Урок по программе "Урал. Человек. Истоки" на тему "Мы умеем предками гордиться!"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Воспитание чувства ответственности за свою семью, род;
  2. Структурирование прошлого, настоящего, будущего в развитии семьи.

Социокультурный ряд: род, родные, предки, потомки.

Подготовка к уроку: запись песни Р.Паулса “Бабушка рядышком с дедушкой”, лист № 1 “Мы умеем предками гордиться”, лист № 2 “Моя родословная”, лист № 3 “Слово о родителях”, лист № 4 “Пословицы о семье”.

На доске:

Дружба, измена, традиции, честь, память, ссоры, душевное тепло, сходство, преданность, кровь, любовь, ложь, верность, забота, фамилия, общие предки, праздники, общие увлечения, теплое слова. “Мы умеем предками гордиться!

потомки

 

Генеалогическое дерево одной из учениц (до XVI в.)

 

предки

Ход урока

1. Звучит песня Р.Паулса “Бабушка рядышком с дедушкой”.

Входят родители с детьми. Занимают места за партами. Где уже подготовлены листы № 1, 2, 3, 4 для совместной работы.

2. Организационный момент.

И.П.: – Ребята сегодня у нас много гостей, посмотрите на них, улыбнитесь, помашите ручкой.

3. Основной этап.

И.П.: – Добрый день! Я приветствую всех участников нашего семейного урока. Который проходит по теме “Мы умеем предками гордиться!”. В нашей школе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – впервые в нашем уроке принимают участие ваши родители (слово на доску). Давайте поприветствует их. И поблагодарим за смелость.

И.П.: – А сейчас вспомним последний урок: как еще можно назвать людей живущих вместе и связанных родством?

И.П.: – Рассмотрите внимательно эти слова, что интересного вы заметили?

Сергей: – Род – общая часть этих слов.

И.П.: – Сегодня на уроке мы поговорим о том, что оно значит для вас и ваших родителей.

И.П.: – Что же такое род? Давайте обратимся за ответом к родителям.

Ответы родителей.

Карпенюк С.Г.: 1. – Род – это объединение родственных семей.

Мочалова Е.Н.: 2. – Род – это ряд поколений происходящих от одного предка (словарь Репкина).

Семенова Т.В.: 3. – А.С. Пушкин.

“Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью не один),
Бояр старинных я потомок…”

И.П.: – Ребята в современном языке слово род используется редко. Ему на смену пришло новое слово. Кто знает какое?

Ира: – Династия.

И.П.: – Чтобы вам было лучше понять, что такое род, династия давайте, сравним его с деревом. У дерева много ветвей и все они растут от одного ствола, вырастают от общего корня. Так и каждый род имеет своего основателя, жившего очень давно. Род состоит из поколений. Самые давние, старшие поколения называются предками, а младшие потомками.

И.П.: – Уважаемые родители вопрос к вам: сегодня на уроке присутствуют ли ваши потомки?

Родители: – Да!

И.П.: – А кто это?

Родители: – Наши дети!

И.П.: – Дети, вопрос к вам: сегодня на нашем уроке присутствуют ли ваши предки?

Дети: – Да!

И.П.: – А кто это?

Дети: – Наши родители!

И.П.: – В каждом роду есть люди, которыми гордится весь род. Это могут быть и предки и потомки. Пожалуйста, расскажите, кем вы гордитесь?

1. Павлик Андриуцэ (о папе).

2. Гурбанов Аркаша (о дедушке).

3. Ус Ксения (о предке с Украины).

И.П.: – Сегодня мы продолжаем работать над следующей страницей вашей первой книги. Уважаемые родители помогите записать детям ответ на вопрос: кем гордится мой род?

И.П.: – Вопрос ко всем присутствующим на уроке: почему дерево не падает?

И.П.: – Дерево держит корень.

И.П.: – Вот так и каждый род что-то держит вместе, объединяет. В каждом роду это свое. Один род объединяют традиции, другой только фамилия. А вот что объединяет ваш род. Выберите!

(При ответе: общее увлечение)

И.П.: – В доказательство правоты вашего ответа, сегодня у нас в гостях династия Маничевых. А вот какое общее у них увлечение вы сегодня увидите.

И.П.: – Итак, какое общее увлечение у династии Маничевых?

И.П.: – Танец.

И.П.: – Совершенно верно. Но давайте продолжим работу со схемой на доске.

Почему вы не выбрали ссора, измена, ложь и.т.д.

Катя: – Потому что это все плохо!

Миша: – Это не может объединять.

Аркаша: – Это все ссорит семью.

Аня: – Я ни когда не возьму это в свою семью.

И.П.: – Ребята я приготовила сюрприз для наших родителей. Мы сейчас с вами проведем контрольную работу для родителей. Возьмите лист № 4 “Пословицы и поговорки о роде”. Мы с вами будем читать пословицы, а родителей попросим объяснить смысл.

И.П.: Посмотрите на доску, какая замечательная таблица у нас получилась. Кто мне скажет, о чем мы говорили на уроке?

Ответы детей и родителей.

И.П.: – Мне очень бы хотелось познакомиться с вашими генеалогическими древами. Я предлагаю вам домашнее задание. Это следующий лист в вашей книге “Моя родословная”. С помощью родителей попробуйте вспомнить своих предков.

4. Итог:

И.П.: – Как много дети смогли узнать, а родители рассказать. Давайте проверим, кто был внимателен на уроке. Потомки – поднимите руки, предки – хлопаем.

И.П.: – Уважаемые родители, как вы думаете, нужно ли, чтобы ваши дети знали о своих предках?

Родители: – Обязательно!

И.П.: – А зачем?

Камешкова И.Н.: – Я не хочу чтобы мой сын был Иваном не помнящим родства.

И.П.: – Что бы вы хотели, чтобы ваши дети взяли в свои будущие семьи?

Совместная работа детей и родителей. Лист № 1.

И.П.: – Ребята вы сейчас услышали напутствие своих родителей. Они смотрят на вас с надеждой, как на продолжателей своих родов и с гордостью, что вы не забудете традиций своих семей. Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Берестова, в котором поэт обращается к своим потомкам с такими словами:

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4