Программа построена на основе
- Государственная программа “Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года”
- Системно-синергетическая программа воспитания учащихся во внеучебное время Н.М.Таланчука
Цель: Создание условий для становления успешного человека, живущего в гармонии с миром, открытого для общения, способного к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Задачи воспитания призваны обеспечить:
- Формировать ценностное отношение к миру, к человеку.
- Развивать способности к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению.
- Формировать навыки личности к выполнению определенных социальных ролей.
Основополагающие принципы воспитания :
- Принцип открытости и свободы выбора основывается на взаимодействии с социумом (различными общественными организациями, социально значимыми людьми, государственными службами, культурными учреждениями). На разных уровнях такого взаимодействия ученик обогащает свой жизненный опыт, выступая в различных социальных ролях, выбирая свой индивидуальный, уникальный процесс освоения мира.
- Принцип самоорганизации в саморазвивающейся среде. Выявление запросов учащихся и разработка совместно с учителями и родителями индивидуальных траекторий развития школьника.
- Принцип успешной продуктивной деятельности. Создание среды возможной успешности, высокой продуктивности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
- Принцип личностно-ориентированного воспитания предлагает целостное развитие ученика (физическое, интеллектуальное, духовное), психологический комфорт (атмосфера раскрепощённости, уважения, достижения поставленной цели).
- Принцип сотрудничества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество – это право выбора учащимися себе партнера по выполняемому делу. Творчество – это внесения коррективов в сценарий мероприятия самими учащимися, проявления инициативы в порученном деле.
Воспитание не может и не должно быть случайным набором мероприятий, не согласующихся с природой человека. Эффект его воспитания достигается не воздействием, а системным синергитизмом воспитательного взаимодействия различных начал. Педагог, воспитывая личность, действует, согласуясь с системно-ролевой природой человека. Зная, что человек становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей, педагог строит воспитание как системно-ролевой процесс.
Формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследия и приумножения социальных ценностей.
“Социальные ценности, -по мнению Н.М. Таланчука, - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.”
Однако их наследие невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса.
Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества, т.е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Осваивая роль (а точнее - систему ролей), человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью.
Системно-синергитическая программа воспитания учащихся (по Н.М. Таланчуку). Системно-ролевая модель формирования личности.
Сфера | Социальные роли | Задачи воспитания и самовоспитания | Критерии эффективности процесса воспитания |
Семья |
|
|
|
Коллектив |
|
|
|
Общество |
|
|
|
Я - сфера |
|
|
|
Основные воспитательные направления, которые в свою очередь решают ряд определенных конкретных задач помогают в достижении главной цели воспитания.
Гражданско-патриотическое и правовое направление.
Задачи воспитания:
- Формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
- Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- Формировать ценностное отношение к Родине, её культурно-историческому прошлому;
- Воспитывать уважение к национальной культуре, своего народа, традициям и обычаям своей страны
Работа по данному направлению осуществляется через работу военно-патриотического объединения и отряды гражданской направленности:
Нравственно-эстетическое направление
Задачи воспитания:
- Создать условия для нравственного самовоспитания учащихся;
- Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодоление в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
В данном направлении работа осуществляется через работу кружков и мероприятий проводимых согласно плану воспитательной работы
Интеллектуальное направление
Задача воспитания: Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Направление “Здоровье”
Задача воспитания: Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Направление “Общение и досуг”
Задача: Создать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности.
Направление “Ученик и его семья”
Задачи:
- Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.
- Создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого- педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Трудовое воспитание, профессиональное самоопределение
Задачи:
- Формировать адекватные представления об экономической ситуации в стране;
- Развивать трудовые умения и навыки, способности к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Экологическое направление
Задача: Способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.
Профилактика
Задачи:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи детям;
- выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Воспитательный процесс осуществляется через взаимодействие и сотрудничество педагогического коллектива и ученического коллектива.
Ученический коллектив организует работы через деятельность ученического самоуправления. Приложение 1
Таким образом, осваивая роль человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни.
Человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в 21 веке, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.
Россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо процветания этого общества, способный интегрировать в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности.
Ученик, воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, развивающий её традиции
Член детского, подросткового и молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, построенных на общих интересах, готовый реализовать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.
Житель своего города, с любовью относящийся к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его развитию и процветанию.
Семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступать в роли продолжателя рода.