Цель урока:
Требования к уровню подготовки учащихся по химии:
Учащиеся должны:
- Называть вещества по их химическим формулам.
- Определять принадлежность веществ к определенному классу, типы химических реакций.
- Характеризовать: химические свойства веществ различных классов неорганических соединений, химическое загрязнение окружающей среды.
- Объяснять: формулы веществ различных классов неорганических соединений, уравнения химических реакций различных типов.
- Следовать правилам: пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием.
Оборудование: наборы полезных ископаемых Алтайского края, карта Алтайского края Наборы веществ "Классы неорганических соединений" Выставка книг - справочников.
План урока
- Химия. "Химическая лаборатория дома" (эксперимент - действие индикаторов и химические свойства). Правила по ТБ.
- География. "Алтай - жемчужина Сибири" (составить формулы)
- История. "История исследования Алтая"
- Биология. "Экологическая экспертиза" (закончить уравнения реакций и определить типы химических реакций)
Структура урока
Организационный момент
Раздача каждому ученику по 1 кругу "Мое настроение до урока". Рисуют мордашку, но вместо рта ставят 15 точек: по 5 в 3 ряда
Вступительное слово учителя. Сообщает цель и план урока.
Мотивация
Вопрос: на какие группы делят неорганические вещества? Зачем нужны эти знания?
Работа с наборами полезных ископаемых Алтайского края, "Классы неорганических соединений".
Задание: Распределите вещества по классам и заполните таблицу "Классификация неорганических веществ"
Выполнение учащимися индивидуально и по группам устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе практической ориентации предмета и его связи с другими предметами.
1) Химия. "Химическая лаборатория дома" (эксперимент - действие индикаторов и химические свойства). Правила по ТБ.
Информационная карта
Дома очень много различных веществ. Одни из них проявляют кислотные свойства, другие щелочные, а третьи нейтральные. Есть вещества - указатели (индикаторы), например, варенье из смородины. При использовании продуктов необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Задание:
1. Провести анализ данных веществ с помощью индикаторов (лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина). Определить, к какому классу принадлежат (простокваша, щёлок, вода).
№ пробы | индикатор | наблюдение | название вещества |
№ 1 № 2 № 3 |
|
|
|
2. Демонстрация результатов опыта.
3. Какие Правила в стихах вы знаете?
"Химические страсти"
Ничего не могу я поделать с собой:
Как едкая щёлочь от страха синею.
А с кислотой совершенно другой,
От пылкой любви мгновенно краснею (лакмус).Как на прогулке от мороза,
От кислоты я стану розов,
А в щёлочи мой вид смешон,
Я сразу ЖЁЛТЫЙ как лимон (метилоранж)
Фенолфталеиновый в щёлочи малиновый.
Задание. Закончите уравнение реакции и укажите тип реакции:
Образование углекислого газа при горении дров С + O2 = ?
Реакция при открывании бутылки с газированной водой H2CO3 = ? + ?
Гашение питьевой соды. NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O
Потемнение фотоплёнки и фотобумаги при засвечивании. AgCl = Ag + Cl2
Ржавление железа. Fe + O2 + H2O = Fe(OH)3
Взаимодействие гидроксида алюминия с соляной кислотой в желудке при приеме лекарств, снижающих кислотность желудочного сока ? + ? = AlCl3 + H2O
Получение компонента зубной пасты - фторида олова (II) Sn + HF = SnF2 + ?Образование накипи в чайнике при кипячении жесткой воды
Ca(HCO3)2 = CaCO3 + ? + CO2
Для получения строительной извести CaO + H2O = ?
При обеззараживании ран, обесцвечивании волос H2O2 = H2O + O2
При действии огнетушителя идет образование CO2.
Na2CO3 + HCl = H2O + ? + NaCl
Для травления металла получают "травленую кислоту" по реакции
HCl + Zn = ? + ?
Ответы: 1) С + O2 = СO2 2) H2CO3 = H2O + CO2 3) NaHCO3 + HCl = =NaCl + CO2 + H2O 4) 2AgCl = 2Ag + Cl2 5) 2Fe + 3O2 + 3H2O = =2Fe(OH)3 6) Al(OH)3 + 3HCl = =AlCl3 + 3H2O 7) Sn + 2HF = SnF2 + H2 8) Ca(HCO3)2 =CaCO3+ + H2O + CO2 9) CaO + H2O = =Ca(OH)2 10) 2H2O2 = 2H2O + O2 11) Na2CO3+2HCl=H2O+ +2NaCl + CO2 12) 2HCl + Zn=ZnCl2 + H2
2) География. "Алтай - жемчужина Сибири" (составить формулы)
Информационная карта
Алтайский край - один из горнорудных районов России. Первые примитивные разработки медной руды начались более 2,5 тыс. лет назад. В 1719-1721 гг. русские рудознатцы в верховьях Чарыша и Алея обнаружили залежи медных руд, разработка которых связана с именем уральского заводчика А.Н. Демидова. Известно более 400 месторождений полиметаллических руд с содержанием меди, свинца, золота, олова и т.д. Здесь известны различные виды строительного сырья: известняки, облицовочные камни. В Кулунде большое количество бессточных минерализованных озер.
Задание. Игра "Термины-синонимы"
Переведите на химический язык названия веществ и укажите их химическую формулу.
1. Вода | а) NaCl |
2. Поваренная соль | b) H2O |
3. Мрамор | c) CaCO3 |
4. Гипс | d) CaSO4 * 2H2O |
5. Бурый уголь | e) Al2O3 |
6. Бокситы | f) Na2CO3 |
7. Песок | g) SiO2 |
8. Сода | h) C. |
Ответы
1.- b 2. - а 3. - с 4. - d 5. - h 6. - e 7. - g 8. -f
Задание: составить формулы солей, которые образуют минеральную воду "Касмалинская", используя этикетки этой воды. Где производится эта вода? Покажите на карте.
3) История. "История исследования Алтая"
Информационная карта
Отрыть дорогу в Сибирь русским людям удалось после похода Ермака в 1581г. Сведения о Рудном Алтае, собираемые первопроходцами доходили до центра России. Открытиями воспользовался уральский заводчик А.Н. Демидов, основавший на Алтае в 1729г. металлургическое производство. Систематически научные исследования велись с начала XVIII века.
Блиц-вопросы:
- Известный немецкий ученый, исследовавший Алтай в начале XIX века, и составивший геологическую карту Алтая.
- Изобретатель паровой машины.
- Крупнейший предприниматель Барнаула в начале XX века.
- Основатель первого завода в крае.
- Он открыл дорогу в Сибирь.
- Первооткрыватель рудных месторождений на Алтае.
- Поселок, возле которого находился первый на Алтае завод и изготовлена самая большая в мире ваза - "царица ваз".
- Массовое освоение нераспаханных земель 50-е годы XX века.
Ответы:
1. А. Гумбольдт. 2. Ползунов И. 3. Морозов. 4. А.Н. Демидов. 5. Ермак. 6. С. Костылев.
7. Колывань. 8)Целина.
4) Биология. "Экологическая экспертиза" (закончить уравнения реакций и определить типы химических реакций)
Информационная карта
За 300 лет освоения ресурсов края существенным образом изменился первозданный облик природы края. Распаханы миллионы гектаров пашни, вырублены леса, сократилась численность животных и растений. Все это требует серьезного пересмотра отношения человека к окружающей природе и ее ресурсам.
Задание: Закончите уравнения реакций и укажите тип реакции.
При контакте диоксида азота, оксида серы с влажной поверхностью легких происходит образование сернистой, азотной и азотистой кислот, которые поражают альвеолярную ткань.
SO2 + O2 = SO3
SO3 + ? = ?
SO2 + ? = H2SO3
NO2 + H2O=HNO2+?
В организме может происходить образование солей азотной кислоты: нитратов, которые вызывают изменение в составе крови и могут стать причиной снижения иммунитета.
NaCl + HNO3 = ? + ?
При горении угля, дров образуется углекислый газ.
C + O2 = ?
Аэрозоли серной и сернистой кислот приводят к конденсации водяного пара атмосферы и становятся причиной кислотных осадков (дожди, туманы, снег). Кислотные дожди наносят вред лесам - развивается суховершинность, гибнет часть кроны, у листьев повреждаются оболочки устьичных клеток.
H2SO3 + O2 = H2SO4
Почвы, содержащие карбонаты, способны, до определенного предела, нейтрализовать поступающую кислоту.
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2+H2O
Ответы:
1)2SO2 + O2 = 2SO3
Р. соединения
SO3 + H2O = H2SO4
Р. соединения
SO2 + H2O = H2SO3
Р. соединения
2NO2 + H2O == HNO2+ HNO3
Р. Обмена
2) NaCl + HNO3 = NaNO3 + HCl
Р. обмена
3) C + O2 = CO2
Р. соединения
4)2H2SO3 + O2 = 2H2SO4
Р. соединения
5) Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + СO2+H2O
5).Проверка выполнения работ, корректировка. За правильно выполненное задание - жетон. Услуга за подсказку - изымается жетон.
6). Формулирование выводов по изученному материалу
Неорганические соединения делятся на 4 группы.
Полученные знания можно использовать на уроках географии, истории.
7).Оценка результатов урока. Подсчитывают жетоны. Выставляется оценка
8).Подведение итогов. Выполнение тестового задания "Улыбка". Чем богат Алтайский край?
Задание: выбрать правильный ответ и поставить точку, а затем соединить одной линией
- Самое большое озеро Алтайского края состоит из этого оксида (Кулундинское)
- Наше село богато эти полезным ископаемым - кремнезёмом.
- Эксплуатация месторождений этой минеральной соли (оз. Бурлинское) начата в 1768 году.
- Это строительное сырьё относится к неметаллическим ископаемым.
- Одно из ценнейших природных богатств недр края - минеральные подземные воды.
Ответ: а) H2O б) SiO2 в) NaCl
При правильно выполненном задании на мордашке получится улыбка
"Моё настроение после урока"
9). Рефлексия. Что повторили? Что было в работе сложным? Что было сделать легко?
10). Задание на дом. Выбор индивидуальных заданий.
Литература
- Занимательное краеведение \Составители: Н.Б. Козлова, Н.В. Батлук. - Барнаул: АКДЭЦ, 2003. -23с.
- Энциклопедия Алтайского края в двух томах. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, т.1, 1995.