Коллективная композиция к сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"

Разделы: Технология, Начальная школа


Раздел программы: Технологический труд.

Вид учебного труда: Пластилин.

Девиз урока: "Чего один не сделает, сделаем вместе". (В. Маяковский)

Изделие: Подводный дворец, Русалка, морской царь - Нептун, морская Кикимора, морские стражи - осьминоги, медузы, крабы.

Цель урока:

  • Создавая общую композицию, где объединяются изображения всех детей, доставить детям особое удовлетворение, восхищение, радость.
  • Учить детей совместным обсуждениям, решениям, действиям.
  • Умело распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам создать свою часть в общей композиции, и чтобы он мог проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.
  • Закреплять приемы работы с пластилином, умение поэтапно вести работу, планировать свою деятельность.
  • Вырабатывать у детей аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Оборудование:

для учителя:

  • Иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка", журнал "Пластилиновый спектакль" И.А. Лыковой.

для ученика:

  • Заранее подготовленная коробка - основа для подводного царства. Цветной пластилин, стек, скатерть. Мелкие детали: пуговицы, камешки, бусины, перышки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Проверка готовности учащихся к уроку.

- Наведение рабочего порядка (застелить стол скатертью).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Вспомните сказку Г.Х. Андерсена про Русалку, которая превратилась в принцессу.

(Короткий пересказ и рассматривание иллюстраций к сказке "Русалочка").

- Сегодня мы создадим коллективную композицию к сказке Г.Х. Андерсена "Русалка".

На заранее подготовленной основе слепим подводный дворец и его героев.

- Итак, девиз сегодняшнего урока "Чего один не сделает, сделаем вместе".

3. Работа по теме урока.

а) Распределение работы по группам:

  • 1 группа лепит подводный дворец.
  • 2 группа лепит Русалочку и ее сестричек.
  • 3 группа лепит морского царя и его стражи - осьминоги, медузы, крабы, чудовища.

б) Технология изготовления изделия.

Каждая группа получает технологическую карту, где показано в какой последовательности делать изделие. Коллективно обсуждают, планируют предстоящую творческую деятельность, распределяют усилие между всеми участниками.

в) Повторение правил техники безопасности.

г) Повторение правил личной гигиены.

д) Практическая часть.

1 группа.

Заранее подготовленную основу-коробку дополняют лепными деталями.

На стенки лепят окна и дверцы. Дополняют дворец орнаментами на морскую тему.

Лепят, пользуясь готовыми формами, гроты, клумбы, фонтанчики, водоросли, кораллы.

2 группа.

Группа лепит Русалочку и ее сестричек. При этом каждый пробует передать в лепке неповторимость причесок и украшений. Русалок лепят с рыбьим хвостом: туловище в виде уплощенного конуса, руки - два одинаковых по длине валика, округлая голова с красивой прической и роскошный хвост с одним или двумя плавниками.

Хвост украшают блестками, пуговичками, бусинками.

3 группа.

Один ученик лепит морского царя - с трезубцем в руке, с короной на голове.

Туловище в виде уплощенного конуса, округлая голова. Раскатать шар, вылепить в виде яйца, налепить лоб, щеки из кусочков пластилина, хорошо примазать и разгладить.

Затем слепить нос, выпуклые глаза и рот. Волосы и борода Нептуна напоминают волны. Мастерят их из отдельных локонов. Процарапать стекой волоски и морщины. Остальные дети этой группы лепят морскую стражу царя - осьминогов, медуз и крабов.

Во время практической работы учитель подходит к детям, обговаривает с каждым, кто что лепит. На доске прикреплены иллюстрации к сказке. Если у детей возникают затруднения, требующие уточнения представлений о том, как выглядит тот или иной персонаж то они подходят к доске, рассматривают иллюстрации. Учитель следит, чтобы все дети были заняты работой. Если кто-то из детей изъявит желание добавить сюжет другим изображением, учитель предоставляет ему эту возможность.

Итог урока.

1. Все части объединяются в общей композиции.

По мере готовности изображений дети подходят к столу, где расположена основа - дворец, и раскладывают вылепленных ими персонажей и все, что сделали для дворца.

Учитель вместе с детьми советуется, как лучше расположить изображенных предметов.

2. Обсуждение коллективной работы. Оценка работы всего класса в целом.

- Дети, понравилась вам коллективная композиция? Почему? (Ответ учащихся).

- Давайте закончим урок девизом " Чего один не сделает, сделаем вместе".

Если в конце урока дети удовлетворены общим результатом, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа, то урок достигнет цели.

Презентация.