Успешность учебной деятельности школьников определяется достаточно большим количеством разнообразных факторов (состояние здоровья, эффективность обучения и т.д.), но одно из необходимых условий успешности усвоения учебных программ школы – сформированность у ученика общеучебных навыков, которые являются базой для усвоения всех предметов, в т.ч. предмета технологии.
Навыки рациональной организации учебного труда формируются у учащегося на уроках:
- вычислительный навык,
- выделения главного,
- навык планирования,
- навык письма,
- навык самоконтроля,
- навык чтения.
Наиболее важными навыками рациональной учебной деятельности являются самоконтроль, выделение главного и навык быстрого письма.
Проблема формирования общеучебных навыков у учащихся остается актуальной и в настоящее время в условиях модернизации образования и требует привлечения внимания к ней учителей различных предметов, в т.ч. технологии.
1. Формирование у школьников навыка выделения главного
При изучении любой темы, а так же на каждом уроке выделяю основные понятия, узловые вопросы. Концентрирую на них основное внимание при подготовке к уроку и на уроке. По этим вопросам делаю тематический учет знаний учениц.
Например, по теме:
- “Кулинария”,
- “Машиноведение”,
- “Материаловедение”
- и т.д. Формирование этого навыка провожу на всех этапах урока.
Вводно-мотивационный этап.
Четко сообщаю учащимся:
– тему урока с записью на доске и в тетради;
– план урока, что будем делать;
– главные задачи (что должны иметь в конце урока).
Повторение изученного.
Повторяем в начале урока то, что будет способствовать лучшему усвоению нового материала, т.е. провожу опрос учащихся по вопросам и получаю ответы с места. Спрашиваю тех, кто поднимает руку, значит, знает материал, а остальные учащиеся имеют возможность узнать правильный ответ.
Объяснение нового материала.
При объяснении акцентирую внимание учениц на главных понятиях с использованием приемов:
– повторения главного дважды;
– выделения главного голосом;
– небольшой паузы для лучшего усвоения.
Продумываю записи на доске и в тетрадях (ничего лишнего, загромождающего зрительную память учениц). Новые слова-термины особенно сложные повторяем всем классом вслух, а в тетрадях рекомендую подчеркивать ручкой другого цвета, т.е. выделять. Некоторые правила, определения часто берем в рамку.
Завершаю объяснения выводами, резюме, обобщениями, а так же опросом:
Что будем делать?
Как будете выполнять работу?
Как следует сложить детали? И т.д.
Закрепление.
Стараюсь подобрать такие вопросы и задания для фронтальной, индивидуальной, парной форм работы, которые концентрируют мысль учениц на сущности изучаемого, не растрачивают внимание девочек на деталях и не усугубляют их представление о главных понятиях и задачах урока.
Например: “Что мы сегодня делали?” или использую в конце урока карточки, куда девочки вписывают ответы на вопросы, связанные с главными понятиями урока.
Дача домашнего задания.
Обязательно говорю, что будем делать на следующем уроке, на доске пишу, что следует принести или какие вопросы повторить (если это необходимо для будущего урока).
Подведение итогов урока.
При подведении итогов особое внимание обращаю на правильность выполненной работы, ее качества, оценки за работу.
2. Формирование у учащихся навыка планирования.
Навык планирования формируется на основе умения выделять главное, систематизировать и обобщать, его функция: осуществлять анализ изучаемого материала учебной деятельности и его результатов.
Умение планировать работу осуществляется, когда учитель знакомит ребят с планом урока, и они уже представляют:
- из каких этапов будет складываться практическая работа;
- в какой последовательности следует выполнять задание;
- за что будет ставиться оценка;
- что еще можно сделать, чтобы получить дополнительную оценку (для сильных учеников).
Учащиеся с помощью планирования анализируют этапы выполнения учебного задания и прогнозируют конечный результат. Например:
- изготовить швы;
- оформить их в тетради.
Или:
- изготовить отделочные детали;
- соединить их с изделием;
- оформить готовое изделие на стенд для выставки.
При этом развивается логическое мышление и умение работать самостоятельно.
3. Формирование у школьников навыка самоконтроля.
Навык самоконтроля формируется на основе произвольного внимания и умения сравнивать. Включаю в обучение упражнения на тренировку произвольного внимания и логического мышления. Они подготовят учащихся к овладению навыком самоконтроля. Навык самоконтроля считается сформированным в том случае, если это действие осуществляется самостоятельно, без напоминания учителя.
Ввожу итоговый самоконтроль – простейшая форма контроля, его функция – проверка только конечного результата путем сравнения его с образцом. Чтобы навык устойчиво закрепился. Нужно выделить достаточное время на уроке для проверки своей работы по образцу и исправления ошибки. Образцы для проверки всегда представляю наглядно – это готовые изделия (фартук, косынка, ночная сорочка, какой-либо сувенир) или образцы швов и т.д.
Например, при выполнении практической работы по теме “Обработка боковых срезов ночной сорочки” раздаю карточки самоконтроля:
Обработка боковых срезов ночной сорочки.Самоконтроль:
- Вывернуть изделие на лицевую сторону.
- Посмотреть, не выходят ли на лицевую сторону припуски швов.
- Сравнить свое изделие с образцом, спрогнозировать оценку.
Обработка накладного кармана.
Самоконтроль:
Проверьте:
- размер и форму карманов, наложив их один на другой;
- аккуратность обработки срезов;
- ширину шва и ровность строчек;
- качество приутюживания.
Например, при проведении практической работы по изготовлению каких-либо швов представляю их поэтапную обработку. Чтобы ученицы могли контролировать качество и правильность своих действий, сравнивая свою работу с образцами, т.е. осуществлять пошаговый самоконтроль.
Реже, но все же использую прогнозирующий самоконтроль. Он требует не только умения работать по алгоритму, но и самостоятельно выбрать тот или иной способ обработки изделия. Например, при обработке среза низа ночной сорочки формулирую проблему: “Что осталось еще сделать в ночной сорочке, чтобы изделие было полностью готовым? Каким способом можно решить эту задачу? Оцените, достаточно ли у вас знаний для выполнения этого этапа изготовления ночной сорочки? В каком виде должен быть представлен результат?”
4. Формирование навыка чтения.
Основная работа по формированию у школьников навыка чтения завершается в начальной школе, задача нашего предмета его совершенствование при чтении инструкционных карт, материала из учебника, записей в тетрадях.
Использую на уроках различные виды чтения: сплошное, выборочное, комментированное, про себя и вслух.
Чтение должно быть осмысленным.
Учу работать с учебником: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, иллюстрациями, особенно со схемами.
5. Формирование у школьников навыка письма.
Навык письма развиваю при работе с учебником – списывание правил, санитарных норм и т.д., а также при объяснении учителя девочки некоторую информацию записывают в тетрадь. Обращаю внимание на то, что записи должны быть выполнены аккуратно.
6. Формирование у школьников вычислительных навыков.
Вычислительные навыки развиваю при построении чертежей различных швейных изделий, совершенствуя вычислительную культуру учеников, а так же когда необходимо подсчитать денежные затраты на приобретение материалов для различных изделий, которые изготавливаем на уроках, таким образом здесь проявляется прикладное направление математики.
7. Формирование у школьников навыка черчения.
Оно осуществляется при построении чертежей изделий, выполнении различных схем, условных изображений швов. Задача учителя технологии заключается в воспитании технически-грамотной личности. Первые знания и навыки черчения закладывает именно учитель технологии. Изучаем линии построения чертежей, условные обозначения, понятие масштаба, формата; учу пользоваться линейкой, лекалами и другими инструментами.
Только овладев всеми этими навыками, школьницы могут рационально организовать свой учебный труд.
Литература:
Камышова Т.И. Программа “Формирование у школьников навыков рациональной организации учебного труда в условиях модернизации образования” Коломна, 2004.