Форма проведения: классно-урочная, бригадно-лабораторная, дальнейший переход на внеурочную форму
Цель: обобщение и систематизация знаний по разделу.
Методы:
- словесные,
- практические,
- проблемно-поисковые под руководством преподавателя
Технология: групповая работа, подготовка к проектированию
Задачи:
1. Закрепить знания о значении художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста и принципах отбора литературных произведений.
2. Развивать практические навыки составления списка литературы для чтения в разных возрастных группах.
3. Закрепить представления об уголке книги, его содержании, оформлении в разных возрастных группах, формах работы в нем.
4. Воспитывать интерес к будущей профессии.
Предварительная работа:
Студентам предлагается разбиться на 3 рабочие группы, которые на базе практики должны изучить литературные интересы нескольких детей в младшей, средней и старших возрастных группах в процессе индивидуальных бесед о детских писателях, их произведениях и персонажах.
Вопросы к беседе:
Тебе нравится читать? Тебе нравится слушать, когда тебе читают?
Кто чаще всего читает тебе книги?
Тебе нравится слушать стихи или прозу?
Какие произведения К.Чуковского (А.Барто, С.Михалкова) ты знаешь?
Кто автор "Мойдодыра"?
Какие сказки тебе нравятся больше всего? Назови их?
Какое последнее стихотворение ты выучил наизусть? Кто тебе помогал его выучить?
Какую книгу ты читаешь сейчас?
Знаешь ли ты, кто ее написал?
Назови главных героев книги? Кто тебе симпатичен? Кто тебе не нравится?
План:
Организационный момент: студенты рассаживаются по рабочим (экспертным) группам. Все группы получают задание:
1. Обобщить и проанализировать результаты бесед с детьми по своей возрастной группе (младшая, средняя, старшая).
2. Определить и представить в виде краткого списка особенности восприятия детьми литературных произведений в каждой возрастной группе.
3. Из предложенного педагогом списка литературных произведений отобрать по произведения для чтения, для рассказывания детям, для пересказывания, для драматизации. Составить презентацию своего списка с обоснованием.
Основная часть.
Работа экспертных групп по выполнению заданий. Преподаватель, по
необходимости, оказывает консультативную помощь каждой группе.
1. Обобщение и анализ результатов бесед с детьми, и определение возрастных особенностей восприятия литературных произведений
Анализ результатов бесед с детьми рабочая группа представляет в свободной форме. Определяя возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений, студенты должны активизировать знания о том, что в развитии восприятия художественного текста выделяют три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе работа воображения), понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление), влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). По мере развития ребенка меняется его восприятие и отношение к литературе:
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
1. Зависимость понимания текста от
личного опыта ребенка 2. Установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом 3. Не полное понимание переживаний и мотивов поступков главных героев 4. Ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям 5.Тяга к ритмично организованному складу речи |
1. В связи с расширение жизненного и
литературного опыта дети могут устанавливать
простые причинно-следственные связи в сюжете 2. В целом дают правильную морально-нравственную оценку поступкам персонажей 3. Возникает интерес к воспроизведению событий произведения (обыгрывание, неоднократное воспроизведение) |
1. Могут осознавать события, которых не
было в личном опыте. Проявляют интерес не только
к поступкам героев, но и к их мотивам,
переживаниям, чувствам 2. Улавливают скрытый смысл (подтекст) 3. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя 4. Воспринимают текст в единстве содержания и формы |
Эволюция восприятия художественного текста не происходит спонтанно, формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
2. Презентация своего списка литературы с обоснованием и его защита (все остальные студенты и преподаватель являются членами экспертного совета)
Из предложенных преподавателем перечней детской литературы студенты отбирают по 10 произведений для чтения, рассказывания, пересказывания, заучивания наизусть, драматизации. Экспертный совет должен задать вопросы уточняющего характера и если требуется определить рекомендации по корректировке. Для оценки каждого из списков предоставляются примерные критерии:
А) Соответствие произведений из списка особенностям восприятия детей данного возраста (доступность литературных произведений)
Б) Полнота списка (количество отобранных произведений)
В) Наличие в списке произведений разных жанров ( устное народное творчество, народные сказки, авторские сказки, поэзия и т.д.)
Г) Наличие в списке произведений авторов классиков и современников детской литературы.
Д) Соответствие списка программным требованиям
3. Корректировка и утверждение списков детской литературы.
Заключительная часть
Результатом обучения студентов по теме " Методика работы с художественной литературой в детском саду" должен стать творческий проект каждой рабочей группы " Уголок книги", который подразумевает создание модели уголка книги для конкретной возрастной группы детского сада с последующей его презентацией и защитой. (Проект выполняется во внеурочное время).
Студенты знакомятся с основными требованиями к проекту и его структурой. Преподаватель отвечает на возникшие вопросы и определяет совместно со студентами этапы и сроки выполнения проекта.
Требования к проекту:
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение исследовательской, информационной, практической проблемы.
- Планирование действий по выполнению проекта всегда начинается с проектирования самого проекта
- Отличительные черты проектной работы - поиск информации
- Результатом работы над проектом является продукт
- Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта
Таким образом, проект - это "5П" - проблема-планирование - поиск- продукт-презентация.
Шестое П - портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы. Грамотно составленная папка позволяет:
Организовать работу каждого участника группы
Создать удобный коллектор информации
Судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта.
Домашнее задание:
- Выбрать руководителя проекта
- Составить план работы над проектом
- Уточнить требования к уголку книги в своей возрастной группе в учебной литературе.
- Определить график консультаций с преподавателем ( координатор проекта).