Программа развития системы воспитательной работы на основе межвозрастного взаимодействия

Разделы: Внеклассная работа


Практика и анализ работы школы в условиях исследования по теме "Организационно-педагогические условия осуществления воспитательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия учащихся в условиях общеобразовательной школы" показывает, что одним из достижений у учеников стали сформированные на достаточно хорошем уровне навыки взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности. Появление таких навыков потребовало такой организации внеурочной деятельности, которая способствовала бы дальнейшему развитию сформированных компетенций (способность к исследованию, к эффективной коммуникации и организации взаимодействия; способность постоянно осваивать новые виды деятельности и др.).

Организация экспериментальной деятельности в учебном процессе привела к появлению некоторых противоречий в существующей системе воспитательной работы в школе:

  • при переходе на разновозрастное обучение в основной школе, подход к воспитательной работе остался традиционным;
  • появилась потребность в реализации появившихся навыков организации межвозрастного взаимодействия у педагогов, участвующих в эксперименте и отсутствие таких навыков у педагогов, работающих при традиционной организации;
  • необходимо улучшение качества воспитательной работы в современных условиях, за счет механизмов взаимодействия между учащимися и педагогами, а также обновление содержания данного вида деятельности;
  • возникла проблема более полного использования потенциала воспитательной работы в форме социального опыта учащегося.

Поскольку состав участников учащихся экспериментальных разновозрастных групп меняется каждый год, то перед педагогами, классными руководителями встает необходимость в формировании адаптивных способностей к взаимодействию не только друг с другом, но и с другими участниками образовательного процесса. При этом общение выступает как основа для социальной адаптации учащихся.

Мы считаем, что опыт классных руководителей в проектировании такого взаимодействия может быть перенесен на учащихся других параллелей (1-4 классы, 5-6, 10-11 классы).

Сформировавшиеся традиции среди учащихся экспериментальных разновозрастных групп могут стать содержанием программы воспитательной работы, а механизм формирования ученического коллектива, на сегодняшний момент, в условиях разновозрастности можно рассматривать как механизм реализации.

Практика показала, что данный способ обучения обладает довольно высоким образовательным потенциалом, что может стать ресурсом развития в воспитательной системе. В школе на данный момент времени существуют необходимые ресурсы для осуществления переноса способов организации взаимодействия из учебной деятельности во внеучебную.

Такими ресурсами можно считать:

  • Наличие Совета по эксперименту;
  • Педагоги, владеющие способами организации межвозрастного взаимодействия;
  • Коллективы экспериментальных разновозрастных групп с опытом межвозрастного взаимодействия 2-х возрастов ( 7-8 классов);
  • Организационно-методические ресурсы (творческая лаборатория педагогов по организации разновозрастного взаимодействия и детская разновозрастная лаборатория);
  • Материально-техническая база.

Цель исследования - разработать и проверить в процессе образовательного эксперимента систему условий для взаимодействия учебного и воспитательного процесса;.

Педагогическая цель - повышение эффективности воспитательного процесса в школе на основе межвозрастного взаимодействия.

Объект исследования - воспитательный процесс.

Предмет исследования - условия или система условий, способствующих осуществлению межвозрастного взаимодействия в общеобразовательной школе.

Задачи:

  • Выделить ключевые социальные компетенции, необходимые для развития навыков взаимодействия;
  • Разработать и скорректировать надпредметные курсы, способствующие формированию ключевых компетенций;
  • Внедрение новых форм, методик, способствующих развитию навыков взаимодействия в условиях общеобразовательной школы;
  • Разработать систему мониторинга достижений учащихся в ходе организации межвозрастного взаимодействия;
  • Сформировать активную жизненную позицию детей через участие в проектной деятельности.
  • Организовать деятельность классных руководителей для создания программы по формированию классного коллектива и традиций;

Проверяемая гипотеза:

Перенос межвозрастных способов взаимодействия из учебной деятельности во внеучебную будет успешным, если будут созданы условия для осуществления:

  • проектной деятельности;
  • коллективной творческой деятельности;
  • дополнительного образования;
  • надпредметных курсов в разновозрастных ученических коллективах.

Построение воспитательной работы в условиях исследования можно условно определить через четыре основных блока:

1 блок: Организация и реализация проектной деятельности, которая способствует формированию у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора, умению общаться не только друг с другом, но и с педагогами в результате совместной работы. При этом основной акцент делается на коллективные формы и виды деятельности.

2 блок: Целевые комплексные программы. На сегодняшний день в школе успешно реализуются 4 ЦКП ("Интеллект", "Здоровье", "Сыны Отечества", "В гармонии с природой"), так же возникает необходимость в создании еще одной ЦКП "Семья", поскольку родители также являются одними из участников образовательного процесса. Работа ЦКП предполагает индивидуальное развитие ребенка.

3 блок: Надпредметные курсы, способствующие развитию и формированию ключевых компетенций учащихся. В 2005-2006 учебном году в учебный план введены следующие элективные курсы:

- "Как вести дискуссию"

- "Мир твоих прав"

- "Условия успешной коммуникации"

а также есть необходимость в разработке еще нескольких дополнительных элективных курсов, таких как:

- "Организация и проведение КТД"

- "Компьютерные технологии"

- "Развитие художественного слова"

- "Практический курс психологии"

Элективные курсы предполагают работу в малых группах. Продолжительность курсов 9-17 часов, таким образом, в течение года учащиеся имеют возможность посетить 2-3 элективных курса. Основная задача элективных курсов - создание условий для самовыражения в познавательной, трудовой, эстетической, коммуникативной, игровой деятельности, занятиях физической культурой и спортом.

4 блок: Дополнительное образование, реализуемое в школе посредством кружков, спортивных секций, студий, работающих по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительная;
  • Художественно-эстетическая;
  • Экологическая.

Дополнительное образование дает широкий спектр возможностей для общения в малых разновозрастных группах, а также способствует развитию социальных навыков и обеспечивает детям возможность пробы себя и своих возможностей.

Каждый из этих блоков в соответствии с возрастными особенностями детей будет реализовываться через ведущий вид деятельности.

Поскольку в школе I ступени доминирует познавательная деятельность, то следовательно основной задачей воспитательной работы на этой ступени является создание условий для развития разнообразных способностей через использование игровых технологий, а также перенос способов КСО в проектную деятельность и планирование КТД.

Это станет возможным за счет участия в проектной деятельности, адаптированной под задачи данного возраста, целевые комплексные программы, надпредметные курсы, кружки, секции.

На II ступени приоритет отдается коллективной творческой деятельности. За многие годы в нашей школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы (Неделя творчества, Дни самоуправления), Если раньше при подготовке и проведении КТД акцент делался на проявление и развитие индивидуальности ребенка, то сейчас в условиях эксперимента становится возможным больше уделять внимание сплочению учащихся этой ступени, а также формированию и реализации компетенций, связанных с ведущей деятельностью - общением (лидерские качества, сотрудничество, креативность, эмпатия, рефлексия и др.).

На III ступени доминирующим видом является клубная деятельность с использованием информационных технологий, где основной акцент при организации этой деятельности делается на взаимообучение разных субъектов образовательного процесса. Педагоги знакомят учащихся с учебной информацией на расширение кругозора в области профессиональных выборов, а учащиеся - в некоторой степени, способам работы с ПК.

Путь к реализации данной программы воспитательной работы видится нам через следующие механизмы:

  • создание малого воспитательного совета, который являлся бы своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
  • формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы на разных ступенях обучения, которые будут формировать видение настоящего и будущего состояния воспитательной системы;
  • ознакомление педагогов с теорией и практикой создания клубной работы, теоретическими и методическими основами проектной деятельности, интерактивными технологиями;
  • выход на коллективы педагогов, родителей (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
  • включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
  • диагностика состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
  • создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.

Этапы и сроки реализации программы:

Продолжительность исследования - 5 лет

I этап - Подготовительный (2005-2006 учебный год)

Разработка программы воспитательной работы на основе концепции воспитательного процесса в ходе организации разновозрастного обучения;

Запуск формирующего и констатирующего эксперимента;

Проведение проверки отдельных положений эксперимента (Межвозрастное взаимодействие в игровой деятельности, проектной, клубной);

Корректировка ЦКП, учебных программ по дополнительному образованию, программ надпредметных курсов;

Организация курсовой подготовки на базе МОУ "СОШ № 17";

Проведение мониторинга;

Разработка программы эксперимента по организации межвозрастного взаимодействия.

II этап - Основной (2006-2009 гг.)

Окончательное формирование структуры воспитательной работы;

Проведение экспериментальной проверки формирующего эксперимента;

Работа во временных инициативных группах;

Координация работы малого воспитательного совета;

Корректировка отдельных положений программы эксперимента воспитательной работы;

Проведение мониторинга, формирующего эксперимент.

III этап - Аналитический (2009-2010 гг.)

Сравнительный анализ воспитательной работы на разных ступенях обучения;

Описание опыта научно-исследовательской деятельности;

Подготовка рекомендация по организации межвозрастного взаимодействия в условиях общеобразовательной школы;

Разработка программы следующего эксперимента.

Состав участников эксперимента: педагогический и ученический коллективы школы.

База эксперимента - учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги.

Диагностический инструментарий:

Моделирование воспитательной системы в условиях межвозрастного взаимодействия;

Изучение результатов деятельности учащихся и учителей школы, участвующих в эксперименте;

Психолого-педагогическое наблюдение;

Систематическое психологическое и медико-педагогическое обследование учащихся;

Анкетирование и опрос участников эксперимента;

Изучение и обобщение педагогического опыта в области воспитательной работы;

Мониторинг.

Формы отчетности: ежегодные творческие отчеты, программа формирование классного коллектива, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, статьи в педагогические издания.

Возможные затруднения в ходе реализации программы:

Индивидуальные особенности личности ребенка, которые слабо учитываются и развиваются в процессе обучения и внеклассной воспитательной работы;

Неготовность классного руководителя к использованию системного подхода в воспитательной деятельности;

Влияние социума на ценностные ориентации воспитанников;

Неразработанность нормативно-правовой базы, регулирующей деятельности участников эксперимента в новых условиях;

Недостаточный уровень материально-технической базы воспитания.

Способы их корректировки:

Разработка психолого-педагогической поддержки данной группы учащихся через систему коррекционно-развивающих занятий;

Организация обучающих теоретико-практических семинаров, поиск управленческих решений, мотивирующих к данной деятельности;

Разработка программы "Семья", которая должна быть комплексной и включающей следующие направления работы:

  • медико-социальное
  • психолого-педагогическое

Разработка и корректировка необходимых локальных актов;

Создание условий для развития материально-технической базы воспитания.

Критерии эффективности воспитательной системы:

Критерии Показатели Методики
1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося 1. Освоение учащимися образовательной программы

2. Развитость мышления

3. Познавательная активность учащихся

4. Сформированность учебной деятельности

1. Школьный тест умственного развития

2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся и родителей (МЭОП и СУ)

5. Педагогическое наблюдение

2. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника 1. Коммуникабельность

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

3. Знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

2. МЭПО и СУ

3. Педагогическое наблюдение

3. Сформированность физического потенциала выпускника и отношения к здоровому образу жизни 1. Состояние здоровья выпускника школы

2. Развитость физических качеств личности

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

4. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе 1. Комфортность ребенка в школе

2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

3. Анкета "Ты и твоя школа"

4. Социометрия

5. Сформированность общешкольного коллектива 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. Развитость самоуправления

3. Сформированность совместной деятельности

1. Методика "Наши отношения"

2. Методика М.И. Рожкова

3. Социометрический эксперимент