Природно-хозяйственные зоны

Разделы: География


Цели и задачи:

  • способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе, природно-хозяйственных зонах России, природопользовании;
  • проверить и оценить знания и умения учащихся по темам “Природно-хозяйственные зоны” и «Природопользование и охрана природы»
  • способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли при ответах на поставленные вопросы, умения общаться в коллективе, отстаивать свою точку зрения;
  • посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов способствовать повышению интереса учащихся к географии;
  • способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе России, экологическое сознание;

Оборудование: карта «Природные зоны России», физическая карта России, картины с изображением природных зон, контурные карты.

Организация и порядок проведения. Продолжительность игры – один урок (45 минут). С правилами игры учащихся желательно ознакомить заранее, а на уроке лишь напомнить их. Класс делится на 3 команды. При формировании команд учитываются взаимоотношения учащихся, их совместимость, уровень знаний, организаторские возможности капитанов команд. Команды выбирают себе капитанов, название команды.

Ведущий (преподаватель) назначает научных экспертов (трех учащихся), в обязанности которых входят проверка письменных заданий и подсчет баллов за правильные ответы.

Игра состоит из 6 конкурсов. В каждом конкурсе команда старается набрать как можно большее количество баллов. В конце урока подсчитывается сумма баллов для каждой команды за всю игру, исходя их которой, все члены команды получают соответствующую оценку в журнал.

Оценка ответов. Каждый учитель может определить свое количество баллов за конкурсы.

На каждый конкурс отводится определенное время. На доске в таблицу записываются баллы, которые заработали команды в каждом конкурсе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Участникам команд напоминаются условия игры и количество баллов, которые выставляются за правильные ответы в каждом конкурсе.

II. Повторение и обобщение знаний.

Учитель: Ребята, мы живем с вами в России, которая является нашей Родиной, а поэтому мы должны не только ее любить, но и знать о ней все. Полученные знания в курсе физической географии России, пригодятся вам в дальнейшей жизни. И начать урок-КВН мне хочется со слов поэта Бокова:

Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза её степные
Над камышами всех её озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чем её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берет начало, а с тебя.

1-й конкурс – «Номеклатурный “Это Россия”».

Задание: из предложенных географических объектов вычеркнуть те, которых нет в России, оставшиеся объекты показать на физической карте России.

От команды приглашается по 1 участнику, а остальные участники команд наносят на контурную карту те объекты, которые есть в России.

На доске запись:

1-я команда

2-я команда

3-я команда

оз. Байкал

р. Алдан

оз. Ладожское

оз. Онежское

р. Енисей

оз. Зайсан

оз. Балхаш

р. Эмба

оз. Псковское

Амазонская низм.

Уральские горы

горы Сихотэ-Алинь

Западно-Сибирская низм.

Кавказские горы

горы Алтай

Восточно-Европейская равнина

Гималаи

Атласские горы

влк. Ключевская Сопка

Среднесибирское плоскогорье

Кольский п-ов

влк. Орисаба

Среднерусская возв.

п-ов Камчатка

влк. Кроноцкая Сопка

Ла-Платская низм.

Пиренейский п-ов

г. Берлин

г. Москва

г. Магадан

г. Комсомольск-на-Амуре

г. Токио

г. Красноярск

г. Мурманск

г. Новосибирск

г. Улан-Батор

Правильность нанесения географических объектов на контурную карту оценивают эксперты и выставляет баллы в таблицу.

Учитель: наша страна по площади территории, а это более 17 млн. квадратных километров, занимает 1-е место в мире. Природные условия достаточно разнообразны. Раз есть различия в количестве тепла влаги, поступающих на разные территории России, значит разнообразны и природные зоны, которые выделяют в пределах страны.

2-й конкурс – «Описательный».

На доске 3 картины с изображением природных зон. От команды по одному представителю.

Задание: составить по плану описание природной зоны.

Учитель: В каждой природной зоне меняются виды и способы ведения того или иного хозяйства и строительства, продуктивность земледелия, набор видов возделываемых культурных растений и домашних животных.

3-й конкурс – «Причинно-следственный» (для капитанов команд).

Задание: ответить на вопрос.

  1. Какие народы населяют зону тундры и лесотундры. Как вы думаете, могла ли в прежние времена хозяйственная деятельность коренных жителей нарушать экологическое равновесие в природе?
  2. Вы живете в зоне тайги, проследите антропогенное влияние на окружающий лес в районе вашего проживания. Каким образом это влияние отражается на его состоянии? Принимаются ли меры по охране и восстановлению лесов?
  3. Для лесостепной и степной зон характерны не только сельскохозяйственные ландшафты, но и техногенные. Как вы думаете, какие? Почему они там возникли?

Учитель: в настоящее время хозяйственная деятельность ведется абсолютно во всех природных зонах, а масштаб влияния деятельности человека на ландшафты стал таковым, что природные зоны превратились, по сути, в природно-хозяйственные.

4-й конкурс – «Математический». От команды приглашаются по 2 участника.

Задание для первого участника от команды: вычислить падение и уклон рек.

  • 1-я команда – р. Лена;
  • 2-я команда – р. Енисей;
  • 3-я команда – р. Амур.

Задание для второго участника от команды: вычислить коэффициент увлажнения для окрестностей городов.

  • 1-я команда – г. Мурманск;
  • 2-я команда – г. Комсомольск-на-Амуре;
  • 3-я команда – г. Новосибирск.

5-й конкурс – «Геолого-исследовательский».

Задание: обозначить на контурной карте крупные месторождения:

  • 1-я команда – нефти;
  • 2-я команда – природного газа;
  • 3-я команда – каменного угля.

Победитель та команда, которая быстрее всех остальных выполнит задание.

Учитель: в составе ландшафтов появились новые элементы, образование которых полностью связано с хозяйственной деятельностью человека.

Вопрос для любого на выбор учителя участника команды.

  • Что такое природно-антропогенный ландшафт?
  • Какие бывают природно-антропогенные ландшафты?
  • Что такое культурный ландшафт?

Учитель: в последние десятилетия трудами российских ученых, географов и экологов возникла комплексная наука – природопользование.

Вопрос для любого на выбор учителя участника команды.

  • Чем занимается наука – природопользование?
  • Назовите 3 основных вида негативных последствий хозяйственной деятельности человека.

Учитель: масштабы влияния хозяйственной деятельности на природу в наше время стали такими, что возникла насущная необходимость сообща бороться с её вредными последствиями. Однако охрана природы – это не только меры, направленные на предотвращение исчезновения природных ресурсов. Необходимо, как сказал наш замечательный писатель К. Паустовский «охранять природу во всех её видах. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа, в том, что этот народ бесконечно талантлив и мужествен».

6-й конкурс – «Экологический».

Задание: по 1 участнику от команды заполнить таблицу, в которую вписать примеры ресурсов.

  • 1-я команда – примеры исчерпаемых возобновимых ресурсов;
  • 2-я команда – примеры исчерпаемых невозобновимых ресурсов;
  • 3-я команда – примеры неисчерпаемых ресурсов.

На доске нарисована таблица.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

ИСЧЕРПАЕМЫЕ

НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ

ВОЗОБНОВИМЫЕ

НЕВОЗОБНОВИМЫЕ

Остальные участники команд по выбору должны нанести по 5 заповедников, которые есть на территории России.

III. Подведение итогов. Объявление результатов урока.