Четвёртый год работаю над темой по самообразованию «Проектная технология как способ развития личностной активности учащихся». За основу своей индивидуальной темы взяла концепцию ученической проектной деятельности, главного идеолога Е.С. Полат.
Современное общество и государство ставит сегодня перед профессиональным образованием цель подготовить квалифицированного работника, конкурентно-способного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией.
Применение проектной деятельности - это веление времени, так как она способствует становлению нового технологического мышления, получению опыта созидательной работы, решению конкретных школьных проблем, выявлению и использованию в образовательном процессе активной части учащихся, имеющих склонность к организаторской работе и лидерству. Тема очень интересная и многогранная. Для меня она привлекательна ещё и потому, что её использование возможно не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Для реализации принципа сознательной и творческой активности, направленного на саморазвитие учащихся, развитие мышления ребят метод проектов особенно эффективен. Данные умения (компетенции) обозначены в концепции современного образования как ведущие, их формирование происходит в процессе развития личности. Поэтому в современной педагогике большое внимание уделяется развивающим технологиям, к ним относят также и метод проектов.
Учебный проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Метод проектов можно эффективно использовать при обучении немецкому языку. Здесь представлена разработка урока с использованием проектных заданий, которая может быть использовано преподавателями иностранного языка по теме “Защита окружающей среды
Проектная методика придает образовательному процессу развивающий характер, ориентирует на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы.
Die Stunde - Zeitschrift " Die Natur und wir"
("das Thema "Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde")
7 Klasse
Образовательные задачи:
- Развитие языковой компетенции. Контроль умений монологического высказывания по теме «Моё любимое домашнее животное».
- Учить групповому обсуждению экологических проблем. Учить аргументировать своё высказывание. Давать совет, рекомендации.
- Закрепить лексико-грамматический материал по теме.
- Ввести новую лексику по теме.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях любовь к природе, животному миру, чувство милосердия.
- Развивать в детях потребность быть натуралистами, желание охранять окружающую среду.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей любовь к природе, к окружающему миру.
- Развивать критическое мышление учащихся.
- Развивать познавательную активность учащихся.
Оснащение урока:
- Оформленные в компьютерном варианте страницы журнала;
- Картинки или фотографии любимых домашних животных;
- Картинки с изображением видов природы;
- Стенд с собранием литературных источников о природе России, родного края, энциклопедии животных и растений.
- Компьютерный класс и компьютер (рисунки, слайды, видеосюжеты, проекты, выход в интернет) с проектором для демонстрации представляемого материала.
Программное обеспечение:
- Internet Explorer
- Power Point
Vorwort der Lehrerin: Schoenen guten Morgen, liebe Kinder. Ich bin froh, alle auf der Stunde-Zeitschrift „Die Natur und wir“ zu begrueßen. Heute haben wie eine interessante Stunde. Sie verlauft in Form einer muendlichen Zeitschrift "Die Natur und wir".
Das bedeutet: wir werden diese Zeitschrift nicht lesen, wir werden heute viel sprechen, hoeren und spielen.Nun beginnen wir unsere Zeitschrift.
Seite l Die erste Etappe heisst " Die oekologischen Probleme. Was ist in Gefahr? (Слайд №1,2)
Lehrerin: Die Natur ist in Gefahr. Stimmt das? Warum? Seht bitte diese Bilder und kommentiert sie. (Ребятам даётся возможность поработать с раздаточным материалом)
Seh. l - Das Wasser in Fluessen, Seen, Meer ist verschmutzt.
Seh. 2 - Die Luft ist auch verschmutzt, besonders in Grossstaedten. Es gibt viele
Werken, Fabriken, Betriebe, die die Luft verschmutzen.
Seh. 3 - Die Waelder sind voller Muell. Viele Touristen lassen Pappier, Konservendosen, Plastikbeutel, Flaschen, Altmetall, sogar alte Schuhe.
Sch.4 - Die Tieren und Vogel sind in Gefahr. Viele sterben aus oder wurden von Menschen getoetet.
Sch.5 - Die Pflanzen sind auch in Gefahr. Viele nuetzliche Pflanzen werden selten, besonders Heilpflanzen, wegen schlechte Oekologie und Taetigkeit der Menschen.
Nun ich sehe, dass ihr dieses Problem versteht.
(Ein Schueleraus jeder Gruppe erzaehlt uber oekologische Probleme)
Seite 2 "Das Rote Buch" (Слайд №3)
Das Rote Buch. Dieses Buch erschien in der Sowjetunion zum ersten Mal im Jahre 1978. Dieses Buch ist wirklich rot. Es dient zum Naturschutz.
(Zwei Schueler erzaehlen ueber das Rote Buch)
Seite 3 “Der Wald” (Слайд № 4,5)
Lesen wir das Gedicht "Im Wald und auf der Wiese"
(Der Schueler liest das Gedicht!)
Im Wald und auf der Wiese,
Hast du gegessen und geruht,
So steckt die Reste, sei so gut,
Schnell wieder in die Tasche!
Papier und Glas, verschiedener Mull,
Verschoenern niemals die Natur.
Lehrerin: Welche Rolle spielt der Wald im Leben der Menschen? Sagt eure Meinung.
Seh. l - Er schuetzt den Menschen vor Kalte.
Seh.2 - Er sorgt fuer Sauberkeit der Luft.
Sch.3 - Er schuetzt das Feld vor Duerer.
Sch.4 - Er gibt uns Holz.
Seh.5 - Er ist Zuhause fuer viele Tiere und Voegel.
Seh.6 - Er schuetzt unseren Planeten Erde.
Seite 4 "Die Tiere sind unsere Freunde" (Слайд 6,7)
(Der Schueler liest das Gedicht!)
Alle Tiere sind unsere Freunde
Immer sollen wir sie lieben,
Und das steht in ihren Augen
gross und klar und schon geschrieben.
Alle Tiere sind wie Menschen haben Vater, Mutter, Kinder, lieben Sonne, Wind und Wasser, Fruehling, Sommer, Herbst und Winter.
Lehrerin:Viele Menschen haben zu Hause verschiedene Haustiere. Wer hat welcher Haustier Sagt bitte!
Seh. l - Ich habe einen Hund.
Seh.2 - Ich habe eine Katze.
Sch.3 - Ich habe ein Aquarium und viele schonen Fische dort: rote, gelbe, schwärzt bunte....
Sch.4 - Ich habe zwei Kanarienvogel.
Lehrerin:Ich habe auch zu Hause zwei Hunde und eine Katze. Einige Kinder haben zu Hause: (слова на доске)
die Schildkroete
der Hamster
der Igel
Lehrerin: Erzaehlt bitte über eure Haustiere! (Die Schueler erzaehlen ueber Lieblindshaustiere)
Welche wilde Tiere leben noch in unserem Wald?
(Ученики называют животных, которые живут в лесу)
der Wolf |
|
|
der Tiger |
|
|
|
der Hase |
|
|
das Eichhorn |
|
|
(Слайд №8) |
der Igel |
|
|
der Dachs |
|
|
(Schreiben wir die Worter ins Wörterbuch!) |
der Fuchs |
|
|
der Elch |
|
|
das Reh |
Seite 5 "Die Pflanzen" (слайд №9)
Lehrerin: Ein Ort, wo die Pflanzen wachsen. Was ist das?
Schueler:Das sind Waelder, Parks, Gruenanlagen, Gaerten. Hier wachsen viele Baume. Lehrerin: Ja, richtig. Wir wissen, dass die Baume die Luft sauber machen.
Das sind:
die Fichte
die Birke
die Espe (Schreiben wir die Worter ins Wörterbuch!)
die Eiche
der Ahorn
Lehrerin: Welche Waldblumen kennt ihr?
Seh.l -Glockenblume
Seh.2 - Schneegloeckchen
Seh.3 - Margerite
Seh.4 - Loewenzahn
Lehrerin:Warum muss man die Blumen pflanzen?
Sch.5 - Die Blumen schmuecken unsere Erde.
Seite 6 "Junge Naturfreunde" (Слайд №10)
Lehrerin: Wir haben gesagt, dass die Natur in Gefahr ist. Was muss man machen, um die Natur zu schuetzen? (Ученики высказывают своё мнение по данному вопросу, защищают приготовленные заранее проекты)
Seh. l - Man muss die Strassen, die Hoefe sauberhalten.
Seh.2 - Man muss für die Natur sorgen.
Sch.3 - Man muss Baume, Blumen pflanzen.
Seh.4 - Man muss fuer den Wald sorgen.
Seh. 5 - Man muss fuer die Wildtiere und Haustiere sorgen.
Seite7 "Ratet"
Lehrerin: Jetzt, spielen wir wenig! Ratet!
Wer kennt das kluge Tier genau.
Das Pfotchen gibt und spricht wau, wau. (der Hund)
Was gruent im Sommer und auch im Winter, Und worueber freuen sich zum Neujahr die Kinder? (der Tannenbaum)
Die Sonne scheint, die Linde blueht, Das Korn wird voll, wann ist das wohl? (im Sommer)
Seite 8
Am Ende unseres Treffens können wir ein Resümee machen und eigene Meinung dazu sagen, damit wir dieses Resümee an das Forum der jungen Waldbeschützer schicken. Bitte, denkt 5 Minuten nach. Wählt 2 Vertreter von den Gruppen für die Arbeit am Computer. Auf dem Monitor des Computers findet ihr 2 Dokumente mit den Adressen der Web-Seiten:
http://www.forest.ru/index-r.html
umweltkindertag@bundjugend.de
Klickt auf die vorgeschlagenen Web-Seiten an und schreibt den elektronischen Brief in Form eines Resümees. (3 мин.)
Unsere Zeitschrift ist zu Ende. Danke schon. Wir haben viel Neues und Interessantes erfahren. Ihr habt gut und viel gearbeitet. Eure Erzaehlungen waren interessant. Wir muessen alle Naturfreunde sein und fuer die Natur sorgen. Seid ihr einverstanden? (Die Antworten der Schueler)
Ich beende unsere Stunde-Zeitschrift auf einer optimistischen Note mit den Worten von grossen Goethe: “Maechtige Natur um uns herum, ist faehig, maechtige Gedanken und Taten zu geboren’. - “Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки”. Ich wuensche euch, liebe Kinder, dass eure Traumwuensche in Erfuellung gehen, feste Gesundheit, reinen Himmel über dem Kopf. Alles Gute!
Описание урока.
I. Сообщение темы и целей урока учащимся, знакомство с условиями и заданиями урока-журнала.
Мой урок начинается со вступительного слова учителя, который в своей речи освещает задачи урока - и даёт чёткую установку на все этапы. Весь урок состоит из тематических страниц, тесно связанных между собой одной темой. Используя методический приём “ответь на вопрос по картинкам” активизируется коммуникативная деятельность школьников. Ребята описывают картинки, комментируют увиденное, делая выводы о том, что находится в экологической опасности и постепенно “входят” в обсуждение поставленной задачи. В классах со слабым уровнем обученности, можно предложить ответить на вопросы к картине.
II. Следующая страница журнала «Красная книга»
На этом этапе урока предлагается послушать рефераты ребят по теме «Что мы знаем о Красной книге?»III. Прослушивание и просмотр видеосюжета с извлечением информации. Видиосюжет может быть использован из УМК по биологии «Что мы знаем о «Красной книге?».
III. Разминка в виде мозгового штурма. Чтение поэтического текста.
Группам предлагается высказать ассоциации, которые возникают у них при слове “лес”, а также ответить на вопрос «Какую роль играет лес?». Все слова записываются на доску, где закреплено изображение леса.
IV. На этом этапе ребята перечисляют домашних и лесных животных. Вводятся названия незнакомых животных с помощью программы Power Point. Осуществляется контроль речевых умений и навыков «Моё любимое домашнее животное».
V. На данном этапе рассматривается страница «Растения и их роль». Учащиеся перечисляют известные названия цветов, кустарников и деревьев, описывают любимые растения и их роль в жизни человека. Введение незнакомых слов. Фонетическая отработка.
VI. Защита проектов. Обе группы представляют приготовленные в качестве домашнего задания проекты, которые отражают гражданскую позицию ребят к природе, к защите окружающей среды.
VII. В качестве небольшой разминки предлагается ребятам отгадать загадки по теме.
VIII. Работа в интернете. Отсылка электронного сообщения на форум юных защитников леса из России с поддержкой их акции и на немецкую страничку “Umweltkindertag”.
XI. Подведение итогов урока-конференции. В качестве домашнего задания предлагается долгосрочный проект по защите окружающей среды, заботе о лесе, домашний растений.
Методические рекомендации к уроку
- Учебный материал на уроке должен быть объединён по ситуативно-тематическому принципу;
- Как форма практического применения урок проводится в форме устного журнала “Встреча юных натуралистов, защитников природы»;
- Необходимо заранее ознакомить учащихся с планом, где указываются все предполагаемые ситуации;
- Определение ролей с индивидуальным домашним заданием – подготовить проекты и принять участие в их обсуждении;
- Самостоятельная работа учащихся по сбору дополнительной информации носит определённо индивидуальный характер;
- При подготовке постоянно закрепляется материал в различных тренировочных упражнениях;
- Данному уроку должна предшествовать тщательная подготовка (разработка конкретных целей обучения и воспитания);
- При планировании данного урока преподавателю необходимо учитывать особенности своего темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса и отдельных учащихся;
- Обучающие, воспитывающие, развивающие функции урока должны обеспечиваться различными средствами (компьютер, DVD);
- Использовать ресурсы Интернет, интегрируя их в урок;
- Сочетать обычные игровые формы обучения с новыми информационными технологиями.
- Данный урок следует использовать как итоговый в качестве обобщения и закрепления ЗУН учащихся.
Используемые Интернет-ресурсы
- www.google.ru
- umweltkindertag@bundjugend.de
Литература
- Бим И.Л. “Немецкий язык. Шаги 3”, М., Пр. 2007.
- Макаревич И.Г. Интернет на уроках немецкого языка// Иностранные языки в школе.-