Урок "Контроль как функция управления"

Разделы: Общепедагогические технологии


План:

I. Подготовка студентов к активному сознательному усвоению знаний.

II. Усвоение новых знаний с использованием технологии анализа конкретных ситуаций

III. Закрепление новых знаний

IV. Информация о домашнем задании

Цель: Сформировать знания о контроле как функции управления с использованием технологии "Анализ конкретной ситуации".

Задачи: выработать умение анализировать ситуацию, овладеть творческим мышлением; прививать умение по расшифровке причинно-следственных связей; прогнозировать решение; отстаивать личную точку зрения; формировать навыки группового сотрудничества.

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Использованная технология занятия: анализ конкретных ситуаций.

Связь с другими предметами: педагогикой, психологией.

Урок рассчитан на 90 мин.

Раздаточный материал: карточки с заготовленными шкалами, задание для работы у доски, карточки с ситуациями в печатном варианте; плакат с показателями ответа; "Правила контроля".

I. Ход урока

- Прежде чем приступить к основной части занятия, я предлагаю сдать карточки, на которых вы проставили баллы готовности к уроку (Приложение 1).

На предыдущих занятиях мы с вами приступили к изучению функций управления; выяснили, что существует цикл управления; определили, что входит в понятие "функции"; какая роль отводится планированию, организации; разобрались с теориями потребностей.

Задание:

Объяснить, что такое цикл управления, представить графически (можно предложить свой вариант), назвать его основные характеристики, доказать на примере из личного опыта действие цикла. Задание выполняется в паре "Помощь друга" (Приложение 2)

Параллельно с парой студентов, отвечающих у доски, провожу с остальной группой одну из видов дидактической игры "Терминологический марафон" (Приложение 3).

II. Функции отражают основное содержание управленческой деятельности. Мы знаем, что функция - это исполнение, роль, назначение, круг деятельности, обязанности, это отношения между управляющей системой и управляемым объектом.

Управление - процесс бесконечный. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. Как же руководству организации удается определить, достигло ли оно своих целей, как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала и как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации. Ответ прост. Все это достигается с помощью контроля. Контроль это процесс, с помощью которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Контроль - третий основной компонент (функция) управления, процесс получения и переработки информации о ходе и результатах процесса и принятия на ее основе управленческого решения. Контроль включает в себя наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности деятельности исполнителей.

Слово "контроль" как и слово "власть", рождает, скорее всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Поэтому контроль чаще всего понимается неправильно. Если спросить, что означает контроль для руководителя, то чаще всего люди ответят: это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе, это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то.

Предлагаю привести примеры контролирования и пережитых чувств по этому поводу из личного опыта.

Запись в тетрадях:

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Цели контроля:

  • своевременное определение отклонений, ошибок в работе организации;
  • нахождение путей устранения отклонений;
  • обобщение и распространение передового опыта работы.

Задачи контроля:

  • диагностика состояния предприятия;
  • обратная связь с работниками;
  • информирование работников;
  • мотивация;
  • изучение и распространение передового опыта (бенчмаркинг)

- Но контроль не ограничивается только негативными проявлениями. Представьте себе, что контроль полностью исключен. Что может произойти в этом случае с организацией?

Контроль очень важен для того, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Контроль - неотъемлемый элемент самой сущности организации. В процессе выполнения функции контроля руководитель сталкивается с важной проблемой перестановки акцента контроля с прошлого на будущее. Известный польский ученый Ковалевски С. отмечает, что "не подлежит сомнению, что лучше с 75% уверенности знать об ошибке, которая будет, чем со 100% уверенности обнаружить уже совершенную ошибку. На будущее можно воздействовать. Прошлое изменить нельзя".

Запись в тетрадях:

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов.

Запись в тетрадях:

Функция контроля - это характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Вот что написано в мудрой китайской книге "И. Цзинь" ("Книга перемен") еще 3 тыс. лет назад: "Когда умный человек видит, почему он добился успехов, он делает так снова. Когда же он видит свои ошибки, он не повторяет их".

Любая организация должна вовремя обнаружить свои ошибки и исправить их до того как, как они повредят достижению целей организации.

Положительная сторона контроля состоит в поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, мы отвечаем на вопрос: "Насколько мы продвинулись к поставленным целям?".

Раздаются карточки с ситуациями (Приложение 4)

Чтобы лучше разобраться в сущности контроля как функции управления, предлагаю разобрать две ситуации с помощью технологии "Анализ конкретных ситуаций". В настоящее время она получила еще одно название "Кейс-метод". Работа будет проходить в следующем режиме. В начале работы вы в течение 15 мин знакомитесь с предложенными ситуациями самостоятельно, принимаете решение. Затем группа делится на подгруппы по 4 (6) человек, выбирает лидера. В течение 20 мин. идет совместное обсуждение обеих ситуаций в группе и вырабатывается общее решение, которое представляет ваш лидер. Ответы оцениваются по показателям. Остальные группы внимательно слушают варианты решений, дополняют ответ, но не повторяют сказанное.

На доске вывешиваются показатели ответов:

  • доказательность;
  • научность;
  • уважительность;
  • точность;
  • лаконичность

В процессе работы над КС предлагаются следующие вопросы:

  1. Проанализируйте подходы к проведению контроля в ДОУ № 23 и № 34.
  2. Приведите аргументы в поддержку предложенных подходов к осуществлению контроля
  3. Определите, каковы недостатки просмотренных вариантов осуществления контроля.
  4. Предложите мероприятия по оптимизации представленных процедур контроля.
  5. Используя материалы ситуации, докажите, что контроль может являться как фактором вызывающим стресс, процедурой, которая ограничивает свободу творчества, так и фактором, мотивирующим к работе сотрудников ДОУ.

По ситуации 1 "Понимающий руководитель":

Найденные студентами положительные моменты записываются на доске для дальнейшей работы. В результате анализа ситуации они отказываются от них.

Выводы студентов:

  1. Руководитель не контролирует работу подчиненных, поэтому не знает об истинном положении дел в организации;
  2. Не выявляет ошибок и промахов;
  3. У заведующей нет оснований для вознаграждения;
  4. Руководитель опустился до уровня подчиненных;
  5. Руководитель не выполняет функцию контроля;
  6. В такой ситуации может вспыхнуть недовольство в коллективе, т.к. людей не устраивает "уравниловка";
  7. В работе могут появиться ошибки, которые будут иметь необратимые последствия;
  8. Такая ситуация действует разлагающе на часть коллектива. Можно предложить сменить заведующую ДОУ или пересмотреть ей свои взгляды на управление.

Предлагаю еще раз обдумать все высказанные аргументы, довести их до логического конца.

Выработка оптимального решения на основе групповых:

  • В данной ситуации полное отсутствие контроля может привести к невыполнению учебной программы, слабой подготовленности детей к школе, потере имиджа ДОУ, что может привести ДОУ к остановке развития;
  • В организации, где отсутствует основа для вознаграждения, не будет проявляться стремление к нововведениям, следовательно, она может остановиться в своем развитии;
  • Если в организации отсутствует контроль, и руководитель не знает, кого поощрять, а кого наказывать, то это может привести к конфликтной ситуации, которая выйдет за пределы ДОУ;
  • Руководитель, пренебрегая функцией контроля, не выполняет свои должностные обязанности. Если отсутствует контроль, то нарушается весь цикл управления. Если организацией не руководить, то она остановится в своем развитии или погибнет.

По ситуации 2 "Контроль-основа управления":

В предложенной ситуации студенты не находят положительных моментов.

Выводы студентов:

  • В данной ситуации присутствует только критика;
  • Нет реальных предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
  • Отсутствует мотивация у подчиненных;
  • Большое место в руководстве отводится контролю;
  • В страхе не рождается творчество;
  • У педагогов наблюдается подавленное настроение, которое передается детям и родителям;
  • У педагогов из-за постоянного стресса работа будет неэффективной, т.к. все силы будут ориентированы на контроль;
  • Руководитель ДОУ устраивает экзамены педагогам, которые уже имеют дипломы, следовательно, нарушает их права;
  • Нет основы для вознаграждения;
  • Руководитель ведет себя как деспот, не считается ни с чьими правами: Можно предложить сменить заведующую ДОУ или пересмотреть ей свои взгляды на управление.

Предлагаю еще раз обдумать все высказанные аргументы, довести их до логического конца.

Выработка оптимального решения на основе групповых:

  • Такой контроль не является эффективным, т.к. не выявляет то положительное, что есть в организации; он не направлен на предупреждение ошибок, а носит карательный характер;
  • Такой контроль делает людей пассивными, а в атмосфере страха нет места внедрению нового, а это приведет к остановке развития ДОУ;
  • Руководитель перегружает подчиненных контролем, который поглощает все их внимание, а это приведет к полному беспорядку и краху.
  • Ситуация может перерасти в конфликт, который выйдет за пределы ДОУ.
  • Здесь контроль не связан с другими функциями управлениями, значит, заведующая не выполняет свои должностные обязанности, нарушается цикл управления. А это приведет к ее распаду.
  • Основа управления - планирование, а остальные функции обеспечивают стратегическое и тактические планирование организации.

III. Вашему вниманию предложен материал под названием "Правила контроля" (Приложение 5)

Ознакомьтесь с правилами контроля. Прокомментируйте каждую позицию, используя примеры ситуаций "Контроль-основа управления", "Понимающий руководитель", примеры из жизни или личный опыт.

Ответы студентов.

IV. Домашнее задание предполагает различный уровень сложности. Домашнее задание написано на доске.

  • Уровень "А" (простой): практическое задание: самостоятельно выработать и написать в тетради 4-6 пунктов правил контроля.
  • Уровень "В" (средней сложности): практическое задание: Ответьте письменно, чем отличается контроль за осуществлением деятельности персонала и контроль за получением результатов? Почему контроль за получением результатов считают наиболее слабым местом в системе управления?
  • Уровень "С" (сложный): представьте в виде таблицы содержание деятельности менеджеров при выполнении ими функций планирования и контроля (6-8 пунктов)

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Студент перед занятием сдает преподавателю карточку, на которой проставлена фамилия и имя обучающегося и оценка по пятибалльной шкале его готовности и ожиданий. В конце занятия он сдает такую же карточку, в которой проставляет оценку удовлетворенности уроком. Это хороший способ самоанализа преподавателя, т.к. если сложить сумму ожиданий в начале урока и разделить на число студентов, то мы получим средний балл ожиданий, готовности и состояния всей группы, та же процедура в конце урока позволит определить соотношение и разницу между ожиданием и фактом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Студента (это, как правило, студент, испытывающий трудности в усвоении материала) вызываю к доске, предлагаю задание на карточке; он выбирает из группы того, в чьей помощи он нуждается, они берут тетради с записями лекций, учебник и остаются у доски, где в течение 10 мин идет подготовка. После этого студент в присутствии консультанта отвечает на задание. Если обучающийся справился с заданием, то и он и консультант получают оценку. Если ответ не удовлетворил или, то предлагаю ответить на вопрос желающим, а отвечающим предлагаю сесть на место.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа в парах. Студенты обмениваются словарями (словарь состоит из таблицы: название термина, его расшифровка) и начинают друг друга спрашивать. Опрос в объеме 10 терминов Засекаю время (5 мин, студенты ставят "+", если термин расшифрован верно, "-" - если неверно. Отдельно ведется учет: дата контроля, количество терминов, количество правильно названных терминов. По истечении времени, говорю: "Стоп!" По этой же схеме идет опрос второго студента.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Ситуация 1: "Понимающий руководитель"

"Не люблю, когда меня контролируют! Поэтому и сама избегаю контроля в управлении! Зачем контролировать взрослых людей, профессионалов, которые великолепно знают и выполняют свое дело? Контроль - это вчерашний день, сегодня главные приоритеты управления - полное доверие и сотрудничество!" - так охарактеризовала свое отношение к контролю Анна Вячеславовна, заведующая ДОУ № 23.

Контроль в этом детском саду редкий гость. Большинство воспитателей с трудом смогли вспомнить, когда руководитель последний раз интересовался ходом и результатами их работы. Педагоги отмечают, что иногда Анна Вячеславовна вскользь поинтересуется, как работается, может быть, затянет на минутку в группу, но специально организованных проверок она никогда не проводит.

Поначалу такое положение дел радовало воспитателей. Ситуация полного доверия, никакого надзора за деятельностью! Но сегодня часть педагогов говорят о том, что реализация контроля необходима для осуществления образовательного процесса в ДОУ. Они мотивируют это тем, что некоторые воспитатели не реализуют полностью программное содержание, часто сокращают время проведения прогулок и т.д. Хотя другая часть педагогического коллектива активно поддерживает взгляды заведующей на то, что контроль - это пережиток прошлого.

Ситуация 2: "Контроль - основа управления"

Заведующая дошкольным образовательным учреждением № 34 Маргарита Ивановна считает, что контроль - это начало начал в управлении.

"Что такое управление? Правильно, это постоянный, всеобъемлющий контроль. Как отказаться от контроля современному руководителю? Ведь он и основа для планирования, исходя из его результатов, можно определить, кого вознаградить за работу, а кого наказать, - размышляла заведующая. Контроль - это и средство борьбы с некомпетентностью педагогов. Вот у меня по результатам контроля не один педагог уже был уволен. Мне сразу видно, кто не хочет и не умеет работать!"

Отводя большое место реализации данной функции, Маргарита Ивановна каждый день осуществляет контроль работы педагогов. Так, утро каждого понедельника в саду начинается с проведения рабочего совещания, где педагоги отчитываются в готовности к работе на этой неделе, предоставляют на утверждение конспекты всех последующих занятий и мероприятий с детьми. Вторник и среду заведующая посвящает посещению групп и анализу образовательного процесса. По четвергам Маргарита Ивановна проводит "экзамен", выявляя уровень профессиональной компетентности педагогов. Пятница - это день подведения итогов работы за неделю на очередном рабочем совещании. Маргарита Ивановна довольна своей "системой всеобъемлющего контроля".

Вот только педагоги с усталостью и обреченностью говорят о том, что устали от формальных многочасовых совещаний, на которых только констатируются их промахи, неудачи, затруднения и отсутствуют реальные предложения по совершенствованию работы. Воспитатели отмечают, что вторник и среда - это "черные дни" календаря, поскольку после посещения Маргаритой Ивановной групп и ее сокрушительного анализа занятий хочется уволиться (многие так и поступили). Но "лидером контроля" является экзамен, который проводится по четвергам. Это любимое нововведение Маргариты Ивановны. Она разрабатывает экзаменационные вопросы по педагогике и психологии, ставит оценки воспитателям, задает домашние задания, на выполнение которых требуется потратить все выходные. На вопрос "Что такое контроль?" большинство педагогов данного детского сада отвечают, что это - стресс, усталость, ненужные затраты времени и сил.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Правила контроля

Г.Шредер разработал правила, или рекомендации, которых необходимо придерживаться при проведении контроля, для того чтобы уменьшить его возможные негативные проявления:

  • сотрудник должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на рабочий процесс;
  • сотрудник должен знать, что именно контролируется;
  • контролировать следует открыто;
  • осуществлять контроль надо за результатом, а не за действиями;
  • при организации контроля следует ограничиваться существенными моментами;
  • осуществляя контроль необходимо придерживаться товарищеского тона при общении;
  • при доведении рабочих указаний особое внимание следует уделять изложению признаков контроля;
  • надо постоянно иметь в виду целевую установку контроля, не позволять ему превратиться в самостоятельную функцию;
  • контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса;
  • необходимо обосновывать контроль, делать понятной его цель;
  • следует делегировать ответственность.