Цель урока: Дать понятие об основах моделирования уроков музыки.
Задачи урока:
- Обучающие: продолжить обучение моделированию уроков музыки; добиться усвоения структуры комбинированного урока музыки.
- Развивающая: способствовать развитию интереса к процессу моделирования уроков.
- Воспитательная: воспитывать коммуникабельность посредством совместной работы в микрогруппах.
Рекомендуемый музыкальный материал. Б. Савельев "Неприятность эту мы переживем", А. Новиков "Смуглянка", Е. Кузнецов "Топотушки", Р. Паулс "Колыбельная", Чешская полька, В. Шаинский "Песня крокодила Гены", М. Блантер "В лесу прифронтовом", Б. Савельев "Смешной человечек", "Во поле береза стояла", "Солдатушки", Д. Кабалевский "Маленькая полька", Е. Кузнецов "Русские танцы для баяна", М. Кюсс "Амурские волны", И. Иванович "Дунайские волны", Л. Бетховен "Сурок", Б. Савельев "Если добрый ты", И. Бах "Шутка", Э. Григ "Утро", В. Моцарт "Экспозиция 1 части симфонии № 40", П. Чайковский "Осенняя песня", О. Юдахина "Дождик", "Романс неизвестного автора".
I этап урока. Организация начала урока.
Цель: организация усвоения материала, запланированного по теме.
Звучит музыкальное приветствие-импровизация: "Здравствуйте - вам!" - "Здравствуйте!"
Учитель. С какой добротой вы произнесли слово "здравствуйте", и это замечательно. С таким лиричным настроением мы приступаем к работе.
II этап. Сообщение темы.
Цель: формулировка главной цели урока.
Давайте озвучим тему урока (название темы на доске).
Студенты. Основы моделирования уроков музыки.
Учитель. Вслушайтесь в каждое слово: "Основы (пауза) моделирования (пауза) уроков музыки".
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Студенты. Об основах моделирования уроков, о понимании данных основ.
Учитель. Попытайтесь сформулировать цель урока музыки.
Студенты. Понять основы моделирования уроков музыки, сформировать знания, умения, навыки моделирования.
Учитель. Вы правы, цель занятия - "Дать понятие об основах моделирования уроков музыки".
III этап. Повторение учебного материала по теме: "Типы и структура урока музыки".
Цель: активизация знаний по структуре и типам уроков музыки.
А теперь вспомните: на прошлом занятии мы из дидактических деталей педагогического конструктора построили урок музыки. Какой строительный материал нам для этого потребовался?
Студенты. Этапы структуры: начало урока; сообщение темы; объяснение нового материала; осмысление учебного материала; обобщение знаний, умений, навыков; итог урока; домашнее задание.
Учитель: Вот этот материал (на доску вывешивается плакат).
Начало урока |
Сообщение темы |
Объяснение нового материала |
Осмысление учебного материала |
Обобщение ЗУНов |
Итог урока |
Д/З |
Вы правы, каждый названный вами структурный компонент является своеобразным кирпичиком конструктора урока музыки. Используя разный порядок этих кирпичиков, мы с вами строили разные структуры уроков, и значит, получали разные типы уроков музыки. От чего зависит тип урока?
Студенты. От цели и ведущих задач.
Учитель. Что заставляет учителя менять структурные компоненты урока?
Студенты. Цель, которую он перед собой ставит.
Учитель. В связи с этим можно выделить следующие типы уроков музыки (учитель жестом руки показывает возможность студентам продолжить данное предложение, но через несколько секунд останавливает: "Стоп! Не произносите пока ни одного слова. Для проверки знания типов уроков музыки для вас приготовлено другое задание").
- Сейчас я попытаюсь продемонстрировать определенные этапы уроков музыки, вы смотрите, слушаете, думаете, исполняете роль младших школьников, а потом отвечаете на вопрос: "На каком типе урока музыки преимущественно может быть использован этот компонент?" (Приложение1 Фрагменты уроков, предлагаемые студентам)
Беседа со студентами по каждому из фрагментов по вопросам:
На каком типе урока может быть по преимуществу использован этот компонент?
Обоснуйте своё мнение, почему вы так считаете.
Учитель. Мы увидели 6 типов уроков музыки. Они перед вами.
Организационный урок |
Урок изучения нового материала |
Урок закрепления учебного материала |
Урок повторения учебного материала |
Контрольный урок |
Урок коррекции |
Вспомните педагогику и скажите, единственной ли в дидактике и методике обучения является предложенная вам классификация уроков?
Какие еще типы уроков существуют?
Этот тип урока является ведущим в общеобразовательной школе. Он предусматривает единство всех ведущих структурных компонентов других уроков. Он как бы связывает, согласовывает, комбинирует все элементы вместе. Назовите данный тип урока.
Студенты. Это комбинированный урок.
Учитель. Вы правы, такой урок позволяет решить задачи организации деятельности, подачи новых знаний, задачи повторения и закрепления, контроля и коррекции. И не секрет, что в школе в основном используется комбинированный тип урока музыки. Обратившись к специальной литературе, мы можем встретить и такую классификацию типов уроков музыки:
Урок введения темы |
Урок углубления темы |
Урок обобщения темы |
Скажите, данные классификации типов уроков музыки противоречат друг другу или нет?
Студенты. Противоречия здесь нет.
Учитель. Почему, объясните.
Студенты. Потому, что урок введения темы равносилен организационному уроку и уроку изучения нового материала; урок углубления темы = урокам закрепления и повторения; урок обобщения = контрольный урок и урок коррекции.
Учитель. Вы правы, урок введения темы может включать в себя компоненты организации деятельности и изучения нового материала. Урок углубления темы - компоненты закрепления и повторения. Урок обобщения темы - компоненты контроля и коррекции. Из вышеперечисленных компонентов рождается комбинированный урок. Это урок, представляющий единство компонентов всех типов уроков музыки.
IV этап. Формирование навыков моделирования уроков музыки.
Цель: сформировать навыки моделирования уроков.
Учитель. Возьмем за основу одну классификацию, например, предложенную автором Затяминой Татьяной Анатольевной и спросим себя: "Что такое модель урока музыки?".
Обратимся к справочным материалам и попробуем найти определение слова "модель" (учитель проговаривает шепотом: "возможно, это будет всего лишь одно слово"), имеющее непосредственное отношение к теме нашего урока. Работать будем по группам. Класс делится на 2 группы по 10 человек. Справочные материалы (Приложение 2)
На выполнение работы отводится 1-2 минуты урока.
Учитель. Работа завершена. Какое определение слова "модель", вы выбрали? (Выступления представителей групп). Вы правы, модель - это образец. Это основа для нанизывания содержания структурных компонентов урока музыки.
Сегодня мы попробуем показать свои модели фрагментов уроков музыки. (Проверка домашнего задания). Но прежде обратимся к рабочему листу с таблицей. Вы видите, это анализ фрагментов урока музыки.
Анализ фрагментов урока | Фрагмент № 1 | Фрагмент № 2 | Фрагмент № 3 |
Тема урока: "ЛАД" (2класс) |
|||
1. Определите цель урока | |||
2. Укажите тип урока | |||
3. Сформулируйте задачи каждого фрагмента урока | |||
4. Зафиксируйте этапы и форму демонстрации фрагментов | |||
5. Перечислите виды музыкальной деятельности, запланированные в каждом фрагменте | |||
6. Укажите, что получилось | |||
7. Укажите, что не получилось | |||
8. Сделайте общий вывод |
Объясняю задание. Мы смотрим представленный группой фрагмент урока и ведем рабочие записи в данном листе. Каждый представитель группы объявляет тему урока, но не озвучивает цель урока и задачи своего фрагмента.
Просмотр трёх фрагментов урока музыки. (Приложение 3. Проверка домашнего задания). Анализ фрагментов уроков, подготовленных группами в качестве домашнего задания.
Учитель. А теперь послушайте меня очень внимательно. Чтобы анализ урока не превратился в критиканство, сначала мы должны научиться понимать замысел автора, т.е. понимать происходящее здесь и сейчас.
Поэтому, сейчас мы постараемся задать друг другу вопросы на понимание. Они будут начинаться так: "Правильно ли я вас поняла, что :". Продолжением могут быть следующие слова: "целью данного урока является формирование музыкальных понятий "лад", "мажор", "минор"; "формой демонстрации первого фрагмента был показ"; "целью третьего этапа 2 фрагмента является обобщение полученных знаний" и т.д.
Каждый студент высказывает собственное мнение по вопросу понимания продемонстрированных фрагментов.
Какие еще вопросы на понимание у вас есть? Проговорите их друг другу. (Обсуждение в группах. Ответы студентов).
Теперь мы можем сказать, что поняли происходящее? (Да).
V этап. Итог урока.
Цель: подведение итога урока музыки.
Учитель. - Давайте подведем итог урока. От чего зависит эффективность урока музыки?
Студенты. От осознания цели и задач урока.
Учитель. Без каких условий урок не сможет состояться? (Учитель обращает внимание на схемы структуры и типов уроков на доске, на таблички со словами: "показ", "рассказ", "схема").
Студенты.
- БЕЗ осознания структуры урока и его типов;
- понимания форм демонстрации урока: показа, рассказа, схемы, и (дополнение педагога) обязательного знания методов и приемов музыкального обучения и воспитания;
- "живого исполнения" музыкальных произведений (при затруднении проговаривания данного условия учитель исполняет фрагмент любого произведения на музыкальном инструменте);
- эмоциональной атмосферы урока музыки (учитель пантомимой, жестами, движениями эмоционально демонстрирует атмосферу урока музыки).
Учитель. Объясните, могут ли данные условия иметь непосредственное отношение к основам моделирования уроков музыки?
Что будет являться главным фундаментом для постройки модели урока музыки? (Осознание главной цели и задач урока, основ моделирования).
Можно ли сказать, что мы достигли цели, которую поставили в начале занятия? Проговорите её.
Какие фрагменты урока вам понравились больше всего, потому вам хотелось бы их еще раз увидеть, услышать или даже самим продемонстрировать?
Как вы считаете, что у нас получилось?
Если в следующий раз мы будем заниматься моделированием уроков музыки, что мы должны учесть, чтобы было лучше?
Как эти основы, эти знания вам могут пригодиться в дальнейшей практической деятельности?
И главный вопрос нашего двухчасового урока музыки: "Зачем состоялся сегодня урок музыки?".
Студенты. Чтобы понять основы моделирования уроков музыки и в дальнейшем применять их на практике.
А теперь давайте немножко отдохнем, закроем глаза, послушаем прекрасную музыку романса неизвестного автора (из фонохрестоматии 1 класса; авторы программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) и вспомним всё то, о чем мы говорили сегодня на уроке. (Во время звучания обаятельно-чувственной, сентиментально-бархатной музыки, учитель тихо прикрепляет к доске готовые, разнообразные по форме, бумажные аппликации).
Откройте, пожалуйста, глаза и посмотрите на доску. Опорные слова урока превратились в какой-то очень оригинальный рисунок (Рисунок 1). Какие ассоциации он у вас вызывает?
Студенты. Город музыки; музыкальная страна; природная, звуковая атмосфера музыки.
Учитель. Великий педагог, профессор, доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили сказал: "Учитель - это исполнитель педагогической мелодии урока". И конечно, очень хочется, чтобы мелодии ваших уроков стали полнозвучными, жизнеутверждающими, величественными, необыкновенно-гармоничными и самостоятельными мелодиями любви, добра, творчества, мудрости, взаимопонимания и уважения к детям. Чтобы они смогли заполонить каждый дом, улицу, город необыкновенно-выразительной страны под названием "Музыка". А завершить урок я хочу пожеланиями:
Пусть нежным взглядом, мягким жестом
Начнется первый ваш урок.
С улыбки искренней, сердечной
Родится школьный диалог.
И полетят слова, как птицы,
Кружась в небесной высоте,
Перекликаясь с умной мыслью
И с юморинкой на лице.
Пусть ни один кирпичик злости
Не разобьет окно надежд.
А лишь укажет путь - дорожку
В страну невиданных чудес.
Где моделируют уроки
Легко и быстро каждый день.
Где конструируют фундамент,
Забыв усталость и немую лень.
Где беззаботно солнце светит
И звуки радостно поют.
Мечтами полон город этот
Искусством музыки его зовут.
Так пусть же разноликим тембром
Взорвется ваш педагогический талант.
Ступайте смело в мир познаний,
В мир творческих и жизненных удач.
Большое спасибо за хорошую работу на уроке.
VI этап урока. Домашнее задание.
Цель: закрепление знаний по основам моделирования уроков музыки.
Учитель. Домашним заданием будет смоделировать весь урок музыки.