При подготовке выпускников к ЕГЭ сталкиваемся с такой проблемой: многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении, поэтому необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9-х классах.
Чтобы организовать практическое повторение на уроках, мы проводим морфологические и синтаксические разборы. Организация разбора – трудный момент урока: к моменту проверки всегда находится в классе несколько учеников, которые с разбором не успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому начинаем проверять. Те, кто выполнил задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают их ответы в тетради. В конечном итоге в классе образуется группа учащихся, которая изо дня в день полностью не справляется ни с одним из разборов и (в лучшем случае) дописывает задания во время проверки.
Чтобы помочь каждому ребенку поверить в себя, в свои способности, использую морфологические тренажеры, которые разработаны на все части речи <см. Приложение – Морфологические тренажеры>.
Так выглядит тренажер “Имя существительное”.
Ученику необходимо выбрать правильный ответ из того, что написано жирным шрифтом, и отметить его каким-нибудь знаком, например крестиком.
Выбирая ответ, ученик не только выполняет практическую работу, но и повторяет теоретические сведения по морфологии. При этом учителю легко сделать так, чтобы грамматический материал был разнообразным, и его сложность возрастала. Так, например, для разбора можно дать слова одной части речи: атташе, в племени, (купить) шампунь, (плюшевый) медвежонок, с неряхой, в Москву, и другие, позволяющие ученику повторить разные грамматические формы имени существительного. В дальнейшем для разбора подбираем слова разных частей речи, когда рядом могут идти, например такие: три, пятый, семиэтажный, двойка и т.п. Как видно из примера, грамматический материал предполагает различение таких частей речи как, числительное количественное и порядковое, прилагательное и существительное. Помня, что наиболее низкие результаты экзаменуемые показывают при различении частиц, предлогов (особенно производных), местоимений различных разрядов, краткой формы прилагательного, форм степеней сравнения, включаем их в материал для разбора.
Кроме этого, при подборе материала для морфологического разбора необходимо особенно обратить внимание на такие темы:
- род несклоняемых имен существительных;
- формообразование имен существительных множественного числа, простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.
- склонение имен числительных, специфика сочетаемости собирательных числительных.
- разграничение функциональных омонимов.
Работая постоянно с такими словами как кенгуру, восьмьюстами, более сильный, тюль, простыня, ребенок не только запомнит их грамматические признаки, но и усвоит правила употребления в речи, что поможет ему справиться с заданием, проверяющим владение грамматическими (морфологическими) нормами, типа:
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- Пять апельсинов
- Наиболее решительнее
- В двухстах метрах
- На их территории
В конце каждого тренажера идут дополнительные сведения, которые помогают повторить темы, связанные с заданиями по культуре речи.
Например: несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду, несклоняемые одушевленные имена существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам), и к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных (атташе, какаду). Род несклоняемых имен существительных – географических названий определяется родом тех нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены (Тбилиси – город, Миссисипи – река)
Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, склоняются, если относятся к мужчинам, (кроме –их, ых), не склоняются, если относятся к женщинам ( ученика Шмидта, ученицы Шмидт).
Если при таких фамилиях стоит два мужских имени – они ставятся во множественное число, два женских – в единственное, мужское и женское – в единственное (Сергей и Дмитрий Шмидты, Людмила и Вера Шмидт, Людмила и Владимир Шмидт).
Повторяя морфологию, обязательно знакомим учащихся с заданиями ЕГЭ, где пригодятся им данные знания и умения. В первую очередь, это задания по морфологии: на базовом уровне (А10), и на повышенном уровне (В2) . Кроме этого, умение определять части речи понадобится для того, чтобы решать орфографические задачи, например:
А12 Укажите верное объяснение написания выделенного слова коше..ых трав. Ученику предстоит ответить на вопрос: Н или НН нужно написать в данном слове и почему? Для этого необходимо определить причастие это или отглагольное прилагательное?
А15 В каком ряду во всех словах пишется буква Я? Для выполнения этого задания требуется умение отличать глаголы I спряжения от II, чтобы написать окончания глаголов 3-го лица множественного числа, суффиксы действительных причастий настоящего времени. Изучение подобных правил должно быть связано с формированием у учащихся достаточно развитых грамматических представлений о частях речи в русском языке, об их изменении в нашей речи.
А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно (слитно). Выполнение данного задания предполагает умение учащихся различать функциональные омонимы, например союзы также, тоже, чтобы и местоимения с частицей так же, то же, что бы.
Анализируя задания ЕГЭ отмечаем, что большинство заданий предполагает работу со словами различных частей речи в пределах предложения. Поэтому знания морфологии потребуются и при выполнении заданий, связанных с синтаксическим и пунктуационным анализом.
А9. Укажите верную характеристику второго предложения текста. Ошибка в определении способа подчинительной связи может быть вызвана неумением отличать самостоятельные части речи от служебных (например, что – подчинительный союз и что – местоимение).
Задание В3 проверяет умение тестируемых находить в тексте словосочетание с требуемым видом подчинительной связи или определять вид связи в предложенном словосочетании, выбранном в одном из предложений текста.
Словосочетания со связью примыкание плохо находятся, так как ученики не помнят, что примыкать могут только неизменяемые части речи: наречия, неопределенная форма глагола, деепричастие. Затруднения возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания является местоимение любого разряда в предложно-падежной форме или местоименное наречие. Поэтому, подбирая грамматический материал для разбора словосочетаний, необходимо обращать внимание именно на эти части речи.
Отработать навык определения подчинительной связи помогает тренажер “Словосочетание”.
Определи главное и зависимое слова, укажи, чем они выражены, поставь вопрос от главного к зависимому. 1. По характеру главного слова: глагольные
именные
наречные 2. По способу связи: согласование
управление
примыкание Помни: примыкают только три части речи: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола. |
Знание морфологии тесно связано с синтаксическим анализом, например: задание В7. среди предложений 1–7 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.
Поэтому, при синтаксическом разборе, обозначая члены предложения, обязательно указываем, какой частью речи они выражены. А для повторения теоретического материала по синтаксису простого и сложного предложения используем синтаксические тренажеры.
Синтаксический тренажер “Простое предложение”
Синтаксический тренажер “Сложное предложение”.
Подбирая грамматический материал для работы на тренажере, следует обратить внимание на такие темы:
- простое предложение, осложненное, обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами;
- простое предложение, осложненное вводными и вставными конструкциями, обращениями;
- односоставные предложения;
- сложноподчиненное предложение с разными типами придаточных предложений;
- сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Использование тренажеров позволяет создать позитивный настрой ребенка на урок, освобождает ученика от нудной, однообразной работы, ему не нужно писать что-то в тетради, достаточно отметить необходимые пункты карандашом в самом тренажере, что помогает каждому ученику справиться с заданием и экономит много времени.
Работая с тренажером, ученик постепенно заучивает необходимый теоретический материал, у него отпадает необходимость искать дополнительную информацию, есть возможность самостоятельно добавлять те сведения, которые не знает.