Пояснительная записка
Обоснование актуальности: Закон Российской Федерации «Об Образовании» и «Закон об образовании Красноярского края» выделили и закрепили основные компоненты учебных программ. Федеральный компонент образования обеспечивает единство образовательного пространства в крае. Муниципальное образовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа» принимает участие в краевой программе развития дополнительного образования «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала» несколько лет.
Мы проанализировали свою деятельность в летний каникулярный период в рамках данной программы за последние 4 года и выяснили:
- что, 53% заявлений в летний оздоровительный лагерь «Огонёк» на оздоровление и занятость школьников было принято от родителей детей 7-9 лет;
- 2 % заявлений от родителей детей 10-12 лет;
- 20% заявлений от родителей детей 13-15 лет.
Мы изучили интересы и потребности детей разных возрастных групп.
На основании возрастных и психологических особенностей детей, запроса родителей, наличия кадрового потенциала дополнительного образования, материальных ресурсов школы и местного социума, составлена программа «Я, Семья, Земля, Вселенная».
Реквизиты программы: авторская.
Цель программы: формирование нравственной личности, знатока, пользователя, исследователя, создателя культурных и семейных ценностей и традиций России, Сибири и Красноярского края, через моделирование фантастической игровой деятельности, на основе краеведческого материала.
Задачи: обеспечить
- создание условий для творческой самореализации личности по месту проживания;
- укрепление физического и психологического здоровья детей;
- углубление навыков учебно-исследовательской деятельности, базирующихся на краеведческом материале;
- всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности, учитывая уровень развития детей.
Сведения об обучающихся: дети в возрасте 7-11 лет.
Порядок набора детей в программу:
- Согласно заявлению родителей;
- Дети, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию;
- Дети из многодетных семей…
Количество: 40 человек.
Место реализации: Муниципальное образовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»
Опыт реализации: апробация.
Особенности содержания программы: в основу программы положена игровая деятельность, сопровождающаяся фантастическим замыслом. Материал соответствует возрасту и уровню восприятия детей. Учитывается личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Программа построена на принципах гуманизма и толерантности.
Основные формы и методы работы с учащимися
Формы – интерактивные, позиционные, индивидуальные, групповые.
Методы – теоретическое исследование и практическое осуществление; репродуктивный и продуктивный.
Описание критериев оценки результатов образовательной деятельности
На протяжении всей программы предполагается рейтинг деятельности детей педагогами и рефлексия детьми собственных достижений и успехов. Результаты образовательной деятельности отслеживаются ежедневно, подводятся итоги, проходит рефлексия. Рефлексия каждого дня осуществляется через отношение детей к проводимым мероприятиям (система жетонов разного цвета) и анализ педагогического коллектива (совместное обсуждение и анализ пройденного дня). Отслеживается активность детей и степень сформированности компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, социальной и организационной.
Учебно-тематический план
№ п.п. |
Наименования темы |
Количество часов |
Форма фиксации результата |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Мир, в котором я живу |
1 |
3 |
Творческий отчёт отрядов |
2 |
Мой дом-основа мира и любви |
1 |
3 |
Творческий отчёт отрядов |
3 |
Семейные традиции |
1 |
3 |
Творческий отчёт отрядов |
4 |
Что такое хорошо и что такое плохо |
1 |
3 |
Творческий отчёт отрядов |
5 |
Род занятий в моей семье |
1 |
3 |
Галерея творческих работ |
6 |
Хлеб всему голова |
1 |
3 |
Отчёт об экскурсии |
7-8 |
Родники народные |
2 |
6 |
Концерт |
9 |
Язык-друг мой |
0,5 |
3,5 |
Рейтинговая оценка |
10 |
Зарядка для ума |
0,5 |
3,5 |
Рейтинговая оценка |
11 |
В гостях у Айболита и Мойдодыра |
0,5 |
3,5 |
Творческий отчёт отрядов |
12 |
Земля - наш дом родной |
1 |
3 |
Рейтинговая оценка |
13 |
Олимпийские звёзды |
1 |
3 |
Итоги соревнований |
14 |
Нам дороги эти позабыть нельзя |
1 |
3 |
Галерея творческих работ |
15 |
Человек в истории |
1 |
3 |
Рефлексия |
16 |
Мой край - мой дом родной |
1 |
3 |
Творческий отчёт отрядов |
17 |
В гостях у сказки |
0,5 |
3,5 |
Мини-спектакли |
18 |
Я, Семья, Земля, Вселенная |
1 |
3 |
Концерт |
Содержание программы
№ |
Тема занятия |
Основные понятия |
Логика разворачивания программы |
Описание темы |
Формы работы |
Методы работы |
Итоги дня |
1 |
Мир, в котором я живу |
Вселенная, планета, Земля, Россия, край, посёлок, школа, личность. |
Мотивация деятельности детей на период пребывания в лагере. |
Театрализованное представление с пришельцами другой планеты. |
Представление |
Репродуктивный |
Знания о географии родного края и места жительства. |
2 |
Мой дом-основа мира и любви |
Семья, семейный альбом, род, генеалогическое древо |
Основа жизни человека - это его семья, родной дом, где живёт мир и любовь. |
Исследование истории жизни своей семьи. |
Индивидуальная |
Исследовательский |
Исследовательские умения. |
3 |
Семейные традиции |
Традиция, обычай, обряд, порядок. |
Каждая семья имеет свои особенности, живёт по своим традициям. |
Создание игровых ситуаций связанных с традициями, бытом семьи. |
Игра. |
Интерактивный |
Систематизация знаний о традициях семьи. |
4 |
Что такое хорошо и что такое плохо |
Мораль, нравственность, вредные привычки, закон, право. |
Каждый человек живёт по законам морали, нравственности, права. |
Создание игровых ситуаций связанных с соблюдением норм морали и права. |
Игра |
Интерактивный |
Знания о нормах морали, права. |
5 |
Род занятий в моей семье |
Профессия, труд, трудовые династии. |
Основой жизни человека является труд, с помощью которого он удовлетворяет свои потребности. |
Знакомство с трудовыми династиями посёлка. |
Представление |
Репродуктивный |
Знания страниц истории своей малой родины связанных с трудом. |
6 |
Хлеб всему голова |
Хлебороб, комбайнёр, урожай, посевная, уборочная страда. |
Наше село – сельская житница края. Жители трудятся в сельском хозяйстве. |
Беседа о хлебе, его значении, отношении к нему, о труде хлеборобов, мукомолов, пекарей. |
Беседа |
Интерактивный |
Уважение к труду. Знания о том, каким образом хлеб «попадает на стол». |
7-8 |
Родники народные |
Народное творчество, праздники, обряды, быт, уклад. |
Сибиряки умеют не только трудиться, но и отдыхать. Они сохранили традиции разных народов, культур. |
Знакомство детей с народным творчеством: песнями, частушками, прибаутками, потешками, а также с историей создания обрядовых народных игрушек. |
Представление |
Интерактивный |
Знания о народном творчестве родного края. |
9 |
Язык-друг мой |
Язык (письменный, устный, русский), грамматика, правописание. |
Сохраняя устное творчество, возникла потребность в письменности. Грамотность – основа культуры человека. |
Выполнение творческих заданий связанных с русским языком. |
Игра |
Индивидуальный |
Закрепление знаний по русскому языку. |
10 |
Зарядка для ума |
Математика, цифры, устный счёт, числа. |
Человек научился не только читать и писать, но и считать. Зачем нужна математика? |
Выполнение творческих, занимательных, математических заданий. |
Игра |
Индивидуальный |
Закрепление знаний по математике. |
11 |
В гостях у Айболита и Мойдодыра |
Гигиена, здоровый образ жизни, микробы, инфекция, вирус, болезнь, здоровье. |
Человек должен быть не только красив умом, но и здоров. |
Театрализованное представление с участием Мойдодыра и Айболита. Создание игровых ситуаций. |
Игра |
Интерактивный |
Умение вести здоровый образ жизни, знать основы гигиены. |
12 |
Земля - наш дом родной |
Экология, природа, флора и фауна. |
Земля, как и человек не должна болеть. Нам нужна здоровая планета. Причина болезни -деятельность человека. |
Игра «Экологическая тропа». |
Игра |
Групповая |
Воспитание уважение к природе. |
13 |
Олимпийские звёзды |
Олимпиада, спорт, здоровье. |
Основа жизни человека – сохранение и укрепление здоровья. |
Беседа и просмотр фильма об истории возникновения олимпийских игр. |
Беседа |
Позиционный |
Воспитание уважения к спорту, здоровому образу жизни. |
14 |
Нам дороги эти позабыть нельзя |
Великая Отечественная война, ветераны, победа, память, патриот, долг. |
В истории страны есть и трагические страницы. |
Митинг у памятника павшим в годы Великой Отечественной войны. |
Беседа |
Репродуктивный |
Знания о Великой Отечественной войне и людях участвующих в ней. |
15 |
Человек в истории |
Память, музей, история, архив, искусство. |
Бережно сохранить историю и память о человеке может музей и архив. |
Экскурсия в школьный музей. |
Беседа |
Репродуктивный |
Воспитание уважения к страницам истории и культуре. |
16 |
Мой край - мой дом родной |
Животный мир края, зоопарк, Красная книга. |
Человечеству необходимо исправить ошибки предыдущих поколений и сохранить животный мир планеты |
Экскурсия в парк флоры и фауны «Роев ручей» г.Красноярска. |
Экскурсия |
Репродуктивный |
Знания о животном и растительном мире Красноярского края, России и мира. |
16 |
В гостях у сказки |
Сказка, фантазия, фольклор, добро. |
Группа, которая не уезжает в зоопарк рассматривает животный мир в сказках. |
Творческие задания с элементами театрализации. |
Игра |
Интерактивный |
Умения решать творческие задачи. |
18 |
Я, Семья, Земля, Вселенная |
|
Земля – планета людей. Мы её достойные представители. |
Представление творческих результатов образовательной программы «Я, Семья, Земля, Вселенная». |
Концерт |
Позиционный |
Концерт |
Результативность программы
Отслеживание результатов осуществляется в системе - педагогами, работающими в программе и детьми (с помощью карточек различных цветов).
Педагог отслеживает сформированность знаний прописанных в программе, умений и компетентностей. Анализируются результаты дня (творческие отчёты отрядов, выставки, соревнования, выступления, электронное письмо и т.д.) и по каждому дню делаются выводы, с учётом которых затем корректируется программа.
Дети в конце дня спускают в установленный ящик жетоны разного цвета в зависимости от их настроения в течении дня. Педагоги анализируют полученные данные.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет, оснащённый компьютерами, имеющими выход в локальную сеть Интернет
- кабинеты для проведения занятий;
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- проектор;
- принтер;
- экран;
- костюмы и реквизит для театрализованных представлений.