Пояснительная записка
Конец XX – начало XXI века – время информационного бума. Самая разная информация (научные факты, достижения, открытия, слухи и др.) становятся доступны взрослым и детям благодаря возможностям современной науки и техники. Сегодняшние школьники читают много книг, пользуются возможностями электронных носителей и Интернета. Вследствие этого у ребенка формируется естественная потребность в применении полученных знаний. Конкурс «Эрудит» дает детям прекрасную возможность посредством игровой деятельности показать, насколько широки их познания в той или иной области. Конкурс является одним из наиболее интересных и массовых мероприятий Центра развития творчества. Идея его создания возникла в 2000 – 2001 году, за основу был взят конкурс «Эрудиты Москвы». Ребятам предлагалось ответить на 100 вопросов из разных областей знаний по системе тестов. Сначала участниками стали воспитанники объединений Центра развития творчества, а затем в 2004 году конкурс обрел статус городского. Участниками конкурса стали учащиеся школ города с 4 по 11 класс. В том же, 2004 году появилась идея интеллектуальной игры для победителей первого этапа. Игра была организована по принципу известной телеигры «Брейн-ринг» и прошла при активном участии победителей первого этапа, зрителей и родителей. С 2004 года конкурс прошел уже 5 раз, количество его участников увеличивается. В 2007 году в конкурсе стали принимать участие ученики 2-х и 3-х классов. Конкурс «Эрудит» - живое мероприятие. Меняются задания, формы проведения второго этапа, разработаны свидетельства с символикой Центра развития творчества.
В перспективе в 2008 – 2010 годах конкурсы, интеллектуальные игры, познавательные программы, и др. мероприятия для школьников города должны стать основой для создания клуба «Эрудит». Учебно-игровая, познавательная деятельность в клубе позволит развить интерес подростков к тем или иным направлениям науки, техники, культуры, искусства и др.; получить более глубокие знания по этим направлениям; продемонстрировать их на практике.
Цели конкурса: способствовать развитию интеллектуальных способностей, конкретизируя знания в определенных образовательных областях, развивать быстроту реакции и сообразительность.
Задачи:
- формирование у каждого школьника опыта индивидуальных достижений, опыта успеха в реализации своих способностей;
- формирование образно-аналитического мышления;
- повышение интеллектуально-творческой активности учащихся;
- побуждение ребенка к расширению познавательных интересов, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному совершенствованию.
Возраст участников.
Игра проводится среди учащихся 2-11 классов по 4 возрастным категориям: 2-3 классы, 4-5 классы, 6-8 классы, 9-11 классы.
Порядок проведения
Игра «Эрудит» проводится в два этапа. Каждый этап игры для определенной возрастной категории проводится отдельно. Проводит игру ведущий (педагог, методист, старшеклассник). Ведущий представляет игроков и членов жюри, знакомит с правилами, озвучивает вопросы и счет игры.
1 этап
Для каждой возрастной группы предлагается определенное количество заданий:
- 2-3 классы – 50 заданий;
- 4-5 классы – 60 заданий;
- 6-8 классы –70 заданий;
- 9-11 классы – 101 задание.
В первой части заданий даны три варианта ответов под буквами А), Б), В). Участник должен выбрать верный, по его мнению, ответ и занести в соответствующий бланк. Вторая часть заданий предполагает самостоятельную формулировку ответа, которая также заносится в бланк. На выполнение всего объема заданий дается 60 минут. Каждый верный ответ части оценивается в 1 балл. Во второй части заданий для 9-11 классов предусмотрены дополнительные баллы за трудность. Победителям присуждаются 1, 2, 3 места. Победители 1 этапа участвуют во 2 этапе конкурса.
2 этап
Участники конкурса, ставшие победителями первого этапа получают право участвовать во втором этапе конкурса. Второй этап проводится в форме интеллектуальной игры и выявляет лучших эрудитов сезона в каждой возрастной группе. Интеллектуальная игра проводится в три тура. 1-й тур – устные ответы на вопросы, за которые участники получают жетоны. 2-й тур – задания «Узнай по фотографии» (проводится в письменной форме), «Что бы это значило?» (проводится в письменной форме) и «Продолжи анекдот» (устные ответы). В 3-й тур выходят 3 лучших игрока возрастной группы, между которыми разыгрывается главный приз и звание «Эрудит-2008». В 3-ем туре им предлагается ответить на вопросы, требующие нестандартного подхода к решению. Игрок, давший наибольшее количество верных ответов, побеждает.
Награждение
Победители 1 этапа конкурса получают грамоты и
призы. Участники, показавшие высокие результаты,
отмечаются грамотами и поощрительными призами.
Участники конкурса, выигравшие 2 этап, получают
право на дополнительный приз и свидетельство
«Эрудит-2008».
Подведение итогов
Компетентное жюри следит за ходом игры, разрешает спорные вопросы, подводит итоги и награждает победителей. В жюри могут войти педагоги и методисты, психолог, представители интересов игроков (дети, родители), спонсоры.
Подготовка к игре
Для проведения 1 этапа игры необходимо подготовить:
- Комплект вопросов для каждой возрастной параллели. Предлагаемые вопросы могут опираться на знания в различных областях науки, техники, искусства и др., а также могут быть посвящены определенной теме.
- Бланки ответов, оформленных в виде таблицы.
- Грамоты и призы.
- Сформировать жюри.
Для проведения 2 этапа игры необходимо подготовить:
- Вопросы для каждой возрастной параллели.
- Наглядный материал (презентация с портретами выдающихся личностей, плакаты или материал для демонстрации через мультимедийный проектор).
- Оформить игровой зал.
- Призы и свидетельства.
- Музыкальное сопровождение.
Методические советы
- В подготовке вопросов для 1 и 2 этапов игры могут участвовать не только педагоги и методисты, но и сами ребята. Например, старшеклассники могут придумать вопросы для учеников младших классов.
- Во втором этапе конкурса при проведении интеллектуальной игры для установления психологического контакта между участниками, перед началом игры можно предложить каждому ребенку коротко рассказать о себе (назвать имя, фамилию, рассказать, где учится, чем увлекается, как видит свое будущее и др.).
- Для снятия психологического напряжения во время игры использовать «Музыкальные паузы» (показ хореографического или музыкального номера, демонстрация интересного химического опыта и т.д.).
- Перед началом конкурса можно провести благотворительную ярмарку, выставку работ или поделок.
В данном методическом материале в приложении представлены задания для учащихся 9–11-х классов.
Приложение 1. Комплект
вопросов для 1-го этапа конкурса.
Приложение 2. Проведение
2-го этапа конкурса.
Приложение 3. 1-е задание
2-го тура.
Приложение 4. Свидетельство
для победителя 2-го этапа конкурса.
Приложение 5. Фотографии.