Цели и задачи игры:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение интереса учащихся к предмету;
- углубление предметных знаний, расширение кругозора;
- формирование коммуникативных качеств учащихся;
- раскрытие творческих сторон учащихся.
Правила игры:
- в игре участвуют шесть пар игроков: шесть участников стоят каждый за своим столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6;
- шестеро их помощников также сидят за своими столиками и перед ними также шесть табличек с номерами;
- если игрок ответил правильно, ему вручается звездочка, но если и помощник ответил правильно, 2 звездочки;
- в игре 4 раунда;
- дополнительно дается звездочка, если правильно ответил на дополнительный вопрос;
- выигрывает игрок, получивший наибольшее количество звездочек.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- звездочки;
- по 12 табличек с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6.
1 раунд – происхождение названий элементов
На слайде презентации – знаки элементов – <Приложение>
1. He 2. Co 3. Po 4. Ru 5. Np 6. Am
1. Химический элемент, названный в честь планеты Солнечной системы, которая в свою очередь названа в честь древнеримского бога – покровителя воды и морей.
(5. НЕПТУНИЙ)
2. Химический элемент, названный в честь Солнца. Шотландский химик У.Рамзай доказал, что этот элемент, открытый на Солнце, существует и на Земле.
(1. ГЕЛИЙ)
3. В 1844 году профессор Казанского университета К.Клаус в остатках после извлечения из руд платины обнаружил этот элемент, впоследствии названный в честь России.
(4. РУТЕНИЙ)
4. Этот химический элемент был открыт в 1898 году французскими учеными М.Склодовской – Кюри и П.Кюри в урановой руде. Назван в честь родины М Кюри.
(3. ПОЛОНИЙ)
5. В 1735 г. Шведский химик Г.Бранд открыл в руде этот химический элемент. Рудокопы полагали, что руда, которая была внешне похожа на медную, но из которой никак не удавалось получить медь, была заколдована горными духами – кобольдами.
(2. КОБАЛЬТ)
2 раунд – элементы в истории
На слайде – знаки элементов –
1. С 2.Fe 3. Ве 4. Pb 5. Zn 6.As
1. Этот элемент получил в виде простого вещества немецкий философ и алхимик Альберт Великий около 1250 г. Оксид этого элемента использовали в виде мышиного яда, отсюда и произошло название этого элемента.
(6. МЫШЬЯК)
2. Этот металл известен с древних времен в виде латуни. Латинское название элемента переводится как “белый налет”.
(5. ЦИНК)
3. По названию этого элемента обозначили целую эпоху в развитии человеческого общества.
(2. ЖЕЛЕЗО)
4. Этим элементом когда-то заполняли полости разрушающихся зубов. От латинского названия этого элемента произошло название заполненной полости зуба.
(4. СВИНЕЦ)
5. Название этого элемента происходит от латинского слова “Уголь”.
(1. УГЛЕРОД)
3 раунд – химические элементы и здоровье
На слайде – знаки
1. Se 2. Pb 3. Cl 4. P 5. Mg 6.Ca
1. Химический элемент, входящий в состав средства для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.
(3. ХЛОР)
2. Химический элемент содержится в костной ткани, способствует выведению из организма солей тяжелых металлов и участвует в свертывании крови.
(6. КАЛЬЦИЙ)
3. Антиоксидант, который защищает от раковых заболеваний, болезней сердца, ядов и продлевает жизнь человека.
(1. СЕЛЕН)
4. Химический элемент, снижает уровень холестерина, незаменим для профилактики хронической усталости и стрессов.
(5. МАГНИЙ)
5. Металл, используемый для защиты от рентгеновского излучения.
(2. СВИНЕЦ)
4 раунд – четвертый – лишний
Одно из данных слов не соответствует 3 остальным по каким-нибудь параметрам или свойствам Учащиеся должны указать номер, под которым оно записано.
На слайде презентации – слова или названия элементов.
1. Все вещества – аллотропные видоизменения углерода.
1. Алмаз. 2. Графит. 3. Озон. 4. Карбин.
Лишнее слово – ОЗОН, так как алмаз, графит, карбин – аллотропные видоизменения углерода, а озон – аллотропное видоизменение кислорода.
* Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
2. Все элементы – галогены
1. Бром. 2. Сера. 3. Иод. 4. Астат.
Лишнее название – СЕРА, так как бром, иод, астат – это галогены, а сера относится к халькогенам.
* Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
3. Все элементы – амфотрерные.
1. Натрий. 2. Бериллий. 3. Цинк. 4. Алюминий.
Лишнее название – НАТРИЙ, так как бериллий, цинк и алюминий – это амфотерные элементы, а натрий – типичный металл.
* Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
4. Все элементы получили названия от названий планет.
1. Уран. 2. Нептуний. 3. Самарий. 4. Плутоний.
Лишнее название – САМАРИЙ, так как названия элементы уран, нептуний и плутоний получили от названия планет, а самарий – от названия – от названия минерала самарскита, открытого русским горным инженером В.Е.Самарским.
* Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
5. Все металлы – щелочноземельные.
1. Кальций. 2. Калий. 3. Барий. 4. Стронций.
Лишний элемент – КАЛИЙ, так как кальций, барий и стронций – это щелочноземельные металлы главной подгруппы 2 группы, а калий – щелочной металл главной подгруппы 1 группы.
* Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
Приложение – электронная презентация.