Раздел программы: Технологический труд.
Вид учебного труда: Пластилин.
Девиз урока: "Чего один не сделает, сделаем вместе". (В. Маяковский)
Изделие: Подводный дворец, Русалка, морской царь - Нептун, морская Кикимора, морские стражи - осьминоги, медузы, крабы.
Цель урока:
- Создавая общую композицию, где объединяются изображения всех детей, доставить детям особое удовлетворение, восхищение, радость.
- Учить детей совместным обсуждениям, решениям, действиям.
- Умело распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам создать свою часть в общей композиции, и чтобы он мог проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.
- Закреплять приемы работы с пластилином, умение поэтапно вести работу, планировать свою деятельность.
- Вырабатывать у детей аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Оборудование:
для учителя:
- Иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка", журнал "Пластилиновый спектакль" И.А. Лыковой.
для ученика:
- Заранее подготовленная коробка - основа для подводного царства. Цветной пластилин, стек, скатерть. Мелкие детали: пуговицы, камешки, бусины, перышки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Наведение рабочего порядка (застелить стол скатертью).
2. Сообщение темы и цели урока.
- Вспомните сказку Г.Х. Андерсена про Русалку, которая превратилась в принцессу.
(Короткий пересказ и рассматривание иллюстраций к сказке "Русалочка").
- Сегодня мы создадим коллективную композицию к сказке Г.Х. Андерсена "Русалка".
На заранее подготовленной основе слепим подводный дворец и его героев.
- Итак, девиз сегодняшнего урока "Чего один не сделает, сделаем вместе".
3. Работа по теме урока.
а) Распределение работы по группам:
- 1 группа лепит подводный дворец.
- 2 группа лепит Русалочку и ее сестричек.
- 3 группа лепит морского царя и его стражи - осьминоги, медузы, крабы, чудовища.
б) Технология изготовления изделия.
Каждая группа получает технологическую карту, где показано в какой последовательности делать изделие. Коллективно обсуждают, планируют предстоящую творческую деятельность, распределяют усилие между всеми участниками.
в) Повторение правил техники безопасности.
г) Повторение правил личной гигиены.
д) Практическая часть.
1 группа.
Заранее подготовленную основу-коробку дополняют лепными деталями.
На стенки лепят окна и дверцы. Дополняют дворец орнаментами на морскую тему.
Лепят, пользуясь готовыми формами, гроты, клумбы, фонтанчики, водоросли, кораллы.
2 группа.
Группа лепит Русалочку и ее сестричек. При этом каждый пробует передать в лепке неповторимость причесок и украшений. Русалок лепят с рыбьим хвостом: туловище в виде уплощенного конуса, руки - два одинаковых по длине валика, округлая голова с красивой прической и роскошный хвост с одним или двумя плавниками.
Хвост украшают блестками, пуговичками, бусинками.
3 группа.
Один ученик лепит морского царя - с трезубцем в руке, с короной на голове.
Туловище в виде уплощенного конуса, округлая голова. Раскатать шар, вылепить в виде яйца, налепить лоб, щеки из кусочков пластилина, хорошо примазать и разгладить.
Затем слепить нос, выпуклые глаза и рот. Волосы и борода Нептуна напоминают волны. Мастерят их из отдельных локонов. Процарапать стекой волоски и морщины. Остальные дети этой группы лепят морскую стражу царя - осьминогов, медуз и крабов.
Во время практической работы учитель подходит к детям, обговаривает с каждым, кто что лепит. На доске прикреплены иллюстрации к сказке. Если у детей возникают затруднения, требующие уточнения представлений о том, как выглядит тот или иной персонаж то они подходят к доске, рассматривают иллюстрации. Учитель следит, чтобы все дети были заняты работой. Если кто-то из детей изъявит желание добавить сюжет другим изображением, учитель предоставляет ему эту возможность.
Итог урока.
1. Все части объединяются в общей композиции.
По мере готовности изображений дети подходят к столу, где расположена основа - дворец, и раскладывают вылепленных ими персонажей и все, что сделали для дворца.
Учитель вместе с детьми советуется, как лучше расположить изображенных предметов.
2. Обсуждение коллективной работы. Оценка работы всего класса в целом.
- Дети, понравилась вам коллективная композиция? Почему? (Ответ учащихся).
- Давайте закончим урок девизом " Чего один не сделает, сделаем вместе".
Если в конце урока дети удовлетворены общим результатом, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа, то урок достигнет цели.