Вид урока: урок практикум.
Цель дидактическая: Создать на уроке условия для применения полученных знаний по теме электронная таблица Excel в новых условиях, то есть при решении нестандартных задач.
Задачи урока (ТДЦ):
-
Образовательная. Закрепить и развить основные навыки работы с электронными таблицами.
-
Развивающая. Развитие логического мышления, расширение кругозора, формирование операционного мышления.
-
Воспитательная. Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, ответственности, осуществление контроля за выполнением заданий.
Оборудование:
-
оценочный лист,
-
индивидуальные тесты карточки,
-
доска,
-
контрольный лист с инструкцией выполнения практического задания,
-
доска,
-
компьютеры,
План урока:
-
Организационный момент.
-
Целеполагание. Актуализация знаний.
-
Комплексное применение ЗУН.
-
Домашнее задание.
-
Итог. Рефлексия. Оценки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня 19 ноября, на улице глубокая осень. Мне нравится, что сегодня вы все в классе и все хорошо выглядите. Я желаю вам успеха при выполнении работы на уроке.
Итак, начнем урок. Соберемся с силами. На четыре приема глубоко вдохнем через нос, на пятом приеме с силой выдохнем, задувая воображаемую свечку. Повторим это упражнение 3 раза.
Тема сегодняшнего урока “Электронная таблица Excel” (записана на доске).
Наш урок пройдет в необычной форме, в форме деловой игры. Ребята, пройдет немного времени, и вы обязательно окажетесь в такой ситуации, когда вам придется устраиваться на работу. Поэтому на уроке я предлагаю вам почувствовать, что испытывает человек, когда устраивается на престижную работу, на которую очень большой конкурс, и надо показать себя компетентным, чтобы тебя заметили и обязательно приняли на работу.
Представьте, что я - представитель экологической фирмы, которая занимается мониторингом окружающей среды, и выявляет экологические проблемы региона.
Нашей фирме требуются экологи по обработке данных. Вы будете играть роль тех, кто желает устроиться на работу в нашу фирму. Ваша цель поступить на работу в нашу фирму. Поэтому вы должны быть активными, целеустремленными, сосредоточенными на решении задач.
2. Целеполагание. Актуализация знаний.
На прошлых уроках вы приобрели знания по темам: “Структура электронных таблиц”, “Оформление электронных таблиц”, “Обработка числовой информации с помощью электронных таблиц”.
Исходя из этого, сформулируйте свои цели урока. (Дети называют, учитель обобщает цель)
Ребята, а теперь первое испытание. Ответьте на мои вопросы и за каждый правильный ответ вы получите бал.
- Какие возможности заложены в электронной таблице? (Возможностей у электронной таблицы много. Перечислим некоторые из них: вычисление данных с помощью арифметических выражений, сравнение числовых и символьных данных, наглядное представление данных с помощью диаграмм, автоматический расчет данных по предварительно подготовленной форме и т.д.)
- Чем отличается электронная таблица от текстового редактора? (Электронная таблица предназначена для работы с числовыми данными, связанными с процедурой вычисления)
- Перечислите основные элементы электронной таблицы. (Электронная таблица состоит из текстового меню; графического меню (панель инструментов); рабочего поля, представленного в виде таблицы; области задач; строки формул, использующейся для ввода и/или изменения значений, или формул в ячейках.)
- Назовите объекты управления электронной таблицы. (Объектами управления в электронной таблице являются: текст, число и формулы. То есть информационные объекты, которыми манипулирует таблица.)
- Какие действия можно осуществлять над данными объектами? (Числовые данные используются в качестве аргументов, либо параметров математических формул. Текст используется для оформления таблицы, заголовков, а также в качестве символьных переменных рассматриваемых в качестве параметров в логических выражениях.)
- Назовите способ наглядного представления числовых данных. (Для наглядного представления данных используется диаграмма, как способ условного изображения числовых величин с использованием геометрических средств.)
- Чем график отличается от диаграммы? (График тоже вид диаграммы, только отражает функциональную зависимость переменных в виде кривой или ломанной линии.)
Теперь давай внимательно посмотрим на доску, согласны ли вы, что…(работа с таблицей)
Молодцы. А теперь подсчитайте балы и выставьте их в оценочные листы.
3. Комплексное применение ЗУН.
А теперь ребята, для выполнения второго испытания возьмите индивидуальные тесты карточки и выберите правильный вариант ответа на вопросы (Приложение А). Для выполнения задания отводится 8 минут.
Обменяйтесь тестами и, используя ключ на доске (Приложение Б), осуществите взаимопроверку, выставьте баллы в оценочные листы и назовите их вслух.
Молодцы.
Прежде чем переходить к следующему испытанию, немного отдохнем.
- Сидя на стуле – расслабьтесь, примите позу пиджака, висящего на вешалке.
- “Постреляйте” глазами в соседей.
- Заведите локти за спину как можно сильнее, затем с силой обнимите себя.
- Попробуйте надуть воображаемый шарик.
Осталось последнее испытание, вам предстоит проявить свои коммуникативные качества и, работая в паре решить задачу с использованием электронных таблиц. Вам предлагается карточка с набором задач (Приложение В), вы можете из трех задач выбрать любую и выполнить ее, учитывая, что выполнение 1 задачи оценивается отметкой 3-мя балами, 2 задача –4 и третья задача оценивается 5-тью балами. Ваша задача – выполнить задание и оформить его решение по существующим требованиям. Будьте внимательны при выполнении задач.
Прежде чем сесть за компьютер давайте вспомним основные правила ТБ.
Требования безопасности во время работы:
- быть предельно осторожными при работе с техникой;
- не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру;
- соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера;
- при появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;
- контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;
- не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.
Запрещается:
- пользоваться неисправной техникой;
- при включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера;
- касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами;
- самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры;
- передвигать системный блок и дисплей;
- работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;
- работать за дисплеем дольше положенного времени.
Заработанные балы выставьте в оценочный лист, подсчитайте баллы за все выполненные задания. Те, кто набрал 12 и более баллов, то есть успешно справился со всеми заданиями, тот принимается на работу в нашу фирму. Кто, получил 9-11 баллов, то есть в целом выполнил задания верно, с некоторыми недочетами будут приняты на работу с испытательным сроком. Кто же получит 8-6 баллов и меньше, тот не может быть принят, но прошу вас не расстраиваться. Готовьтесь, совершенствуйте свои знания и приходите к нам еще. Мы всегда рады видеть новых сотрудников.
4. Домашнее задание. Приготовьте дневники и запишите домашнее задание – составить кроссворд и тест по теме Электронная таблица Excel.
5. Итог. Рефлексия. Оценки.
Ребята чего вы достигли на уроке. Как вы думаете, в какой профессии вам пригодятся знания по этой теме.Я очень рада, что многие из вас имеют хорошие знания по теме, имеют навыки работы с ПК, что вы успешно справились с заданиями, сами себя оценивали. Спасибо за работу. Оценки. (Итак, те, кто набрал 8-10 баллов, получают оценку “3”, 10-12 баллов – оценку “4”, 13 и более – оценку “5”.)
Урок окончен. До свидания.