Психологическая служба в системе непрерывного образования

Разделы: Школьная психологическая служба


Содержание предоставляемого материала:

  • Концепция «Психологическая службы в системе непрерывного образования».
  • Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.
  • Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».
  • Программа психологического сопровождения учебной работы.
  • Сопровождение опытно-экспериментальной программы развития школы.

1. Концепция: «Психологическая служба в системе непрерывного образования».

1.1. Актуальность.

В последнее время большую озабоченность общества вызывает эмоционально-психологическое состояние подрастающего поколения. Изменения в обществе, перелом старых представлений о мировоззрении, влияние западного воспитания открыли новые проблемы в развитии личности, как социальная дезадаптация, чрезмерное увлечение компьютерной, видео- и телепродукциями, возрастные особенности, социальная незащищенность, стрессогенные факторы, низкая мотивация к обучению, отклонения в развитии.

1.2. Основные идеи.

В этот переломный момент, наряду с семейным воспитанием, образовательное учреждение рассматривается как один из путей влияния на развитие личности ребенка. Наше образовательное учреждение с 1997 г. работает под статусом республиканской экспериментальной площадки: «Школа-сад как открытая система непрерывного образования». В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека, начиная с самого раннего возраста. Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, реализующих общую цель, обучение и воспитание учащихся.

Наряду с различными подразделами структуры учреждения с 2001 г. начала свою работу психологическая служба школы-сада. Ведущий принцип работы основывался на принципе работы школы, в возможности системы непрерывного образования. В настоящее время отрабатывается система, которая должна обеспечивать взаимодействие всех факторов образования человека.

При рассматривании проблемы развития личности ребенка выстраивается стратегия действия, суть которой заключается в непрерывном сопровождении, начиная с дошкольного возраста, кончая старшим школьным возрастом и отрочеством.

Возможные пути осуществления работы основываются на возможности:

  • базы: детского сада и школы;
  • учета того общего, что объединяет эти две ступени развития (отслеживание, организация личностно-ориентированного общения воспитателя, учителя, психолога и учащегося);
  • обновления содержания образования на основе разработки и внедрения преемственных программ;
  • правильной организации переходной формы деятельности;
  • отработки механизмов совместной работы.
  • принципа психологического комфорта, который может складываться из: стиля взаимоотношений детей, непрерывно связанных между собой и взрослыми, атмосферой дружелюбия, возможности самореализации личности через организацию разнообразной деятельности, возможности учиться и развиваться соответственно своим психо-физиологическим особенностям; атмосферы творчества и красоты, являющейся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности.

1.3. Цель: создание условий эмоционально-психологического комфорта и благополучия для психического и личностного развития ребенка.

1.4. Задачи:

  • Укрепление эмоционально психологического состояния детей через систему непрерывного образования.
  • Разработка и апробация программ психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  • Первичный анализ, предоставление пробных срезов, отчетов, графиков.
  • Подведение итогов работы, выпуск методического материала.

1.5. Практическая значимость.

  • Учет банка данных, картотека индивидуальных папок на каждого учащегося школы-сада позволяет фиксировать и отслеживать развитие каждого ребенка по возрастным критериям.
  • Эффективность коррекционно-развивающей работы, связанная в возможности ранней диагностики и коррекции.
  • Возможность отслеживать формирование развития личности.
  • Формирование многообразия образовательных запросов и интересов личности, семьи, территориального сообщества.
  • Реализация в педагогической деятельности экспериментальных исследований, возможность проведения периодических мониторингов.

Этапы осуществления работы

Сроки

Этап

Задача

Реализация

Критерии оценки

Ожидаемые результаты

2002–2005

I. Организационно-подготовительный

Отработка механизмов реализационной части программы до уровня создания подпрограмм.

  • Разработка концепции «Работа педагога-психолога в системе непрерывного образования».
  • Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.
  • Определение задач дальнейшего этапа работы.
  • Отслеживание материалов банка данных, картотек индивидуальных папок на каждого учащегося.
  • Коррекционно-развивающая работа.

Создание условий для:

  • возможности отслеживать развитие личности учащегося;
  • перехода на единый формат отслеживаемой документации;
  • отбора и анализа эффективности существующего диагностического обеспечения с целью определения наиболее качественного по содержанию и методикам материала.

2006–2009

II. Формирующий.

Обеспечить преемственность реализуемых образовательных программ через работу по разработанным программам.

  • Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».
  • Программа психологического сопровождения учебной работы.
  • Сопровождение опытно-экспериментальной программы развития школы.
  • Разработка инновационных проектов.
  • Определение задач дальнейшего этапа работы.
  • Рост качества обучения и воспитания школьников по критериям и показателям, достижения планируемых результатов обучения, критериям и показателям индивидуального развития, укрепления здоровья учащихся.
  • Рост числа родителей, удовлетворенных качеством обучения своих детей (по результатам независимых социологических опросов).
  • Положительное отношение учеников к образовательному процессу, повышение мотивации, как у учащихся, так и у учителя.
  • Адаптация ребенка, его успешность в обучении, развитии духовности, готовности к творчеству на всех возрастных этапах.
  • Совместная деятельность семьи и школы.

2009–2012

III. Констатирующий.

  • Предъявление первичных результатов.
  • Апробация, экспертиза работы.
  • Анализ результатов отслеживаний.
  • Анализ и экспертная оценка существующих программ.
  • Разработка пакета необходимых диагностических инструментов, целевые и элективные курсы.
  • Апробация разработанных проектов.

Создание эмоционально-психологического условия для психического и личностного развития ребенка.

2012–2013

IV. Завершающий.

Обобщение и распространение опыта работы.

  • Проведение НПК.
  • Публикации.

Удовлетворенность участников психологического сопровождения.

Распространение опыта работы.

Приложение 1

Психологическая служба с самого начала своей деятельности поставила во главу угла вопрос об эмоционально-психологическом состоянии ребенка. Результатом этой работы стало составление банка данных, картотеки индивидуальных папок на каждого учащегося школы-сада. Данный метод работы позволяет фиксировать и отслеживать развитие каждого ребенка по возрастным критериям. Обязательными элементами индивидуальных папок являются:

  1. Дневник психолого-педагогических наблюдений, разработанный Сибирским институтом РО, апробированный и обновленный по нашей системе.
  2. Набор диагностических минимумов по возрастным критериям:
    а) подбор методик для дошкольного возраста (общие познавательные способности, определение ведущей руки, готовность к школе);
    б) подбор методик для младшего школьного возраста (адаптация к школе, мотивация учения, определение первичных склонностей, микроклимат класса, выявление лидеров, отклоняемых);
    в) подбор методик для среднего школьного возраста (определение темперамента, карта интересов, выявление уровня тревожности);
    г) подбор методик для старшего школьного возраста (нервно-психическая устойчивость, самооценка, профориентационные тесты).
  3. Анализ развития личности ребенка по годам (годовой эпикриз).

Схема концепции «Работа педагога-психолога в системе непрерывного образования». (Приложение 2).

Структура организации работы психологической службы (приложение 3).

2. Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.

Суть программы заключается в возможности системы работы проводить коррекционно-развивающую работу как можно раньше, с детского сада, когда ребенок начинает общаться с другими детьми, когда начинается развитие личности учащегося, формирование ведущей деятельности.

Целью коррекционно-развивающей работы является ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении, оказание разносторонней помощи учащимся.

Задачи:

  • Выявление причин отклонения развития учащихся.
  • Поиск средств и методов для развития учащегося.
  • Оказание разносторонней помощи через реализацию специальных коррекционно-развивающих программ.

Основные направления работы психологической коррекционно-развивающей работы.

1. Работа по программе № 1 «ДОО» – д\с:

  • первичное диагностирование, введение дневника психолого-педагогических наблюдений с целью учета динамики развития;
  • углубленное диагностирование;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Методы: игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, развитие произвольности в двигательной сфере, психологический массаж.

Предмет коррекции: дисгармония, нестабильность и ригидность нервной системы, неразвитость произвольности психических процессов, задержка психического развития.

2. Работа по программе № 2 «Начальная школа – I ступень»:

  • контрольное диагностирование;
  • анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
  • дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.

Методы: ролевые игры, сказкотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, развитие позитивного общения, арттерапия, релаксация, самовнушение («Я могу», «Я буду»).

Предмет коррекции: трудности в адаптации в школе, готовность к обучению, слабая социальная рефлексия, трудности общения, неадекватное поведение, задержка психического развития.

3. Работа по программе № 3 «Средняя школа – II ступень»:

  • контрольное диагностирование;
  • анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
  • дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.

Методы: музыкотерапия, ролевые игры, тренинговые занятия, педобщения, библиотерапия, арттерапия.

Предмет коррекции: трудности подросткового возраста, тревожность состояний, трудности общения, низкий социальный статус, дисгармония, задержка психического развития.

4. Работа по программе № 4 «Старшая школа – Ш ступень»:

  • контрольное диагностирование;
  • анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
  • дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.

Методы: музыкотерапия, ролевые игры, тренинговые занятия, педобщения, библиотерапия, арттерапия, поведенческая психотерапия.

Предмет коррекции: когнитивная тренировка к будущей «взрослой жизни», профориентация, развитие позитивного общения, ролевое научение, статусное перемещение.

3. Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».

На основе программы Селевко.

Основное назначение сопровождения воспитательной работы школы заключается в формировании личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора жизни, научить делать этот выбор и находить способы его реализации.

Программа психологического сопровождения воспитательной работы «Школа трех “С”» основана на работах Селевко, Р.В.Овчаровой. Она включает в себя III раздела: Самосознание, Самовоспитание, Самоопределение.

Раздел I: Самопознание.

Включает: группы д/с, начальную ступень.

Цель: соответствуя развитию личности ребенка ввести элементы самопознания.

Содержание раздела:

  1. Специальные занятия, курсы («Суэ», «Познавайка», «Кто я ?» – о науке самопознания, своего тела, души, окружающего мира).
  2. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по развитию речи, словаря, логики, мышления и др. (сказкотерапия, целевые коррекционные занятия).

Раздел II: Самовоспитание.

Включает учащихся среднего звена.

Цель: организация условий для самовоспитания личности.

Содержание раздела:

  • Спец.курсы : «Эмоциональный мир», «Этика и психология», «Саморегуляция».
  • Тренинговые занятия «Общение».
  • Служба «Доверие».
  • Коррекционные занятия («Как выйти из стресса», «Конфликты» и др.).

Раздел III: Самоопределение.

Включает учащихся старшего школьного возраста.

Цель: профориентация.

Содержание раздела:

  • Спецкурс «Мой выбор».
  • Операция «Проба» (профориентационная практика на предприятиях).
  • Профориентационные тестирования.
  • Самоанализ.
  • Самоопределение (свои планы, навыки планирования).
  • Коррекционные занятия («Реальная жизнь», «Я абитуриент» и др.).
  • Тренинги, консультации.

Подпрограммы: «Сопровождение учащихся группы риска», «Адаптация», «Профилактика правонарушений»

4. Программа психологического сопровождения учебной работы.

Развитие образовательного учреждения требует иного подхода к планированию, организации и сотрудничеству деятельности всех структур образования. Переход образовательного учреждения в стадию стабильно-развивающегося, т.е. в новое качественное состояние, существенно меняет образовательный процесс: творчество педагогического коллектива становится массовым, изменяется характер процесса творчества учителей, инновационное движение, индивидуально-творческая основа обучения меняет содержание деятельности педагога-психолога. Психологическое сопровождение учебного процесса - это не столько отслеживание и контроль, сколько оказание помощи учителям предметникам, руководителям МО и ученикам.

Цель работы: содействие полноценному развитию личности на всех возрастных этапах, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению.

Психологическое сопровождение учебного процесса заключается в разделении основных проблем процесса обучения на возрастные группы:

1. Работа по программе № 1.

  • Психологическая готовность дошкольников к процессу обучения. «Готовность к школе»:
    – «Школа будущего первоклассника»;
    – родительская школа;
    – «Введение в школьную жизнь»;
    – педконсилиум «Готовность к школьному обучению» (воспитатель, будущий учитель, учителя предметники).
  • Процесс адаптации первоклассников:
    – комплексное тестирование на тему «Адаптация в школе, мотивация учения»;
    – родительское собрание на тему «Адаптационный период». Всеобуч;
    – педконсилиум «Адаптация в школе», (воспитатель, классный руководитель, учителя предметники).
  • Формирование благоприятных черт мотивации учения учащихся 2–3-х классов:
    – комплексное тестирование;
    – спец. курсы, коррекционные занятия.
  • Выпускной класс начальной школы:
    – комплексное тестирование (определение ЗУН, познавательных способностей);
    – педконсилиум «Выпускной класс начальной школы».

2. Работа по программе № 2.

  • Процесс перехода из начального звена в среднее звено. «Адаптация пятиклассников»:
    – комплексное тестирование;
    – отслеживание, контроль;
    – педконсилиум «Адаптация пятиклассников»;
    – процесс самовоспитания, самопознания и развития способностей учащихся 6–8-х классов;
    – педконсилиум «Трудный возраст», «Трудный класс» и др.

3. Работа по программе № 3.

  • Процесс профессионального самоопределения учащихся 9–11-х классов:
    – профориентационные тестирования;
    – элективные курсы «Познай себя», «Выбор профессии»;
    – работа «Пед.клуба»;
    – профориентационная неделя;
    – операция «Проба»;
    – консультирование;
    – формирование ценностных ориентаций учащихся «неформальных групп: групп риска»;
    – проектирование «Моя будущая жизнь».

5. Сопровождение опытно-экспериментальной программы развития школы.

Деятельность социально-психологической службы (СПС), являющейся необходимым компонентом образования и реализации опытно-экспериментальной программы развития школы, направлена на развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала учащихся. В рамках экспериментальной деятельности, разработана программа социально-психологического сопровождения работы образовательного учреждения с семейными союзами (Развитие программы РЭП в ФЭП). Психологическое сопровождение эксперимента одна из основных частей проекта. В основу сопровождения включаются мониторинговые исследования, опросы и прогнозирование.

Специальные диагностические исследования позволяют вести постоянный мониторинг, который будет выявлять наиболее типичные ошибки и проблемы реализации программы. В начале разработки программы проведены следующие исследования: мониторинг уровня воспитанности, уровень эмоциональной комфортности учащихся в школе, педагогический потенциал семей, охваченных и не охваченных в семейные союзы, ценностные ориентации учащихся охваченных и не охваченных в семейные союзы, микроклимат коллектива, мониторинг отношения родителей, выпускников и местного сообщества к экспериментальной деятельности образовательного учреждения.

Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”» (приложение 4).

Модель коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования (приложение 5).