Цели:
- Развивать в детях умение безошибочно писать безударные личные окончания глаголов.
- Учить детей грамотно и правильно выражать свою мысль.
- Воспитывать в детях чувство честности, порядочности, взаимопомощи, уважения к старшим.
Литература:
- Иванов С.В., Кузнецова И.И. Русский язык. Ч. 1. 4 класс. - М.: Вентана-Граф.- 2007.
- Пишем грамотно. № 1. 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. "Начальная школа XXI век". - М.: Вентана-Граф.- 2007.
- Учусь писать без ошибок. 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. "Начальная школа XXI век". - М.: Вентана-Граф.- 2007.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного.
1. На доске слова:
блест : шь, мечта : шь, плыв : т, мелька : т, леж : те, помеша : те, по : т, меле : т.
2. Поставьте ударения и вставьте пропущенные буквы, объясняя их (указать спряжение).
3. Разделите эти слова на две группы:
4. Взаимопроверка.
- Как определить спряжение глаголов с ударными окончаниями, с безударными окончаниями?
- Какая трудность в написании безударных личных окончаниях глаголов? (е-и)
- Определите тему сегодняшнего урока:
"Правописание безударных личных окончаний глаголов".
III. Чистописание.
- Сегодня на минутке чистописания мы пишем букву, с которой начинается корень всех этих глаголов с безударным окончанием. Какая это буква? (м)
- Составьте (устно) цепочку букв, в которую должны войти все личные окончания глаголов I спряжения в порядке их изменения по лицам и числам.
Мумешьметмемметемутмлют
- Замените в этой цепочке окончания I спряжения на окончания II спряжения и запишите сами.
- Сверьте с доской.
На доске: (предложения):
Письмо развивает искусство владения словом. (Древний Рим. Цицерон)
Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе.
- После анализа запишите то предложение, которое вам больше всего понравилось, следуя всем каллиграфическим нормам.
(Дети записывают самостоятельно.)
IV. Проверка домашнего задания.
- Прочитайте из домашней работы только глаголы, назвав их окончание и спряжение.
- извивается (1 спр.)
- покрываются (1 спр.)
- превращаются (1 спр.)
- кажутся (1 спр.)
- колышутся (1 спр.)
- пробегают (1 спр.)
- Итак, как же определить спряжение глаголов? (Дети проверяют друг друга - в парах.)
V. Речевая гимнастика.
(У детей на столах - скороговорка: "Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскоговоришь").
- Прочитайте самостоятельно.
- Читаем с хлопками по слогам.
- Читаем, убыстряя темп.
- Соревнование по рядам.
VI. Работа по теме.
Наблюдение над материалом учебника, стр. 105 (устно).
Закрепление полученных знаний:
3 группа - упр. 2, стр. 106 учебника.
2 группа - упр. 1, стр. 37 "Пишем грамотно".
1 группа - упр. 3, стр. 106 учебника.
- 2 ученика у закрытой доски по 5 глаголов.
VII. Физкультминутка.
Учитель читает предложения, если в предложении встретятся глаголы 1 спр., то встают девочки, если глагол 2 спр. - то мальчики.
- Друг признаётся в беде.
- Другу доверишь любую тайну.
- Пьёшь у друга воду слаще мёду.
- Друг всегда честно говорит и правильно поступает.
- Ложь разрушить любую дружбу.
- Поспешишь - людей насмешишь.
VIII. Работа по теме.
1) Упр. 86 "Учись писать без ошибок", стр.50 (Девочка читает.)
2-3 группы - вставить окончания глаголов, указать спряжение.
1 группа - вставить окончания глаголов, указать спряжение, задание стр. 51.
2) Проверка с помощью карточек.
IX. Фотографирование картины Игнатьева "Забавы детей".
- Назвать глаголы, которые обозначают действия детей, изображённых на картине, определить спряжение этих глаголов. (По одному - дети пишут глаголы на доске, все остальные в тетради, указав спряжение.)
X. Исправь ошибки в тексте.
Упр. 3, стр. 38 "Пишем грамотно" (текст висит на доске, на таблице)
Дети "цепочкой" исправляют ошибки.
XI. Итог урока. Рефлексия.
- На полях в тетради нарисуйте горку и себя, взбирающимся на эту гору знаний. Если ты уже близок к вершине и прекрасно себя чувствовал на уроке - нарисуй наверху красный кружок; если ты ещё не полностью усвоил тему - то зелёный кружок на середине пути; если ты вообще не усвоил тему - то твой кружок в начале пути, его цвет по настроению: красный, зелёный или чёрный.
XII. Домашнее задание.
Повторить правила, упр. 87(или 88) по выбору "Учусь писать без ошибок", стр. 51.