Основные классы неорганических соединений и Алтайский край

Разделы: Химия


Цель урока:

  • образовательная: используя учебный материал курсов химии, биологии, географии, экологии и истории систематизировать знания об основных классах неорганических соединений, обеспечить практическую ориентацию предмета, его связи с другими предметами: географии, экологии, истории и биологии;
  • развивающая: развивать логическое мышление, приобщать к научному методу; формировать убеждение учащихся в познаваемости материального мира, в существовании причинно- следственных связей между строение и свойствами;
  • воспитательная: содействовать патриотическому воспитанию, раскрывая материал о полезных ископаемых Алтайского края; развивать познавательный интерес учащихся к предметам химия, география, история, биология через их прикладной характер.

Требования к уровню подготовки учащихся по химии:

Учащиеся должны:

  1. Называть вещества по их химическим формулам.
  2. Определять принадлежность веществ к определенному классу, типы химических реакций.
  3. Характеризовать: химические свойства веществ различных классов неорганических соединений, химическое загрязнение окружающей среды.
  4. Объяснять: формулы веществ различных классов неорганических соединений, уравнения химических реакций различных типов.
  5. Следовать правилам: пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием.

Оборудование: наборы полезных ископаемых Алтайского края, карта Алтайского края Наборы веществ "Классы неорганических соединений" Выставка книг - справочников.

План урока

  1. Химия. "Химическая лаборатория дома" (эксперимент - действие индикаторов и химические свойства). Правила по ТБ.
  2. География. "Алтай - жемчужина Сибири" (составить формулы)
  3. История. "История исследования Алтая"
  4. Биология. "Экологическая экспертиза" (закончить уравнения реакций и определить типы химических реакций)

Структура урока

Организационный момент

Раздача каждому ученику по 1 кругу "Мое настроение до урока". Рисуют мордашку, но вместо рта ставят 15 точек: по 5 в 3 ряда

Вступительное слово учителя. Сообщает цель и план урока.

Мотивация

Вопрос: на какие группы делят неорганические вещества? Зачем нужны эти знания?

Работа с наборами полезных ископаемых Алтайского края, "Классы неорганических соединений".

Задание: Распределите вещества по классам и заполните таблицу "Классификация неорганических веществ"

Выполнение учащимися индивидуально и по группам устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе практической ориентации предмета и его связи с другими предметами.

1) Химия. "Химическая лаборатория дома" (эксперимент - действие индикаторов и химические свойства). Правила по ТБ.

Информационная карта

Дома очень много различных веществ. Одни из них проявляют кислотные свойства, другие щелочные, а третьи нейтральные. Есть вещества - указатели (индикаторы), например, варенье из смородины. При использовании продуктов необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Задание:

1. Провести анализ данных веществ с помощью индикаторов (лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина). Определить, к какому классу принадлежат (простокваша, щёлок, вода).

№ пробы индикатор наблюдение название

вещества

№ 1

№ 2

№ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Демонстрация результатов опыта.

3. Какие Правила в стихах вы знаете?

"Химические страсти"

Ничего не могу я поделать с собой:
Как едкая щёлочь от страха синею.
А с кислотой совершенно другой,
От пылкой любви мгновенно краснею (лакмус).

Как на прогулке от мороза,
От кислоты я стану розов,
А в щёлочи мой вид смешон,
Я сразу ЖЁЛТЫЙ как лимон (метилоранж)
Фенолфталеиновый в щёлочи малиновый.

Задание. Закончите уравнение реакции и укажите тип реакции:

Образование углекислого газа при горении дров С + O2 = ?

Реакция при открывании бутылки с газированной водой H2CO3 = ? + ?

Гашение питьевой соды. NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O

Потемнение фотоплёнки и фотобумаги при засвечивании. AgCl = Ag + Cl2

Ржавление железа. Fe + O2 + H2O = Fe(OH)3

Взаимодействие гидроксида алюминия с соляной кислотой в желудке при приеме лекарств, снижающих кислотность желудочного сока ? + ? = AlCl3 + H2O

Получение компонента зубной пасты - фторида олова (II) Sn + HF = SnF2 + ?Образование накипи в чайнике при кипячении жесткой воды

Ca(HCO3)2 = CaCO3 + ? + CO2

Для получения строительной извести CaO + H2O = ?

При обеззараживании ран, обесцвечивании волос H2O2 = H2O + O2

При действии огнетушителя идет образование CO2.

Na2CO3 + HCl = H2O + ? + NaCl

Для травления металла получают "травленую кислоту" по реакции

HCl + Zn = ? + ?

Ответы: 1) С + O2 = СO2 2) H2CO3 = H2O + CO2 3) NaHCO3 + HCl = =NaCl + CO2 + H2O 4) 2AgCl = 2Ag + Cl2 5) 2Fe + 3O2 + 3H2O = =2Fe(OH)3 6) Al(OH)3 + 3HCl = =AlCl3 + 3H2O 7) Sn + 2HF = SnF2 + H2 8) Ca(HCO3)2 =CaCO3+ + H2O + CO2 9) CaO + H2O = =Ca(OH)2 10) 2H2O2 = 2H2O + O2 11) Na2CO3+2HCl=H2O+ +2NaCl + CO2 12) 2HCl + Zn=ZnCl2 + H2

2) География. "Алтай - жемчужина Сибири" (составить формулы)

Информационная карта

Алтайский край - один из горнорудных районов России. Первые примитивные разработки медной руды начались более 2,5 тыс. лет назад. В 1719-1721 гг. русские рудознатцы в верховьях Чарыша и Алея обнаружили залежи медных руд, разработка которых связана с именем уральского заводчика А.Н. Демидова. Известно более 400 месторождений полиметаллических руд с содержанием меди, свинца, золота, олова и т.д. Здесь известны различные виды строительного сырья: известняки, облицовочные камни. В Кулунде большое количество бессточных минерализованных озер.

Задание. Игра "Термины-синонимы"

Переведите на химический язык названия веществ и укажите их химическую формулу.

1. Вода а) NaCl
2. Поваренная соль b) H2O
3. Мрамор c) CaCO3
4. Гипс d) CaSO4 * 2H2O
5. Бурый уголь e) Al2O3
6. Бокситы f) Na2CO3
7. Песок g) SiO2
8. Сода h) C.

Ответы

1.- b 2. - а 3. - с 4. - d 5. - h 6. - e 7. - g 8. -f

Задание: составить формулы солей, которые образуют минеральную воду "Касмалинская", используя этикетки этой воды. Где производится эта вода? Покажите на карте.

3) История. "История исследования Алтая"

Информационная карта

Отрыть дорогу в Сибирь русским людям удалось после похода Ермака в 1581г. Сведения о Рудном Алтае, собираемые первопроходцами доходили до центра России. Открытиями воспользовался уральский заводчик А.Н. Демидов, основавший на Алтае в 1729г. металлургическое производство. Систематически научные исследования велись с начала XVIII века.

Блиц-вопросы:

  1. Известный немецкий ученый, исследовавший Алтай в начале XIX века, и составивший геологическую карту Алтая.
  2. Изобретатель паровой машины.
  3. Крупнейший предприниматель Барнаула в начале XX века.
  4. Основатель первого завода в крае.
  5. Он открыл дорогу в Сибирь.
  6. Первооткрыватель рудных месторождений на Алтае.
  7. Поселок, возле которого находился первый на Алтае завод и изготовлена самая большая в мире ваза - "царица ваз".
  8. Массовое освоение нераспаханных земель 50-е годы XX века.

Ответы:

1. А. Гумбольдт. 2. Ползунов И. 3. Морозов. 4. А.Н. Демидов. 5. Ермак. 6. С. Костылев.

7. Колывань. 8)Целина.

4) Биология. "Экологическая экспертиза" (закончить уравнения реакций и определить типы химических реакций)

Информационная карта

За 300 лет освоения ресурсов края существенным образом изменился первозданный облик природы края. Распаханы миллионы гектаров пашни, вырублены леса, сократилась численность животных и растений. Все это требует серьезного пересмотра отношения человека к окружающей природе и ее ресурсам.

Задание: Закончите уравнения реакций и укажите тип реакции.

При контакте диоксида азота, оксида серы с влажной поверхностью легких происходит образование сернистой, азотной и азотистой кислот, которые поражают альвеолярную ткань.

SO2 + O2 = SO3

SO3 + ? = ?

SO2 + ? = H2SO3

NO2 + H2O=HNO2+?

В организме может происходить образование солей азотной кислоты: нитратов, которые вызывают изменение в составе крови и могут стать причиной снижения иммунитета.

NaCl + HNO3 = ? + ?

При горении угля, дров образуется углекислый газ.

C + O2 = ?

Аэрозоли серной и сернистой кислот приводят к конденсации водяного пара атмосферы и становятся причиной кислотных осадков (дожди, туманы, снег). Кислотные дожди наносят вред лесам - развивается суховершинность, гибнет часть кроны, у листьев повреждаются оболочки устьичных клеток.

H2SO3 + O2 = H2SO4

Почвы, содержащие карбонаты, способны, до определенного предела, нейтрализовать поступающую кислоту.

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2+H2O

Ответы:

1)2SO2 + O2 = 2SO3

Р. соединения

SO3 + H2O = H2SO4

Р. соединения

SO2 + H2O = H2SO3

Р. соединения

2NO2 + H2O == HNO2+ HNO3

Р. Обмена

2) NaCl + HNO3 = NaNO3 + HCl

Р. обмена

3) C + O2 = CO2

Р. соединения

4)2H2SO3 + O2 = 2H2SO4

Р. соединения

5) Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + СO2+H2O

5).Проверка выполнения работ, корректировка. За правильно выполненное задание - жетон. Услуга за подсказку - изымается жетон.

6). Формулирование выводов по изученному материалу

Неорганические соединения делятся на 4 группы.

Полученные знания можно использовать на уроках географии, истории.

7).Оценка результатов урока. Подсчитывают жетоны. Выставляется оценка

8).Подведение итогов. Выполнение тестового задания "Улыбка". Чем богат Алтайский край?

Задание: выбрать правильный ответ и поставить точку, а затем соединить одной линией

  1. Самое большое озеро Алтайского края состоит из этого оксида (Кулундинское)
  2. Наше село богато эти полезным ископаемым - кремнезёмом.
  3. Эксплуатация месторождений этой минеральной соли (оз. Бурлинское) начата в 1768 году.
  4. Это строительное сырьё относится к неметаллическим ископаемым.
  5. Одно из ценнейших природных богатств недр края - минеральные подземные воды.

Ответ: а) H2O б) SiO2 в) NaCl

При правильно выполненном задании на мордашке получится улыбка

"Моё настроение после урока"

9). Рефлексия. Что повторили? Что было в работе сложным? Что было сделать легко?

10). Задание на дом. Выбор индивидуальных заданий.

Литература

  1. Занимательное краеведение \Составители: Н.Б. Козлова, Н.В. Батлук. - Барнаул: АКДЭЦ, 2003. -23с.
  2. Энциклопедия Алтайского края в двух томах. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, т.1, 1995.