Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в русской культуре и искусстве после принятия христианства
- Дать понятие о православной архитектуре, ее особенностях.
- Познакомить с изобразительным искусством средневековой Руси.
Оборудование: Мультимедийный проектор, изображение храмов: Святой Софии в Киеве, Новгородского Софийского собора, Софии Полоцкой, Десятинной церкви; изображения древнерусских рукописных книг, фрагментов оформления заставок, изображения буквиц…, древнерусские иконы. Мультимедийная презентация по теме.
Организационный момент: сообщение темы урока, целей и задач урока.
Ход урока
Вся культура и искусство средневековой Руси, начиная с X века и до конца XVIIв. Неразрывно связана церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной, т.е. правильной
Сегодня мы рассмотрим не исторические события, связанные с принятием христианства, а обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и искусстве Руси после ее крещения.
Начиная знакомство с искусством христианской Руси, мы с вами в первую очередь должны определить, какой вид искусства является самым долговечным. Одни считают, что это письменность. Другие, что изобразительное искусство, а вот ученые утверждают, что самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные сооружения. Именно по архитектурным сооружениям можно проследить, какими материалами, какими техническими приемами пользовались древние строители, как украшали свои постройки …
С принятием православия на Русь пришел и новый стиль строительства. Посмотрите не фотографии церквей назовите что в них общего ( у всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены их камня). Все верно – таким образом. Можно сделать вывод, новые постройки возводились по единому принципу – крестово-купольное каменное зодчество. В это время храмы строили мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями.
Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.
Десятинная церковь сыграла выдающуюся роль в культуре Руси. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.
Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярославом Мудрым самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья).
По преданию собор возвели на том самом месте, где стояла маленькая церковь построенная прабабкой Ярослава Мудрого – княгиней Ольгой.
Киевский собор относится к типу пятинефных крестово-купольных храмов, типичных для византийской архитектуры. Стены собора выложены их плоского кирпича – плинфы на розовом известковом растворе. Первоначально храм венчали 25 куполов, 13 из которых имели световые барабаны. Число глав ( купалов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл (Ребята, как вы считаете что символизировали 13 куполов венчающих храм ?) Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол находящийся в центре символизирует самого Христа.
Пространство под куполом представляло собой огромный крест, в центре которого большое мозаичное панно с изображением Христа Вседержителя на фоне темного неба. На стене центральной аспиды строгая и сосредоточенная фигура Божьей матери. Ее руки подняты вверх в непрерывном молении, вишневый цвет ее одеяния символизирует страдание.
Мозаичные украшения покрывают стены храма и как много веков назад они ярки и нарядны, т.к. состоят из кусочков смальты (цветного стекла и самоцветных камней).
Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.
На этой фотографии вы видите храм Святой Софии новгородской, к сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке.
Таким образом, архитектура киевской Руси впитала в себя все лучшее, что было придумано в Византии. Россия стала талантливой ученицей и спустя всего несколько десятилетий во всех русских городах появились русские храмы.
Книги.
Первые книги, созданные на Руси, были рукописными и относятся к концу 9 века. Книги на Руси всегда считались большой ценностью. Их берегли, украшали бесценными росписями и миниатюрами, драгоценными металлами и самоцветными камнями. Вот так выглядели книги 9-15 веков. Стоимость таких книг, часто была сравнима с заработком ремесленника за несколько лет, а то и десятилетий. Обратите внимание на яркость рисунков в этих книгах. Эту же яркость древние краски сохранили и до наших дней, будто их изготовили вчера. Даже современным типографиям не всегда удается изготовить книги с такими яркими и долговечными рисунками.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство средневековой Руси представлено главным образом иконописью. Икона – это священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов, событий священной истории. Согласно учению церкви, икона это зримое символическое изображение Бога.
По преданию первое изображение Христа появилось еще при его земной жизни и названо нерукотворным образом т.к. возникло при соприкосновении ткани (полотенца) с лицом Христа. В сказаниях говорится, что царь одной страны заболел проказой и послал своего слугу к Иисусу Христу с просьбой придти в город или разрешить написать с него портрет. В ответ на просьбу, Христос омыл свое лицо водой приложил к нему полотенце и лик чудесным образом отпечатался на нем. Получив нерукотворный портрет ,царь выздоровел. Главные изображения в христианском искусстве это образы Христа, Богоматери, святых…
Иконы писались и пишутся на специально подготовленных досках -- липовых или сосновых, темперными красками замешанными на яичном желтке, что позволяет краскам сохранять долгое время яркость и прочность. После высыхания краски иконы, покрываются специальным лаком – олифой, что защищает иконы от сырости. В древности этот лак играл с иконами злую шутку. После нескольких десятков лет они темнели, изображение на них пропадало. Такие иконы считались непригодными и их с молениями пускали по реке ликом вверх или выносили на перекресток и после молебна сжигали. Иногда иконы с потемневшим изображением записывали новым ликом, тем самым сохраняя предыдущее изображение.
Написание икон тоже не было простым делом. Вначале художники спрашивали разрешения у священников на написание иконы, выдерживали длительный пост, каялись в грехах, долго молились, прося помощи у Господа Бога и только потом, приступали к работе. Самыми знаменитыми иконописцами средневековой Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков, которые не только создавали иконы, но и расписывали храмы.
В 11 веке по всей Руси стали появляться иконописные школы. Их насчитывалось несколько десятков, самыми знаменитыми стали -- Новгородская, Псковская, Ярославская, Московская, Сибирская, Устюжская, Строгановская.
Заключительная часть урока:
Сегодня мы говорили о изменениях произошедших в искусстве и культуре средневековой Руси после принятия христианства. Я предлагаю проверить свои знания и решить кроссворд.
- Богочеловек (Христос)
- Вера (религия)
- Церковь, на содержание которой князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода. (Десятинная)
- “Божья премудрость” (София)
- Материал для создания мозаики. (смальта)
- Панно, выполненное из цветного стекла и самоцветных камней. (мозаика)
- Самый долговечный вид искусства. (архитектура)
- Имя греческого художника жившего в России и работающего в иконописном жанре. (Феофан)
- Главный жанр изобразительного искусства средневековой Руси. (Иконопись)
- Что символизирует бордовый плащ Богородицы. (Страдание)
- Столица Руси в 10 веке. (Киев)
- Лак, которым покрывали иконы. (Олифа)
Древнерусские книги