Цель:
- Воспитание чувства ответственности за свою семью, род;
- Структурирование прошлого, настоящего, будущего в развитии семьи.
Социокультурный ряд: род, родные, предки, потомки.
Подготовка к уроку: запись песни Р.Паулса “Бабушка рядышком с дедушкой”, лист № 1 “Мы умеем предками гордиться”, лист № 2 “Моя родословная”, лист № 3 “Слово о родителях”, лист № 4 “Пословицы о семье”.
На доске:
Дружба, измена, традиции, честь, память, ссоры, душевное тепло, сходство, преданность, кровь, любовь, ложь, верность, забота, фамилия, общие предки, праздники, общие увлечения, теплое слова. | “Мы умеем предками гордиться!
|
потомки
Генеалогическое дерево одной из учениц (до
XVI в.)
предки
|
Ход урока
1. Звучит песня Р.Паулса “Бабушка рядышком с дедушкой”.
Входят родители с детьми. Занимают места за партами. Где уже подготовлены листы № 1, 2, 3, 4 для совместной работы.
2. Организационный момент.
И.П.: – Ребята сегодня у нас много гостей, посмотрите на них, улыбнитесь, помашите ручкой.
3. Основной этап.
И.П.: – Добрый день! Я приветствую всех участников нашего семейного урока. Который проходит по теме “Мы умеем предками гордиться!”. В нашей школе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – впервые в нашем уроке принимают участие ваши родители (слово на доску). Давайте поприветствует их. И поблагодарим за смелость.
И.П.: – А сейчас вспомним последний урок: как еще можно назвать людей живущих вместе и связанных родством?
И.П.: – Рассмотрите внимательно эти слова, что интересного вы заметили?
Сергей: – Род – общая часть этих слов.
И.П.: – Сегодня на уроке мы поговорим о том, что оно значит для вас и ваших родителей.
И.П.: – Что же такое род? Давайте обратимся за ответом к родителям.
Ответы родителей.
Карпенюк С.Г.: 1. – Род – это объединение родственных семей.
Мочалова Е.Н.: 2. – Род – это ряд поколений происходящих от одного предка (словарь Репкина).
Семенова Т.В.: 3. – А.С. Пушкин.
“Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью не один),
Бояр старинных я потомок…”
И.П.: – Ребята в современном языке слово род используется редко. Ему на смену пришло новое слово. Кто знает какое?
Ира: – Династия.
И.П.: – Чтобы вам было лучше понять, что такое род, династия давайте, сравним его с деревом. У дерева много ветвей и все они растут от одного ствола, вырастают от общего корня. Так и каждый род имеет своего основателя, жившего очень давно. Род состоит из поколений. Самые давние, старшие поколения называются предками, а младшие потомками.
И.П.: – Уважаемые родители вопрос к вам: сегодня на уроке присутствуют ли ваши потомки?
Родители: – Да!
И.П.: – А кто это?
Родители: – Наши дети!
И.П.: – Дети, вопрос к вам: сегодня на нашем уроке присутствуют ли ваши предки?
Дети: – Да!
И.П.: – А кто это?
Дети: – Наши родители!
И.П.: – В каждом роду есть люди, которыми гордится весь род. Это могут быть и предки и потомки. Пожалуйста, расскажите, кем вы гордитесь?
1. Павлик Андриуцэ (о папе).
2. Гурбанов Аркаша (о дедушке).
3. Ус Ксения (о предке с Украины).
И.П.: – Сегодня мы продолжаем работать над следующей страницей вашей первой книги. Уважаемые родители помогите записать детям ответ на вопрос: кем гордится мой род?
И.П.: – Вопрос ко всем присутствующим на уроке: почему дерево не падает?
И.П.: – Дерево держит корень.
И.П.: – Вот так и каждый род что-то держит вместе, объединяет. В каждом роду это свое. Один род объединяют традиции, другой только фамилия. А вот что объединяет ваш род. Выберите!
(При ответе: общее увлечение)
И.П.: – В доказательство правоты вашего ответа, сегодня у нас в гостях династия Маничевых. А вот какое общее у них увлечение вы сегодня увидите.
И.П.: – Итак, какое общее увлечение у династии Маничевых?
И.П.: – Танец.
И.П.: – Совершенно верно. Но давайте продолжим работу со схемой на доске.
Почему вы не выбрали ссора, измена, ложь и.т.д.
Катя: – Потому что это все плохо!
Миша: – Это не может объединять.
Аркаша: – Это все ссорит семью.
Аня: – Я ни когда не возьму это в свою семью.
И.П.: – Ребята я приготовила сюрприз для наших родителей. Мы сейчас с вами проведем контрольную работу для родителей. Возьмите лист № 4 “Пословицы и поговорки о роде”. Мы с вами будем читать пословицы, а родителей попросим объяснить смысл.
И.П.: Посмотрите на доску, какая замечательная таблица у нас получилась. Кто мне скажет, о чем мы говорили на уроке?
Ответы детей и родителей.
И.П.: – Мне очень бы хотелось познакомиться с вашими генеалогическими древами. Я предлагаю вам домашнее задание. Это следующий лист в вашей книге “Моя родословная”. С помощью родителей попробуйте вспомнить своих предков.
4. Итог:
И.П.: – Как много дети смогли узнать, а родители рассказать. Давайте проверим, кто был внимателен на уроке. Потомки – поднимите руки, предки – хлопаем.
И.П.: – Уважаемые родители, как вы думаете, нужно ли, чтобы ваши дети знали о своих предках?
Родители: – Обязательно!
И.П.: – А зачем?
Камешкова И.Н.: – Я не хочу чтобы мой сын был Иваном не помнящим родства.
И.П.: – Что бы вы хотели, чтобы ваши дети взяли в свои будущие семьи?
Совместная работа детей и родителей. Лист № 1.
И.П.: – Ребята вы сейчас услышали напутствие своих родителей. Они смотрят на вас с надеждой, как на продолжателей своих родов и с гордостью, что вы не забудете традиций своих семей. Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Берестова, в котором поэт обращается к своим потомкам с такими словами:
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.