Правила оказания первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей. 7-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 7


Место урока в теме: второй урок в теме “Основы медицинских знаний”. Программа “Основа безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы”. Авторы: Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А. Г. Учебник “Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс”. Авторы: Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н., Кузнецов М. И.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая цель:

  • создание условий для осмысления и применения новой учебной информации,

  • проверки уровня изученных знаний,

  • умений и навыков.

Задачи по содержанию:

Обучающие:

  • познакомиться с понятиями “закрытый перелом”, “открытый перелом”, с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах;
  • научить применять теоретических знаний в практической деятельности (иммобилизация конечностей);
  • формировать умение правильного поведения в чрезвычайной ситуации (в школе, дома, на улице – перелом конечностей).

Воспитывающие:

  • воспитывать общей культуры личности;
  • прививать чувства товарищества у подростков;
  • формировать потребность бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

  • развивать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Методы:

  • По характеру познавательной деятельности обучающихся – частично-поисковый (в начале урока поставлена проблема, самостоятельная работа над новым материалом).
  • По источнику знаний: наглядный (таблица, схемы, демонстрация фильмов); словесный (пояснение, уточнение нового материала).
  • По степени активности обучающихся: продуктивный (изучение нового материала, оценивание ситуаций и их возможные пути решения).
  • Контроля и самоконтроля: рисуночный тест

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,

  • работа в группах,

  • индивидуальная (заполнение таблицы, схемы, тест).

Приёмы учебной деятельности:

  • создание игрового момента,

  • демонстрация фильмов,

  • решение ситуаций из жизни (ролевая игра),

  • решение карточек динамической таблицы.

Оборудование:

  • бинты,

  • подручные шины,

  • перевязочный материал,

  • кушетка,

  • карточки с заданиями,

  • динамическая таблица,

  • ТСО.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Учебные места в классе Приветствие учеников класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок ОБЖ.

II. Целеполагание и мотивация обучающихся.

Учитель:

На урок пришли не зря!
Помощь нам всегда нужна!
Кто отсутствует, скажите,
О причине доложите.

Ученики: Отсутствует … Причина не известна.

Игровой момент: В это время раздаётся серена скорой помощи. В класс входит ученик.

1-ый: А у меня что-то с рукой, наверное, сломал. Отпустите меня домой.

Учитель: Всё понятно. Итак, ребята, для того, чтобы выяснить, сломана ли рука у …сегодня на уроке мы должны узнать, что такое перелом, какие виды переломов бывают. И, конечно, какую первую медицинскую помощь мы можем оказать пострадавшему при переломе.

Итак, тема сегодняшнего урока “Правила оказания первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей”.

Запишите тему урока в тетради.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос

Учитель: Какие травмы может получить человек, оказавшись в чрезвычайной ситуации? (Ушиб, ссадина, растяжения, сотрясение мозга, порез, вывих, резаные, рваные и колотые раны, переломы и пр.)

2. Задания-соответствия

Учитель: У вас на столах лежат карточки с заданиями-соответствиями. По группам обучающиеся выполняют “задания – соответствия” (карточка № 1, № 2).

Карточка № 1.

Задания – соответствия.

повреждения

  • ушиб
  • артериальное кровотечение

приёмы ПМП

  1. жгут
  2. давящая повязка
  3. покой
  4. тугая повязка
  5. холод
  6. приподнятое положение поврежденной части тела
  7. максимальное сгибание конечности
  8. возвышенное положение
  9. доставка в больницу
  10. искусственное дыхание

Карточка № 2.

Задания – соответствия.

повреждения

  • растяжение
  • венозное кровотечение

приёмы ПМП

  1. жгут
  2. давящая повязка
  3. покой
  4. тугая повязка
  5. холод
  6. приподнятое положение поврежденной части тела
  7. максимальное сгибание конечности
  8. доставка в больницу
  9. возвышенное положение
  10. искусственное дыхание

Ключ: ушиб – 5, 4, 3, 9.

артериальное кровотечение – 1, 4, 9.

растяжение – 5, 4, 3, 9, 8.

венозное кровотечение -

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое перелом? (Высказывают предположения.)

Учитель: Давайте обратимся к учебнику на с. 174. Зачитайте. Запишите в тетради.

Перелом – полное или частичное нарушение целостности костей в результате удара, сжатия, сдавливания, перегиба или другого воздействия.

Учитель: Посмотрим фильм, какие виды переломов бывают. Во время просмотра фильма заполните схему:

Демонстрация фильма на компьютере.

Учитель: Итак, какие виды переломов бывают? Назовите их признаки.

Учитель: Во время демонстрации следующего фильма, заполните таблицу.

Вид перелома

Что нужно делать?

Чего нельзя делать?

1. Открытый перелом предплечья

 

 

2. Открытый перелом голени

 

 

После просмотра каждого из отрывков (1 и 2) обсудить правила оказания первой медицинской помощи при указанных переломах.

Учитель: Введем еще одно понятие. Вы обратили внимание на то, что в том и другом роликах говорится об обязательной неподвижности поврежденной конечности. Эта неподвижность называется иммобилизацией. Запишем определение.

Иммобилизация – обездвиживание места перелома (как правило, конечности).

Учитель: При иммобилизации конечности необходимо придать ей физиологическое положение.

Во время перекладывания больного с носилок поврежденную конечность должен поддерживать помощник.

Неправильно выполненная иммобилизация может принести вред. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить состояние пострадавшего.

Учитель: Обратите внимание на схему. Оказание первой медицинской помощи при закрытых переломах.

Учитель: Сделайте вывод о том, какие переломы опаснее (открытые или закрытые) и почему? (Аргументируют свой ответ.)

Учитель: Познакомьтесь с теоретическим материалом на ваших информационных карточках. После прочтения обменяемся опытом.

Информационная карточка № 1.

При открытых переломах фаланг пальцев и костей кисти после наложения стерильной повязки на рану в ладонь вкладывают плотный комок ваты, обмотанный марлей (бинтом), чтобы придать пальцам полусогнутое положение. На кисть и пальцы, как и предплечье, накладывают фанерную, картонную или лестничную шину. Руку подвешивают на косынке.

При травме плечевого сустава и переломе плечевой кости иммобилизацию производят лестничной шиной или подручными средствами. Шину моделируют на себе таким образом, чтобы ее можно было наложить на поврежденную руку, согнутую в локтевом суставе, от здоровой лопатки через надплечье поврежденной конечности на плечо и предплечье до основания пальцев. Руку подвешивают на косынке. Если поблизости не оказалось шины или подручных средств для иммобилизации, то поврежденную руку подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу.

Информационная карточка № 2.

Переломы костей стопы и повреждение голеностопного сустава.

При иммобилизации фанерными полосками и деревянными рейками их прикладывают от верхней трети голени до подошвы стопы по бокам: одну – с наружной стороны, другую – с внутренней и прибинтовывают к конечности, хорошо закрепляя стопу. В местах прилегания фанерных полосок к костным выступам подкладывают вату.

Переломы бедренной кости, особенно открытые, – очень тяжелая травма, нередко сопровождающаяся кровотечением и шоком. Наиболее удобны для иммобилизации при таких травмах специальные шины для бедра (Дитерихса, по фамилии ученого). Подручные средства (например, доски) при иммобилизации бедра накладывают по его боковым поверхностям: одну – по внутренней, другую – по наружной до подмышечной области и фиксируют к конечности и туловищу широким бинтом, поясным ремнем, полотенцем. На костные выступы в области голеностопного и коленного суставов, а также в подмышечную впадину и паховую область подкладывают куски ваты.

Учитель: Что нового узнали из карточек? Можете ли дополнить сказанное во время урока.

V. Проверка изученного материала.
  1. Работа в группах

Теоретические знания получены, мы переходим к практической части. На доске вы видите динамическую таблицу, состоящую из карточек, с указанными на них видами повреждений, требующих немедленной медицинской помощи. Предлагаю вам подойти и выбрать 1 карточку с заданием для следующей работы. Вам дано 2 минуты на обсуждение задания, после чего группа должны его выполнить.

Далее следует описание действий. Класс вносит дополнения или поправки при необходимости.

Карточки динамической таблицы

1 сторона

2 сторона

Перелом нижней конечности

Перелом бедренной кости.
Иммобилизация.

Перелом верхней конечности

Перелом в области предплечья.
Иммобилизация.

  1. Ролевая игра

Учитель: Ребята, вы молодцы, не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике. А теперь перейдем к последней части нашей работы.

Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.

Ребята вытягивают ситуации (по одной на группу) из школьной жизни. Им предлагается оценить их, принять решение (можно проинсценировать). Оценивается: анализ ситуации (определение сознания, признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.

Ситуация 1. На спортивной площадке. Играя в футбол, ученик пнул по штанге. Вы видите, что ему очень больно.

Ситуация 2. В столовой. Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.

Ситуация 3. В классе. Ученик на уроке потерял сознание.

Ситуация 4. На перемене. Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом острую боль в области тазобедренного сустава.

VI. Домашнее задание.

§ 2.1. (с.174-177), записи в тетради и таблице.

VII. Проверка результатов усвоения нового материала.

Выполнить рисуночный тест.

Задание: перед вами тест с рисунком. Выбрав правильный ответ на вопрос теста, отметьте точкой его на рисунке.

Тест.

  1. Что такое перелом?
    1. Нарушение целостности кости.
    2. Нарушение органов дыхания.
    3. Нарушение кожных покровов.
  2. Перелом кости с нарушением кожных покровов – это…
    1. Порез.
    2. Открытый перелом.
    3. Закрытый перелом.
  3. Что нельзя делать при оказании помощи пострадавшему при переломе?
    1. Наложить шину на поврежденную конечность.
    2. Самостоятельно вправлять вышедшую наружу кость.
    3. Зафиксировать поврежденную конечность.
  4. Обездвиживание места перелома – это...
    1. Иммобилизация.
    2. Перенос пострадавшего.
    3. Обезболивание.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Что вам дал сегодняшний урок?

- А что у …: перелом или нет. Есть ли кровотечение? Опухоль? Синяк? Этих признаков мы не наблюдаем, значит был розыгрыш.

- А теперь соедините точки на рисунке и посмотрите, что у вас получилось?

Если вы дали правильный ответ, ваш рисунок ожил: на нем появилась улыбка. Это говорит о том, что вы удачно сегодня поработали, у вас все получилась. Если у кого-то улыбка немного исказилась – ничего страшного: в следующий раз у вас обязательно все получится.

Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы  заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной   жизненной ситуации. Урок окончен. Спасибо.

Фильм 1,

Фильм 2,

Фильм 3,

Фильм 4.