Цели урока:
- знакомство с произведениями классической литературы о зиме;
- учить анализировать произведения, используя знания теории литературы, различать литературные приёмы при описании зимнего пейзажа;
- дать сравнительный анализ пейзажной лирики о зиме в произведениях русских и казахских поэтов;
- воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения.
Оборудование: карточки со стихотворением А. Асылбекова; музыка П. И. Чайковского "Времена года. На тройке"; картины детей на тему "Снег идёт"; корона снежинки.
Ход урока
Организационный этап урока. Приветствие, организация внимания.
- Сегодня нас с вами ждёт необычный урок литературного чтения. Начнём наш урок с музыки.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Звучит музыка П. И. Чайковского "Времена года". Под музыку учитель читает стихотворение Ф. И. Тютчева
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой:
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Какому времени года?
Обобщение ответов детей.
Составление ассоциативной карты.
- Верно, сегодня на уроке нашей гостьей будет зима. Вы услышали, какой видят зиму композитор П. И. Чайковский и поэт Ф. И. Тютчев.
- А в вашем представлении, что такое зима? С чем она у вас ассоциируется? Что вы представляете, когда звучит слово "зима"?
На доске вывешивается карточка со словом "зима". Дети называют слова, учитель записывает их на доске.
- Вот как много вы знаете о зиме. А сейчас мы поговорим о том, без чего мы не можем представить зиму.
- Разгадайте загадку:
Белая, узорная
Звёздочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
- Верно, это снежинка. Какие признаки помогли вам догадаться, что это снежинка? Какие эпитеты вы услышали в загадке?
- А теперь представьте, что Александра - это снежинка. Сейчас вы будете называть эпитеты, описывающие снежинку, а она выберет самые лучшие, какие ей больше понравятся.
Подведение итогов работы.
Усвоение новых знаний.
Знакомство со стихотворением Константина Бальмонта "Снежинка".
- Послушайте, какое замечательное стихотворение посвятил снежинке Константин Бальмонт.
Чтение стихотворения учителем.
а) Беседа - рассуждение о прочитанном с называнием чувств и переживаний, которые испытали дети во время слушания стихотворения.
- Как вы думаете, какое чувство хотел передать нам рассказчик, описывая снежинку? (Восхищение)
Чтение стихотворения детьми самостоятельно, подготовка к чтению вслух.
- Прочитайте стихотворение и найдите эпитеты, с помощью которых рассказчик описывает снежинку.
б) Анализ стихотворения по строфам.
1 строфа - описание снежинки, эпитеты "светло-пушистая", "белая", "чистая", "смелая".
- Почему рассказчик употребил эпитет "смелая" при описании снежинки? О ком говорят "смелый"? Как называется литературный приём, когда неживому существу приписываются качества живого? (Олицетворение).
2 строфа - описание действий, "проносится", "просится". Олицетворение.
3 строфа - описание снежинки, эпитеты "умелая", "сохранно-белая".
4 строфа - описание действий, эпитеты "звезда кристальная".
5 строфа - описание снежинки, эпитеты как в 1 строфе.
в) Сравнение 1 и 5 строф.
- Похожи ли 1 и 5 строфы? Чем?
- Что изменилось в 5 строфе? Как вы думаете, зачем рассказчик изменил порядок слов в 5 строфе? Что от этого изменилось?
г) Выразительное чтение стихотворения учащимися. Оценивание.
Подведение итогов работы.
- Как много вы узнали, как читатели, когда работали со стихотворением. А каким вы представляете себе человека, который написал для вас это стихотворение?
- Действительно, Константин Бальмонт был очень наблюдательным, чутким к слову поэтом. Своё первое стихотворение написал в 10 лет.
- А сейчас я приглашаю вас и наших гостей на "Зимний вернисаж".
- Как вы понимаете значение слова "вернисаж"?
- Верно, это слово означает выставку картин. На доске картины художников, сидящих в нашем классе. Побеседуем с ними и узнаем, что хотели изобразить художники на своих картинах.
Мини-интервью с несколькими ребятами класса.
- Почему ты выбрал именно такие краски для своей картины?
- Какие строчки стихотворения К. Бальмонта подошли бы к картине?
- Как ты назвал свою картину? Почему?
Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина.
- Когда я побывала на "Зимнем вернисаже", то вспомнила одно замечательное стихотворение известного русского поэта А. С. Пушкина.
Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя:"
Проводится беседа по содержанию стихотворения, словарная работа.
Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.
Анализ стихотворения:
- Какой изобразил зиму рассказчик?
- Какой литературный приём использует рассказчик при описании зимы? (Олицетворение).
- Приведите примеры.
- Какие эпитеты использует при описании?
Обобщение. Выразительное чтение стихотворения детьми.
Закрепление нового материала.
Сравнение стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и Абдрахмана Асылбекова.
- Как много о зиме мы узнали из стихотворений К. Бальмонта и А. С. Пушкина. По-разному они описывают зиму. У Бальмонта зима - это снежинка, у Пушкина - зима-хозяйка - "пришла", "рассыпалась", "сравняла". А сейчас мы узнаем, какой представляет зиму казахский поэт А. Асылбеков.
Чтение стихотворения по карточке учителем.
Асылбеков Абдрахман
Зима
До чего ты, зима, холодна,
Промерзают озёра до дна!
Птиц - морозная мучает дрожь,
А без шапки - гулять не пойдёшь.
До чего ты, зима, хороша!
Мастерила свой мир не спеша,
Жёлтый сад, серый сквер, чёрный след
В ярко-белый покрасила цвет.
Ты - затейница, наша зима!
А мальчишек - так сводишь с ума:
Им и крепость построить не лень,
И кататься с горы целый день.
Ты сама с ними звонко галдишь
И под горку на санках летишь,
И румянишь лицо на бегу,
Оставляя алмазы в снегу.
- Внимательно прочитайте стихотворение по карточке. Найдите эпитеты.
Проблемно-поисковое задание.
- Сравните, какой мы видим зиму у А. С. Пушкина и какая она у А. Асылбекова.
Составление диаграммы Вена.
А. С. Пушкин | А. Асылбеков |
волшебница- зима идёт пришла рассыпалась повисла легла сравняла проказы матушки-зимы |
холодна промерзают морозная дрожь хороша мастерила свой мир покрасила затейница галдишь летишь румянишь |
Обобщение.
- Какая разная и какая похожая зима у поэтов. Для них и для нас она - живая, живёт и действует рядом с нами, радует нас своими проказами.
Подведение итогов урока.
- Сегодня на уроке нашей гостьей была зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?
- А вам понравился урок?
- Кто рассказывал нам о зиме, о своём видении зимы?
- Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке.
- Музыка какого композитора помогла нам почувствовать настроение зимы?
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение.