Очевидно, что проработав много лет в школе, учителю важно не потерять то первозданное чувство удивления и восторга, с которым он должен из года в год обучать одним и тем же темам по программе. С другой стороны, необходимо так подбирать творческие задания, чтобы учащиеся могли реализовывать свои теоретические знания и практические навыки по выразительным средствам, законам композиции, по видам изобразительного искусства и т. д. Поэтому учитель должен быть всегда в поиске необыкновенных тем рисунков, в поиске новых приемов и технологий.
Не претендуя, на новизну материала предложенного учащимся на уроках изобразительного искусства (пластилин), который всем знаком еще с дошкольного возраста, предлагаю использовать его не объемные свойства, а цветовые качества.
Практика показала, что такие занятия можно проводить уже в начальных классах, постепенно усложняя композиции. Изучать особенности техники надо с более простых заданий “Яблоко”, “Волшебная рыбка”, “Бабочка”, “Аленький цветочек”, “Кошка”, “Флот”. Эскизами могут послужить рисунки по теме “Ты изображаешь, украшаешь, строишь”. В 5-8 классах для творческих заданий можно предложить темы, увеличивая количество объектов изображения: “Натюрморт”, “Летняя поляна”, “Иллюстрация любимой сказки”, “Цирковое представление”, “Пейзаж” и другие.
Для работы желательно подобрать наборы пластилина с большим количеством цветов. Новых оттенков цвета можно достигнуть путем смешивания, а вот более светлого или темного оттенка можно добиться за счет смешения с белым и черным пластилином. В целом, работа этим материалом в данной ситуации близка с техникой работы в гуаше. Так как задание надо выполнять на стекле, предлагаю использовать фоторамку. Тогда по завершению работы ее можно еще и оформить. И это уже не просто рисунок на листе бумаги, который не приколешь дома к стене. Это вполне законченное и оформленное произведение, которым можно украсить интерьер дома, школы, класса.
Работая с пластилином, над творческими проектами, учащиеся будут развивать не только свою фантазию, но и мелкую моторику рук. А это в свою очередь будет содействовать развитию умственных способностей. “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. В.А. Сухомлинский
Предлагаю разработку урока в первом классе “Узоры на крыльях бабочки”, который раскроет технологию работы пластилином с учетом его цветовых качеств. Думаю, что опробовав его, учителя вероятнее всего разовьют эту идею, учитывая свои индивидуальные качества и способности школьников.
Практика показывает, что работа с пластилином школьникам нравится, предлагаю еще один вариант заданий, в котором можно совместить выразительные свойства пластилина – объем и цвет, выполнив коллективные творческие работы, которые станут итоговыми в конце четверти. Приложение
К работе прилагается фрагмент презентации, которую можно использовать как наглядный материал на первом уроке.
Цель:
- расширить знания о возможностях художественных материалов;
- активизировать любовь к творчеству.
Задачи:
учить
- воспринимать и передавать пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов;
- навыкам выделения сюжетного центра композиции, созданию определенного колорита;
развивать
- навыки работы художественными материалами (пластилином), творческую фантазию, художественный вкус;
- навыки самостоятельного подбора цветовых сочетаний;
воспитывать:
- аккуратность в работе и умение организовывать свое рабочее пространство.
Оборудование:
Материалы для ученика:
- тушь, тонкое перо,
- стеки, пластилин,
- рамка под фотографию со стеклом небольшого размера ( при ее выборе важно учитывать колорит будущей творческой работы).
- салфетки для рук.
Материалы для учителя:
Презентация “Волшебный пластилин”, выставка работ учащихся, таблица “Бабочки”, фотографии бабочек.
План
1. Организационная часть.
Для создания творческой атмосферы на выставочном стенде и на доске представлены творческие работы школьников из пластилина на разные темы, рисунки и фотографии бабочек.
Перед началом выполнения работы учащимся надо помочь разложить все художественные принадлежности на столе. Обратить внимание на вопросы по технике безопасности работы со стеклом. Предлагаю стекло закрепить в рамках и поверхность его не заполнять пластилином до самого края (на расстоянии 5 мм).
2. Основная часть урок.
Актуализация знаний.
Проанализировав с детьми, представленные на выставке работы школьников, учителю надо сделать вывод, обратив внимание ребят на то, что их красота зависит от многих факторов: от подбора большого количества оттенков пластилина в элементах композиции, от создания общего колорита, от оригинальной композиции. При этом центр сюжета можно выделить цветовым и тоновым контрастом.
Выполнение упражнений:
1. Создадим новый оттенок цвета.
Возьмем малиновый и синий цвет в разных пропорциях. Желательно не домешивать до однородного оттенка. Разводы добавят дополнительный эффект при нанесении пластилина на поверхность стекла.
2. Изменим тон цвета при помощи белого и черного цвета.
Последовательность выполнения задания лучше объяснять в процессе практической работы, которую выполняют учащиеся в течении двух уроков.
Объяснение последовательности выполнения задания.
1. За основу творческой работы возьмем рисунки бабочек, выполненные уроке, но внесем изменения. Представим что наша бабочка кружится над поляной цветов, поэтому внесем в композицию цветы, траву.
2. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь.
3. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Если же для композиции этот факт важен, рисунок надо предварительно перевести.
4. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для бабочки, цветов, листьев, травы. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Естественно, во время работы надо будет дополнять и дополнять пластилин еще, намешивая оттенки нужных цветов.
5. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Поэтому продумывайте направление движения пальцев. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так , что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый.
Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой.
Работа готова!
Итог урока.
Из опыта проведенных уроков, могу с уверенностью сказать, что главный итог - необыкновенное ощущение радости детей и учителя и большое желание вновь встретиться для работы с этим художественным материалом. Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работал с большим воодушевлением. Результат, как правило, отличный - все творческие работы получаются великолепными. Ребята довольны.
Проводим экспресс - выставку. Анализируя творческие работы желательно, чтобы ребята не просто отмечали понравившиеся изображения, а поясняли какое средство или прием повлияли на своеобразие работы, какие сочетания цвета наиболее интересны. Эти наблюдения помогут в будущих работах.
Тему “Бабочек” можно продолжить в 4 классе, предложив школьникам, выполнить задание творческой группой на формате А3. Композицию усложняем за счет увеличения элементов и площади работы. В группе надо выбрать старшего художника, который будет следить за подбором цвета и тона пластилина, распределением элементов между участниками.
Расширяя знания о возможностях художественных материалов, перед учащимися необходимо поставить более сложные задачи:
- умение использовать светотень,
- освоение метода упрощения форм ради художественной выразительности,
- продолжить обучать навыкам выделения сюжетного центра композиции,
- создания определенного колорита, передачи настроения через цвет.
Иллюстрация Натюрморт
Натюрморт Первый снег
Материалы:
- пластилин,
- основание – пластинка,
- лак.