Практика и анализ работы школы в условиях исследования по теме "Организационно-педагогические условия осуществления воспитательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия учащихся в условиях общеобразовательной школы" показывает, что одним из достижений у учеников стали сформированные на достаточно хорошем уровне навыки взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности. Появление таких навыков потребовало такой организации внеурочной деятельности, которая способствовала бы дальнейшему развитию сформированных компетенций (способность к исследованию, к эффективной коммуникации и организации взаимодействия; способность постоянно осваивать новые виды деятельности и др.).
Организация экспериментальной деятельности в учебном процессе привела к появлению некоторых противоречий в существующей системе воспитательной работы в школе:
- при переходе на разновозрастное обучение в основной школе, подход к воспитательной работе остался традиционным;
- появилась потребность в реализации появившихся навыков организации межвозрастного взаимодействия у педагогов, участвующих в эксперименте и отсутствие таких навыков у педагогов, работающих при традиционной организации;
- необходимо улучшение качества воспитательной работы в современных условиях, за счет механизмов взаимодействия между учащимися и педагогами, а также обновление содержания данного вида деятельности;
- возникла проблема более полного использования потенциала воспитательной работы в форме социального опыта учащегося.
Поскольку состав участников учащихся экспериментальных разновозрастных групп меняется каждый год, то перед педагогами, классными руководителями встает необходимость в формировании адаптивных способностей к взаимодействию не только друг с другом, но и с другими участниками образовательного процесса. При этом общение выступает как основа для социальной адаптации учащихся.
Мы считаем, что опыт классных руководителей в проектировании такого взаимодействия может быть перенесен на учащихся других параллелей (1-4 классы, 5-6, 10-11 классы).
Сформировавшиеся традиции среди учащихся экспериментальных разновозрастных групп могут стать содержанием программы воспитательной работы, а механизм формирования ученического коллектива, на сегодняшний момент, в условиях разновозрастности можно рассматривать как механизм реализации.
Практика показала, что данный способ обучения обладает довольно высоким образовательным потенциалом, что может стать ресурсом развития в воспитательной системе. В школе на данный момент времени существуют необходимые ресурсы для осуществления переноса способов организации взаимодействия из учебной деятельности во внеучебную.
Такими ресурсами можно считать:
- Наличие Совета по эксперименту;
- Педагоги, владеющие способами организации межвозрастного взаимодействия;
- Коллективы экспериментальных разновозрастных групп с опытом межвозрастного взаимодействия 2-х возрастов ( 7-8 классов);
- Организационно-методические ресурсы (творческая лаборатория педагогов по организации разновозрастного взаимодействия и детская разновозрастная лаборатория);
- Материально-техническая база.
Цель исследования - разработать и проверить в процессе образовательного эксперимента систему условий для взаимодействия учебного и воспитательного процесса;.
Педагогическая цель - повышение эффективности воспитательного процесса в школе на основе межвозрастного взаимодействия.
Объект исследования - воспитательный процесс.
Предмет исследования - условия или система условий, способствующих осуществлению межвозрастного взаимодействия в общеобразовательной школе.
Задачи:
- Выделить ключевые социальные компетенции, необходимые для развития навыков взаимодействия;
- Разработать и скорректировать надпредметные курсы, способствующие формированию ключевых компетенций;
- Внедрение новых форм, методик, способствующих развитию навыков взаимодействия в условиях общеобразовательной школы;
- Разработать систему мониторинга достижений учащихся в ходе организации межвозрастного взаимодействия;
- Сформировать активную жизненную позицию детей через участие в проектной деятельности.
- Организовать деятельность классных руководителей для создания программы по формированию классного коллектива и традиций;
Проверяемая гипотеза:
Перенос межвозрастных способов взаимодействия из учебной деятельности во внеучебную будет успешным, если будут созданы условия для осуществления:
- проектной деятельности;
- коллективной творческой деятельности;
- дополнительного образования;
- надпредметных курсов в разновозрастных ученических коллективах.
Построение воспитательной работы в условиях исследования можно условно определить через четыре основных блока:
1 блок: Организация и реализация проектной деятельности, которая способствует формированию у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора, умению общаться не только друг с другом, но и с педагогами в результате совместной работы. При этом основной акцент делается на коллективные формы и виды деятельности.
2 блок: Целевые комплексные программы. На сегодняшний день в школе успешно реализуются 4 ЦКП ("Интеллект", "Здоровье", "Сыны Отечества", "В гармонии с природой"), так же возникает необходимость в создании еще одной ЦКП "Семья", поскольку родители также являются одними из участников образовательного процесса. Работа ЦКП предполагает индивидуальное развитие ребенка.
3 блок: Надпредметные курсы, способствующие развитию и формированию ключевых компетенций учащихся. В 2005-2006 учебном году в учебный план введены следующие элективные курсы:
- "Как вести дискуссию"
- "Мир твоих прав"
- "Условия успешной коммуникации"
а также есть необходимость в разработке еще нескольких дополнительных элективных курсов, таких как:
- "Организация и проведение КТД"
- "Компьютерные технологии"
- "Развитие художественного слова"
- "Практический курс психологии"
Элективные курсы предполагают работу в малых группах. Продолжительность курсов 9-17 часов, таким образом, в течение года учащиеся имеют возможность посетить 2-3 элективных курса. Основная задача элективных курсов - создание условий для самовыражения в познавательной, трудовой, эстетической, коммуникативной, игровой деятельности, занятиях физической культурой и спортом.
4 блок: Дополнительное образование, реализуемое в школе посредством кружков, спортивных секций, студий, работающих по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительная;
- Художественно-эстетическая;
- Экологическая.
Дополнительное образование дает широкий спектр возможностей для общения в малых разновозрастных группах, а также способствует развитию социальных навыков и обеспечивает детям возможность пробы себя и своих возможностей.
Каждый из этих блоков в соответствии с возрастными особенностями детей будет реализовываться через ведущий вид деятельности.
Поскольку в школе I ступени доминирует познавательная деятельность, то следовательно основной задачей воспитательной работы на этой ступени является создание условий для развития разнообразных способностей через использование игровых технологий, а также перенос способов КСО в проектную деятельность и планирование КТД.
Это станет возможным за счет участия в проектной деятельности, адаптированной под задачи данного возраста, целевые комплексные программы, надпредметные курсы, кружки, секции.
На II ступени приоритет отдается коллективной творческой деятельности. За многие годы в нашей школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы (Неделя творчества, Дни самоуправления), Если раньше при подготовке и проведении КТД акцент делался на проявление и развитие индивидуальности ребенка, то сейчас в условиях эксперимента становится возможным больше уделять внимание сплочению учащихся этой ступени, а также формированию и реализации компетенций, связанных с ведущей деятельностью - общением (лидерские качества, сотрудничество, креативность, эмпатия, рефлексия и др.).
На III ступени доминирующим видом является клубная деятельность с использованием информационных технологий, где основной акцент при организации этой деятельности делается на взаимообучение разных субъектов образовательного процесса. Педагоги знакомят учащихся с учебной информацией на расширение кругозора в области профессиональных выборов, а учащиеся - в некоторой степени, способам работы с ПК.
Путь к реализации данной программы воспитательной работы видится нам через следующие механизмы:
- создание малого воспитательного совета, который являлся бы своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
- формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы на разных ступенях обучения, которые будут формировать видение настоящего и будущего состояния воспитательной системы;
- ознакомление педагогов с теорией и практикой создания клубной работы, теоретическими и методическими основами проектной деятельности, интерактивными технологиями;
- выход на коллективы педагогов, родителей (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
- включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
- диагностика состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
- создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.
Этапы и сроки реализации программы:
Продолжительность исследования - 5 лет
I этап - Подготовительный (2005-2006 учебный год)
Разработка программы воспитательной работы на основе концепции воспитательного процесса в ходе организации разновозрастного обучения;
Запуск формирующего и констатирующего эксперимента;
Проведение проверки отдельных положений эксперимента (Межвозрастное взаимодействие в игровой деятельности, проектной, клубной);
Корректировка ЦКП, учебных программ по дополнительному образованию, программ надпредметных курсов;
Организация курсовой подготовки на базе МОУ "СОШ № 17";
Проведение мониторинга;
Разработка программы эксперимента по организации межвозрастного взаимодействия.
II этап - Основной (2006-2009 гг.)
Окончательное формирование структуры воспитательной работы;
Проведение экспериментальной проверки формирующего эксперимента;
Работа во временных инициативных группах;
Координация работы малого воспитательного совета;
Корректировка отдельных положений программы эксперимента воспитательной работы;
Проведение мониторинга, формирующего эксперимент.
III этап - Аналитический (2009-2010 гг.)
Сравнительный анализ воспитательной работы на разных ступенях обучения;
Описание опыта научно-исследовательской деятельности;
Подготовка рекомендация по организации межвозрастного взаимодействия в условиях общеобразовательной школы;
Разработка программы следующего эксперимента.
Состав участников эксперимента: педагогический и ученический коллективы школы.
База эксперимента - учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги.
Диагностический инструментарий:
Моделирование воспитательной системы в условиях межвозрастного взаимодействия;
Изучение результатов деятельности учащихся и учителей школы, участвующих в эксперименте;
Психолого-педагогическое наблюдение;
Систематическое психологическое и медико-педагогическое обследование учащихся;
Анкетирование и опрос участников эксперимента;
Изучение и обобщение педагогического опыта в области воспитательной работы;
Мониторинг.
Формы отчетности: ежегодные творческие отчеты, программа формирование классного коллектива, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, статьи в педагогические издания.
Возможные затруднения в ходе реализации программы:
Индивидуальные особенности личности ребенка, которые слабо учитываются и развиваются в процессе обучения и внеклассной воспитательной работы;
Неготовность классного руководителя к использованию системного подхода в воспитательной деятельности;
Влияние социума на ценностные ориентации воспитанников;
Неразработанность нормативно-правовой базы, регулирующей деятельности участников эксперимента в новых условиях;
Недостаточный уровень материально-технической базы воспитания.
Способы их корректировки:
Разработка психолого-педагогической поддержки данной группы учащихся через систему коррекционно-развивающих занятий;
Организация обучающих теоретико-практических семинаров, поиск управленческих решений, мотивирующих к данной деятельности;
Разработка программы "Семья", которая должна быть комплексной и включающей следующие направления работы:
- медико-социальное
- психолого-педагогическое
Разработка и корректировка необходимых локальных актов;
Создание условий для развития материально-технической базы воспитания.
Критерии эффективности воспитательной системы:
Критерии | Показатели | Методики |
1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося | 1. Освоение учащимися образовательной
программы 2. Развитость мышления 3. Познавательная активность учащихся 4. Сформированность учебной деятельности |
1. Школьный тест умственного развития 2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости 3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка 4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся и родителей (МЭОП и СУ) 5. Педагогическое наблюдение |
2. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника | 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. Знание этикета поведения |
1. Методика выявления коммуникативных
склонностей учащихся 2. МЭПО и СУ 3. Педагогическое наблюдение |
3. Сформированность физического потенциала выпускника и отношения к здоровому образу жизни | 1. Состояние здоровья выпускника школы 2. Развитость физических качеств личности |
1. Статистический медицинский анализ
состояния здоровья ученика 2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
4. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе | 1. Комфортность ребенка в школе 2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе) |
1. Методика А.А. Андреева "Изучение
удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" 3. Анкета "Ты и твоя школа" 4. Социометрия |
5. Сформированность общешкольного коллектива | 1. Состояние
эмоционально-психологических отношений в
коллективе 2. Развитость самоуправления 3. Сформированность совместной деятельности |
1. Методика "Наши отношения" 2. Методика М.И. Рожкова 3. Социометрический эксперимент |