Прогнозирующий результат:
I-группа - должны показать оперативность применения знаний
II-группа - должны уметь применять знания на практике, выполнять задания обязательного уровня.
Сценарий урока:
- Наглядные пособия:
1. на доске таблицы:
2. на доске модель окружности с радиусом 20см и подвижным радиусом ОА
3. у каждого ученика модель окружности с R=4см и радиусом ОА
4. заготовлена таблица на доске и у ребят в тетрадях
? | 30o |
45o |
60o |
90o |
180o |
0 o |
270o |
360o |
sin | ||||||||
cos | ||||||||
tg |
||||||||
ctg |
- Класс разбит на разноуровневые группы:
в группе
- 3 ученика, которые учатся на “3”
- 2 ученика, которые учатся на “4 и 5”.
- Цель урока вырабатывается вместе с учениками.
- Проверка домашнего задания -
- На дом было задано:
- повторить из курса геометрии определение синуса, косинуса, тангенса в прямоугольном треугольнике 7 п. 62. п.67 (А. Погорелов)
- значение синуса, косинуса, тангенса для 0o, 30o ,45o , 60o , 90o .
- Фронтальная проверка по вопросам
Устно.- каждой группе задаётся вопрос, ученик отвечает и заполняется заготовка таблицы значений тригонометрических функций.
- вопросы
- значения sin 30o , cos 60o , tg 45o и т.д.
- столбец для 180o и 270o остался пустой.
- Фронтально - устно:
- ответить на вопросы
- что называется синусом угла в прямоугольном треугольнике
- что называется косинусом угла в прямоугольном треугольнике
- что называется тангенсом угла в прямоугольном треугольнике
- ответить на вопросы
Учитель в своих записях отмечает учеников, которые верно ответили.
- У доски выполнить задание: задание ученик
выполняет с комментариями
- вычислить:
- 2cos 60o + sin30o
- 2cos 30o + 2sin45o
- вычислить:
Ученики выполняют эти задания в тетрадях.
- Сильные ученики работают по карточкам из 10
заданий выполнить по выбору 5.
- Карточка: вычислить:
2cos 60o + 3cos30o
5sin30o – ctg45o
2sin60o + 6cos60o– 4tg45o
12sin60o • cos60o
3tg45o • tg60o
4tg60o • sin60o
2sin60o • tg60o
2sin45o – 4cos30o
7tg30o •cos30o
6tg30o – 2sin60o
- Карточка: вычислить:
Проверка через проектор, каждый проверяет свою работу и ставит баллы, за каждое задание – 1 балл.
- В это время остальные выполняют диктант в
тетрадях:
- вычислить:
2cos60o
sin30o + cos60o
cos90o + sin45o
2sin30o + 2tg45o
3tg60o
- вычислить:
Ученики меняются работами, и проверяют. Решение записано на доске. Выставляют отметки. Заполняется учётный лист “самооценка”
Объяснение по теме:
У каждого ученика модель окружности с подвижным радиусом. Работаем с этой окружностью. Повернём радиус ОА на угол 60o - этот угол называется углом поворота. У доски на модели тоже показывают этот угол. Если радиус ОА повернуть около точки О по часовой стрелке, то угол поворота считают отрицательным; против часовой стрелки – положительным.
В группах ребята работают самостоятельно: на модели покажите углы 45o , 100o, 120o, -45o, -100o , -120o , -60o.
В курсе геометрии мера угла выражается от 0o до 180o . Угол поворота может выражаться от - до + . На модели у доски показан угол 300o. Отработать углы поворота 0o, 90o, 180o, 270o, 360o.Показать угол 400o=360o+40o.
Работа у доски:
к доске приглашается ученик, он показывает угол, а ребята выполняют на месте (обсуждают вместе). Показать угол поворота и указать четверть, в которой он расположен: 283o, 700o, -150o , 190o , 270o , 80o, 100o, 4220o, 325o, -20o, 800o.
из каждой группы выходит один ученик и выполняет два задания.
Объяснения учителя:
Отметим на окружности угол , рассмотрим треугольник ОАС.
А ( х; у ), С = 90o , АС = у,
ОС = х, ОА = R.
Вырабатывается вместе с ребятами определение синуса угла : sin = AC/OA = у/R
Вырабатывается вместе с ребятами определение косинуса угла : cos= AC/OA = х/R
tg= AC/OC = у/х , ctg = OC/AC = х/у.
Рассмотрим определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
Ребята в группах прорабатывают определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса по учебнику.
В тетрадях записывают: sin = у/R , cos = х/R , tg = у/х , ctg = х/у.
Фронтальная работа:
На окружности показать угол поворота 90o , найти sin90o , cos90o , tg90o , ctg не имеет смысла для 90o .
2 таблица значений.
Вывод:
- выражение sin и cos определены при любом ;
- tg определён при любом кроме +90?, +270?, +450? .
- ctg определён при любом , кроме 0?, +180? , +360? .
В тетрадях сделать эту запись.
- Каждому значению соответствует единственное значение sin, cos, tg , ctg . Поэтому синус, косинус, тангенс и котангенс являются функциями угла ?. Их называют тригонометрическими функциями.
- Область значений синуса и косинуса является [-1; 1], тангенса и котангенса ? ( - , +).
Фронтальное закрепление:
Ученики выполняют в тетрадях, один ученик работает у доски:
- Указать наибольшее значение выражения 1 + sin . ( в тетрадях: 1 + sin принимает наибольшее значение 2 )
- Какое наименьшее значение имеет выражение 1 + sin
- Какое наибольшее и наименьшее значение имеет выражение 2 - cos
- Устно:
- может ли sin принимать значения 2 , 2 , 1 /
2 , 3 , 3 – 1 , 3 / 2 , 1 + 3.
Вопрос задан группе, ученик из группы отвечает и объясняет кратко. - может ли cos , sin принимать
значения (1 + 3)/ 2 ; (1 - 3)/2 .
Ученики объясняют.
Закрепление:
Найти значение выражения:
Все работают с учеником, который работает у доски с комментариями. У доски проработали три ученика и получили отметки.Ребята пересели по парам.
Самостоятельная работа:
В “самооценке” отмечают столбик “Как я понял тему”:
О – “хорошо”
[] - не всё;
V - плохо.
I - В | II - В |
|
|
= 130o , = 200o , = 490o . |
= 170o , = 280o , = 700o . |
1 балл |
|
|
|
sin 0o + 2cos60o tg 60o •sin60o •ctg30o |
4sin90o ? 3cos180o 3ctg90o • 3sin270o |
3 балл |
|
|
|
= 0o = 90o |
= 45o = 180o |
1 балл |
Каждое задание дано в баллах; ученики выполняют задание по выбору, работа выполняется в тетрадях под копирку. Листочки с работой ученики сдают, а работу ученики проверяют сами, готовое решение на доске. И оценивают. Заполняют “самооценку”.
Домашнее задание:
- определение sin, cos , tg , ctg .
- № 717, 770.
“Самооценка”
Ф.И. ученика |
диктант |
тема |
самостоятельная (своя оценка) |
самостоятельная (учитель) |
за урок |
1. Соколов Н. | 4 |
О |
5 |
5 |
5 |
2. Аношина А. | 5 |
О |
5 |
5 |
5 |
3. Зуева О. |
3 |
[] |
3 |
3 |
3 |
4. Белов К. | 4 |
[] |
4 |
3 |
4 |
5. Гриненко К. | 5 |
О |
5 |
4 |
5 |
За диктант – ставит учитель.
За урок выводится общая оценка