Содержание предоставляемого материала:
- Концепция «Психологическая службы в системе непрерывного образования».
- Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.
- Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».
- Программа психологического сопровождения учебной работы.
- Сопровождение опытно-экспериментальной программы развития школы.
1. Концепция: «Психологическая служба в системе непрерывного образования».
1.1. Актуальность.
В последнее время большую озабоченность общества вызывает эмоционально-психологическое состояние подрастающего поколения. Изменения в обществе, перелом старых представлений о мировоззрении, влияние западного воспитания открыли новые проблемы в развитии личности, как социальная дезадаптация, чрезмерное увлечение компьютерной, видео- и телепродукциями, возрастные особенности, социальная незащищенность, стрессогенные факторы, низкая мотивация к обучению, отклонения в развитии.
1.2. Основные идеи.
В этот переломный момент, наряду с семейным воспитанием, образовательное учреждение рассматривается как один из путей влияния на развитие личности ребенка. Наше образовательное учреждение с 1997 г. работает под статусом республиканской экспериментальной площадки: «Школа-сад как открытая система непрерывного образования». В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека, начиная с самого раннего возраста. Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, реализующих общую цель, обучение и воспитание учащихся.
Наряду с различными подразделами структуры учреждения с 2001 г. начала свою работу психологическая служба школы-сада. Ведущий принцип работы основывался на принципе работы школы, в возможности системы непрерывного образования. В настоящее время отрабатывается система, которая должна обеспечивать взаимодействие всех факторов образования человека.
При рассматривании проблемы развития личности ребенка выстраивается стратегия действия, суть которой заключается в непрерывном сопровождении, начиная с дошкольного возраста, кончая старшим школьным возрастом и отрочеством.
Возможные пути осуществления работы основываются на возможности:
- базы: детского сада и школы;
- учета того общего, что объединяет эти две ступени развития (отслеживание, организация личностно-ориентированного общения воспитателя, учителя, психолога и учащегося);
- обновления содержания образования на основе разработки и внедрения преемственных программ;
- правильной организации переходной формы деятельности;
- отработки механизмов совместной работы.
- принципа психологического комфорта, который может складываться из: стиля взаимоотношений детей, непрерывно связанных между собой и взрослыми, атмосферой дружелюбия, возможности самореализации личности через организацию разнообразной деятельности, возможности учиться и развиваться соответственно своим психо-физиологическим особенностям; атмосферы творчества и красоты, являющейся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности.
1.3. Цель: создание условий эмоционально-психологического комфорта и благополучия для психического и личностного развития ребенка.
1.4. Задачи:
- Укрепление эмоционально психологического состояния детей через систему непрерывного образования.
- Разработка и апробация программ психолого-педагогического сопровождения ребенка.
- Первичный анализ, предоставление пробных срезов, отчетов, графиков.
- Подведение итогов работы, выпуск методического материала.
1.5. Практическая значимость.
- Учет банка данных, картотека индивидуальных папок на каждого учащегося школы-сада позволяет фиксировать и отслеживать развитие каждого ребенка по возрастным критериям.
- Эффективность коррекционно-развивающей работы, связанная в возможности ранней диагностики и коррекции.
- Возможность отслеживать формирование развития личности.
- Формирование многообразия образовательных запросов и интересов личности, семьи, территориального сообщества.
- Реализация в педагогической деятельности экспериментальных исследований, возможность проведения периодических мониторингов.
Этапы осуществления работы
Сроки |
Этап |
Задача |
Реализация |
Критерии оценки |
Ожидаемые результаты |
2002–2005 |
I. Организационно-подготовительный |
Отработка механизмов реализационной части программы до уровня создания подпрограмм. |
|
|
Создание условий для:
|
2006–2009 |
II. Формирующий. |
Обеспечить преемственность реализуемых образовательных программ через работу по разработанным программам. |
|
|
|
2009–2012 |
III. Констатирующий. |
|
|
|
Создание эмоционально-психологического условия для психического и личностного развития ребенка. |
2012–2013 |
IV. Завершающий. |
Обобщение и распространение опыта работы. |
|
Удовлетворенность участников психологического сопровождения. |
Распространение опыта работы. |
Психологическая служба с самого начала своей деятельности поставила во главу угла вопрос об эмоционально-психологическом состоянии ребенка. Результатом этой работы стало составление банка данных, картотеки индивидуальных папок на каждого учащегося школы-сада. Данный метод работы позволяет фиксировать и отслеживать развитие каждого ребенка по возрастным критериям. Обязательными элементами индивидуальных папок являются:
- Дневник психолого-педагогических наблюдений, разработанный Сибирским институтом РО, апробированный и обновленный по нашей системе.
- Набор диагностических минимумов по возрастным критериям:
а) подбор методик для дошкольного возраста (общие познавательные способности, определение ведущей руки, готовность к школе);
б) подбор методик для младшего школьного возраста (адаптация к школе, мотивация учения, определение первичных склонностей, микроклимат класса, выявление лидеров, отклоняемых);
в) подбор методик для среднего школьного возраста (определение темперамента, карта интересов, выявление уровня тревожности);
г) подбор методик для старшего школьного возраста (нервно-психическая устойчивость, самооценка, профориентационные тесты). - Анализ развития личности ребенка по годам (годовой эпикриз).
Схема концепции «Работа педагога-психолога в системе непрерывного образования». (Приложение 2).
Структура организации работы психологической службы (приложение 3).
2. Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.
Суть программы заключается в возможности системы работы проводить коррекционно-развивающую работу как можно раньше, с детского сада, когда ребенок начинает общаться с другими детьми, когда начинается развитие личности учащегося, формирование ведущей деятельности.
Целью коррекционно-развивающей работы является ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении, оказание разносторонней помощи учащимся.
Задачи:
- Выявление причин отклонения развития учащихся.
- Поиск средств и методов для развития учащегося.
- Оказание разносторонней помощи через реализацию специальных коррекционно-развивающих программ.
Основные направления работы психологической коррекционно-развивающей работы.
1. Работа по программе № 1 «ДОО» – д\с:
- первичное диагностирование, введение дневника психолого-педагогических наблюдений с целью учета динамики развития;
- углубленное диагностирование;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Методы: игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, развитие произвольности в двигательной сфере, психологический массаж.
Предмет коррекции: дисгармония, нестабильность и ригидность нервной системы, неразвитость произвольности психических процессов, задержка психического развития.
2. Работа по программе № 2 «Начальная школа – I ступень»:
- контрольное диагностирование;
- анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
- дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.
Методы: ролевые игры, сказкотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, развитие позитивного общения, арттерапия, релаксация, самовнушение («Я могу», «Я буду»).
Предмет коррекции: трудности в адаптации в школе, готовность к обучению, слабая социальная рефлексия, трудности общения, неадекватное поведение, задержка психического развития.
3. Работа по программе № 3 «Средняя школа – II ступень»:
- контрольное диагностирование;
- анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
- дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.
Методы: музыкотерапия, ролевые игры, тренинговые занятия, педобщения, библиотерапия, арттерапия.
Предмет коррекции: трудности подросткового возраста, тревожность состояний, трудности общения, низкий социальный статус, дисгармония, задержка психического развития.
4. Работа по программе № 4 «Старшая школа – Ш ступень»:
- контрольное диагностирование;
- анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
- дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.
Методы: музыкотерапия, ролевые игры, тренинговые занятия, педобщения, библиотерапия, арттерапия, поведенческая психотерапия.
Предмет коррекции: когнитивная тренировка к будущей «взрослой жизни», профориентация, развитие позитивного общения, ролевое научение, статусное перемещение.
3. Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».
На основе программы Селевко.
Основное назначение сопровождения воспитательной работы школы заключается в формировании личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора жизни, научить делать этот выбор и находить способы его реализации.
Программа психологического сопровождения воспитательной работы «Школа трех “С”» основана на работах Селевко, Р.В.Овчаровой. Она включает в себя III раздела: Самосознание, Самовоспитание, Самоопределение.
Раздел I: Самопознание.
Включает: группы д/с, начальную ступень.
Цель: соответствуя развитию личности ребенка ввести элементы самопознания.
Содержание раздела:
- Специальные занятия, курсы («Суэ», «Познавайка», «Кто я ?» – о науке самопознания, своего тела, души, окружающего мира).
- Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по развитию речи, словаря, логики, мышления и др. (сказкотерапия, целевые коррекционные занятия).
Раздел II: Самовоспитание.
Включает учащихся среднего звена.
Цель: организация условий для самовоспитания личности.
Содержание раздела:
- Спец.курсы : «Эмоциональный мир», «Этика и психология», «Саморегуляция».
- Тренинговые занятия «Общение».
- Служба «Доверие».
- Коррекционные занятия («Как выйти из стресса», «Конфликты» и др.).
Раздел III: Самоопределение.
Включает учащихся старшего школьного возраста.
Цель: профориентация.
Содержание раздела:
- Спецкурс «Мой выбор».
- Операция «Проба» (профориентационная практика на предприятиях).
- Профориентационные тестирования.
- Самоанализ.
- Самоопределение (свои планы, навыки планирования).
- Коррекционные занятия («Реальная жизнь», «Я абитуриент» и др.).
- Тренинги, консультации.
Подпрограммы: «Сопровождение учащихся группы риска», «Адаптация», «Профилактика правонарушений»
4. Программа психологического сопровождения учебной работы.
Развитие образовательного учреждения требует иного подхода к планированию, организации и сотрудничеству деятельности всех структур образования. Переход образовательного учреждения в стадию стабильно-развивающегося, т.е. в новое качественное состояние, существенно меняет образовательный процесс: творчество педагогического коллектива становится массовым, изменяется характер процесса творчества учителей, инновационное движение, индивидуально-творческая основа обучения меняет содержание деятельности педагога-психолога. Психологическое сопровождение учебного процесса - это не столько отслеживание и контроль, сколько оказание помощи учителям предметникам, руководителям МО и ученикам.
Цель работы: содействие полноценному развитию личности на всех возрастных этапах, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению.
Психологическое сопровождение учебного процесса заключается в разделении основных проблем процесса обучения на возрастные группы:
1. Работа по программе № 1.
- Психологическая готовность дошкольников к процессу обучения. «Готовность к школе»:
– «Школа будущего первоклассника»;
– родительская школа;
– «Введение в школьную жизнь»;
– педконсилиум «Готовность к школьному обучению» (воспитатель, будущий учитель, учителя предметники). - Процесс адаптации первоклассников:
– комплексное тестирование на тему «Адаптация в школе, мотивация учения»;
– родительское собрание на тему «Адаптационный период». Всеобуч;
– педконсилиум «Адаптация в школе», (воспитатель, классный руководитель, учителя предметники). - Формирование благоприятных черт мотивации учения учащихся 2–3-х классов:
– комплексное тестирование;
– спец. курсы, коррекционные занятия. - Выпускной класс начальной школы:
– комплексное тестирование (определение ЗУН, познавательных способностей);
– педконсилиум «Выпускной класс начальной школы».
2. Работа по программе № 2.
- Процесс перехода из начального звена в среднее звено. «Адаптация пятиклассников»:
– комплексное тестирование;
– отслеживание, контроль;
– педконсилиум «Адаптация пятиклассников»;
– процесс самовоспитания, самопознания и развития способностей учащихся 6–8-х классов;
– педконсилиум «Трудный возраст», «Трудный класс» и др.
3. Работа по программе № 3.
- Процесс профессионального самоопределения учащихся 9–11-х классов:
– профориентационные тестирования;
– элективные курсы «Познай себя», «Выбор профессии»;
– работа «Пед.клуба»;
– профориентационная неделя;
– операция «Проба»;
– консультирование;
– формирование ценностных ориентаций учащихся «неформальных групп: групп риска»;
– проектирование «Моя будущая жизнь».
5. Сопровождение опытно-экспериментальной программы развития школы.
Деятельность социально-психологической службы (СПС), являющейся необходимым компонентом образования и реализации опытно-экспериментальной программы развития школы, направлена на развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала учащихся. В рамках экспериментальной деятельности, разработана программа социально-психологического сопровождения работы образовательного учреждения с семейными союзами (Развитие программы РЭП в ФЭП). Психологическое сопровождение эксперимента одна из основных частей проекта. В основу сопровождения включаются мониторинговые исследования, опросы и прогнозирование.
Специальные диагностические исследования позволяют вести постоянный мониторинг, который будет выявлять наиболее типичные ошибки и проблемы реализации программы. В начале разработки программы проведены следующие исследования: мониторинг уровня воспитанности, уровень эмоциональной комфортности учащихся в школе, педагогический потенциал семей, охваченных и не охваченных в семейные союзы, ценностные ориентации учащихся охваченных и не охваченных в семейные союзы, микроклимат коллектива, мониторинг отношения родителей, выпускников и местного сообщества к экспериментальной деятельности образовательного учреждения.
Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”» (приложение 4).
Модель коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования (приложение 5).