)
- Устный журнал (“Природные ресурсы нашего края”)
- Утренник (“Мой родной город”)
- Фантазии (“Допиши окончание сказки”)
- Час литературный (“Легенды и мифы Алтая”)
- Чтение с остановками (“Легенды Горного Алтая”)
- Шляпы мышления (“О чем рассказала кедровка” по кн. Л.Извековой)
- Экскурсия заочная (“Село Сростки”)
Особо следует отметить самое главное нововведение в деятельности библиотеки – рождение новой методики – совместная работа библиотеки и музея.
На наш взгляд, это очень удачное сочетание. Ведь музейный экспонат тот же источник информации, только обладающий своими специфическими чертами и особенностями. Но тем он и важен! Научить ребят видеть историческую эпоху через фотографию, открытку или старую скатерть, вышитую бабушкиной рукой, не менее важно, чем научить их читать и понимать исторические книги. Уже несколько лет библиотека и школьный музей (руководитель музея Рассыпных Г.А.) на партнерских отношениях комплектуют и используют свои фонды, составляют ежегодные совместные планы работы, вместе проводят мероприятия, организуют творческие дела, оформляют школьные стенды и витрины, выпускают справочно-библиографические издания. Длительная работа привела к созданию совместной программы деятельности “Родина малая – дела великие”. Основная идея программы: краеведческая деятельность и формирование информационной культуры личности. Основные виды взаимодействия библиотеки и музея это:
- Книжно-музейная выставка. Наиболее эффективная форма работы, позволяющая при проведении обзора и экскурсии использовать большой объем информационных источников.
- Игра-путешествие. Дает возможность проработать выбранную тему глубоко и всесторонне. При этом дети самостоятельно учатся отбирать и анализировать источники информации (традиционные и нетрадиционные). А заключительные игровые мероприятия всегда долгожданны, проходят они весело и то же время познавательно.
- Интеллектуальная игра. Такая форма работы предполагает серьезную подготовительную работу участников, где выявляются глубокие знания учебного материала, умение оперировать и осознанно применять их в дальнейшем.
- Беседа-игра. Позволяет знакомить ребят с новой, серьезной информацией, и делать это интересно, занимательно. Новые сведения воспринимается учащимися легко, и запоминаются надолго.
- Индивидуальная творческая деятельность учащегося. Процесс сложный и наукоемкий, требующий определенных информационных умений и навыков. Задача библиотеки – сформировать эти умения и предоставить учащемуся и его научному руководителю возможность для полноценной научной работы.
- Очно-заочная экскурсия. Став посетителем экскурсии, можно расширить кругозор учащихся, ознакомиться с историческими достопримечательностями, повстречаться с удивительными людьми и своими руками “потрогать” произведения искусства.
- Видеолекторий. Современные информационные технологии позволяют использовать в учебно-воспитательном процессе новые формы работы. Беседа, предваряющая просмотр фильма обогащает учащихся новыми знаниями, а также учит воспринимать медиатекст.
- Видеоурок. Наличие современного программного обеспечения помогает учителю организовать свою деятельность на высоком методическом уровне использованием возможностей медиацентра.
- Виртуальная экскурсия. Такая форма работы, обеспечивая “эффект присутствия”, качественно повышает уровень проводимых экскурсий, дает возможность участникам окунуться в предлагаемые обстоятельства, стать непосредственным участником событий.
- Газета в образовании. Работая с краеведческой периодической печатью, учащиеся имеют возможность подобрать необходимую информацию для пополнения фонда музея, созданию музейных экспозиций, учатся отбирать и систематизировать материал для написания собственных творческих работ.
- Клуб интернациональной дружбы “Окно в большой мир” . Форма совместной работы библиотеки и музея на основе проектно-исследовательской деятельности. Величественный, богатый и не открытый до конца Алтай стал в последнее время одним из самых привлекательных регионов России. Создан и успешно развивается Международный координационный совет (МКС) “Наш дом – Алтай”, объединивший государственных деятелей, ученых и представителей общественных организаций четырех сопредельных государств: России (Алтайский край, Республика Алтай), Монголии, Казахстана и Китая. Идеи МКС о дружбе и сотрудничестве между народами не является для учащихся нашей школы чем-то новым и необычным. Более двадцати лет в основе всей учебной и воспитательной работы школы лежало интернациональное и патриотическое воспитание учащихся. Школьный музей советско-монгольской дружбы “Найрамдал” имел статус “Народного музея”. Сегодня учащиеся школы возрождают традиции. На базе музея и библиотеки создан Клуб интернациональной дружбы “Окно в большой мир”. За небольшой период времени КИД уже дважды встречал гостей из Монголии, между нашей школой и школой №6 монгольского г.Ховд подписан договор о дружбе и сотрудничестве. Результатом творческой деятельности Клуба стала также разработка проекта “Чудо край – большой Алтай”. Стратегия проекта заключается в приобщении наибольшего числа учащихся региона к общению, познанию и творчеству. С этой целью определены три основных направления работы:
- “Чудо света” – здесь необходимо рассказать о своей стране, своем крае или городе, поделиться историями из жизни школы, познакомить участников проекта со своими друзьями или членами своей семьи, и обязательно – рассказать о себе, как о самом главном чуде света.
- “Чудо творчества” - приветствуются все способы самовыражения – стихи и рассказы, фотографии и рисунки, сочинения и репортажи, путевые записи и наброски.
- “Чудо бытия” - много тайн и чудес хранит история и культура! Велик Алтай! Велики его люди! Чудесны свершенные ими дела! Девиз этого направления работы: “Заметь! Познай! Поделись!”. Формы предоставления материала различны: доклады, сообщения, исследования, сетевые образовательные программы и др.
Мы уверены, что только действенная забота о будущем своего края, активная работа учащихся по сохранению его культурного и природного наследия даст положительные результаты в “воспитании краеведением”.
- Шмидт С.О. Любовь к малой родине – источник любви к России // Школьная библиотека. 2004. №5. с.6