Цели:
- расширить знания о злаковых растениях;
- развивать мотивацию здорового образа жизни;
- закрепить представление детей о значимости каши в рационе питания, его пользе для здоровья.
Оборудование: игровое поле, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия
Вводная часть.
Чтец 1.
Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет мы вам готовы,
Как прожить без докторов.
Чтец 2.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны.
Кашу утром, суп - в обед,
А на ужин - винегрет.
Чтец 3.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
И почаще улыбаться,
Лыжным бегом увлекаться.
Учитель: Здравствуйте! Обычно люди говорят это хорошее, доброе слово при встрече, желая друг другу здоровья. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. А без движения, без правильного питания не может быть здоровья. Значение питательных веществ для роста и развития организма трудно переоценить. И в этом большую роль играет каша.
Трудно описать значение каши. Каша - самое древнее сельскохозяйственное блюдо. В Древней Руси кашей называли все, что варилось из измельченных продуктов. Люди научились варить кашу раньше, чем печь хлеб. Каша - это блюдо, которое сопровождает человека от рождения до смерти.
<Приложение 1> (cлайд 1)
Не зря про кашу народ сочинил пословицы и поговорки:
- "Хороша кашка да мала чашка"
- "Кашу маслом не испортишь"
- "Каша - мать наша"
- "Щи да каша - еда наша"
- "Без каши обед не обед"
<Приложение 1> (cлайд2)
Герои многих сказок любили кашу. Знаете ли эти сказки, назовите?
<Приложение 1> (слайды 3, 4 ,5, 6)
Сообщение темы:
Сегодняшнее мероприятие " Каша - мать наша" мы посвящаем каше. Мы узнаем, кто из вас знает и любит кашу.
Как вы уже догадались, его мы проведем в форме игры "Поле чудес".
<Приложение 1> ( слайд 7)
Условия игры такие: за каждый правильный ответ, играющий получает жетон. В первый тур выходят три ученика, у которых будет больше жетонов. Итак, я задаю вам 10 вопросов.
Вопросы:
- Сколько раз в день нужно есть?
- Какие добавки можно положить в кашу?
- Откуда сметана берется?
- Какой хлеб выпекают из муки, которую смололи из ржи?
- Из скольки блюд должен состоять обед?
- Что означает поговорка "С ним каши не сваришь?"
- Сколько кусков сахара находится в папином стакане с горячим чаем, если папа положил 2 куска и Миша, когда папа зазевался, тоже бросил туда 2 куска? (нисколько, т.к. куски сахара растворились)
- Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый. (хлеб)
- Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)
- Этот вкусный плод растет
Там, где лето круглый год
Он, как краешек луны,
Все мы знать его должны. (банан)
Выбираются 3 ученика, у которых больше жетонов
I тур.
Задание: У одного царя родилась дочь. Красоты неописуемой- лицо белое, рот алый, волосы черные. Царь все думал, как бы ее назвать, какое имя лучше выбрать, - это не нравилось, то не подходило. Тогда он решил выйти на дорогу и у первой же встречной женщины спросить "Как твое имя?" И этим же именем назвать свою дочь. Сказано-сделано. Незнакомка назвалась Крупеничкой. И царская дочь получила имя Крупеничка.
Когда она выросла, на страну напали враги. Царя убили, а красавицу - царевну увезли в плен. На чужой стороне истосковалась Крупеничка по родному краю, обернулась зернышком и возвратилась домой. Подружки закопали Крупеничку в родимую землю. С тех пор, что ни год, на этом месте вырастал белый цветок на красном стебельке, рождал зернышки, темные, как волосы девушки. В память о красавице царевне народ назвал это растение :
Внимание, вопрос: Как называется это растение?
Г |
Р |
Е |
Ч |
И |
Х |
А |
Учитель: Из гречихи варят гречневую кашу. Кашу можно заправить яйцом, печенкой, грибами, шпиком и т.д.
Учитель: Продолжаем игру дальше. Слушайте следующие вопросы, чтобы выявить участников второго тура.
Вопросы:
- Меня одну не едят и без меня не едят. (соль)
- Я бел как снег, в чести у всех. И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)
- Каким должен быть перерыв между двумя приемами пищи в течение дня? (3-4часа)
- Какое питательное вещество очень важно для организма? (витамины)
- Как можно сохранить продукты в домашних условиях? (в холодильнике)
- Как определить непригодные для еды продукты? (по цвету, запаху, внешнему виду, по сроку годности на упаковке)
- Какие полезные напитки знаете?
- Исправьте ошибку: "Аппетит проходит во время еды"
- Что относится к полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)
- Как издавна зовут сильных, крепких людей? (богатыри)
Выбираются три участника второго тура
II тур.
Вопрос: Какая каша входила в ежедневный рацион римских гладиаторов?
О |
В |
С |
Я |
Н |
А |
Я |
<Приложение 1> ( слайд 8)
Учитель: Овсяную кашу варят из овсяной крупы. Овес - хлебный злак. Очень красивы большие овсяные поля: они колышутся волнами и серебрятся даже от небольшого ветра. Под солнцем наливаются продолговатые зерна, покрытые плотной оболочкой. Чтобы использовать зерно в пищу, оболочку надо снять.
Из овсяной муки пекут блины и лепешки, делают кисели и сладкое печенье.
Люди давно заметили, как полезны все пищевые изделия из овса. Вкусна и каша из овсяной крупы, особенно дробленой или расплющенной, - она называется "геркулес". У англичан это национальное блюдо, его почти все едят по утрам. Она придает силу. Вот почему овсяная каша входила в ежедневный рацион гладиаторов.
Учитель:
Давайте дальше будем играть!
Кто здесь будет побеждать?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет -
Он самый первый даст ответ!
Выбираем следующих игроков.
Вопросы:
- Закончи пословицу "Кашу маслом :(не испортишь)
- Отгадай слово: КЕМ- М + ФИЛ - Л + Р (кефир)
- Что обычно делали русские князья в знак примирения? (варили и ели кашу)
- Мой первый слог - провал, банкротство,
Второй - синоним "невелик".
А все с мукой имеет сходство,
Когда положишь на язык. (крахмал). - Первое - нота, второе - то же,
А целое - на боб похоже. (фасоль) - Исправьте ошибку: Город не тетка.
- Отгадайте слово СЕЛЬКИ
- Какие крупы можно получить из пшеницы? ( пшеничную, манную)
- Какой хлеб вызревают под снегом - зимой? ( озимые).
- Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (репа)
Выбираются три участника третьего тура.
III тур.
Задание: Ее выращивают очень давно, раньше многих других видов растений. Сейчас ее посевы занимают почти половину мировой пашни, отведенные под зерновые культуры. И сеют ее буквально повсюду. Но вот цвет зерен ее различен. В Эфиопии она растет с фиолетовыми зернами. Есть с зеленоватыми зернами и с красноватыми. Зерно же нашей русской: - золотистого оттенка.
Она бывает яровая и озимая. Яровую высевают весной. Озимую - осенью.
Ботаники насчитывают 22 вида этого растения.
Наиболее древний вид этого растения - неприхотливая полба. Та самая, которой поп кормил Балду в сказке А.С.Пушкина. Сейчас мы эту кашу называем:
Внимание, вопрос: Как называется это растение?
П |
Ш |
Е |
Н |
И |
Ц |
А |
<Приложение 1> ( слайд 9)
Учитель: Из зерен пшеницы варят вкусную, сытную, питательную и полезную пшеничную кашу.
Учитель: У нас есть победители первых трех туров, три лучших знатока каши. Они сейчас сразятся между собой. Кто же будет победителем игры? Сейчас узнаем!
IV тур
Учитель: Слушайте задание четвертого тура.
Родиной этого растения является Америка, где ее возделывают около 5 тыс. лет. Спутники Христофора Колумба с удивлением смотрели на необычное растение, которое местное население называло маис.
В России это растение стали сеять по указу императора Николая 1. Но прижилось оно только на Кубани, да и там лишь на небольших площадях.
Из зерен этого растения делают крупу, муку, крахмал.
Внимание, вопрос: Как называется это растение?
К |
У |
К |
У |
Р |
У |
З |
А |
<Приложение 1> ( слайд 10)
Учитель: Из кукурузной крупы варят вкусную питательную кашу.
Супер игра.
Задание: При переходе через Альпы к полководцу пришел повар и пожаловался: "Гороха мало, на кашу не хватит, перловка тоже на исходе, да и пшена не густо. Как накормить солдат?" Полководец моментально решил эту задачу: "Сыпь все в один котел!"
С тех пор такую кашу называют в честь его фамилии.
Внимание, вопрос: назовите фамилию известного полководца.
С |
У |
В |
О |
Р |
О |
В |
<Приложение 1> ( слайд 11)
Учитель: Каша названная в честь полководца так и называется - суворовская каша.
Итог игры: Вот мы выявили знатока и любителя каши. Спасибо за интересную игру. Хочу пожелать вам здоровья. А чтобы вырасти крепким и здоровым, ешьте разнообразную кашу. И помните народную мудрость - вся сила в каше.
ЛИТЕРАТУРА
Энциклопедия русской кухни. Из глубины веков. С.-Пт. Диамант. 2002г.
Г.Г. Дубцов "Технология приготовления пищи" М. АСАДЕМА 2002г.
Что такое? Кто такой? М. "Педагогика - Пресс" 1999г. том.3
Что такое? Кто такой? М. "Педагогика - пресс" 1999г том.2
Что такое? Кто такой? М. "Педагогика - пресс" 1999г том.1
Энциклопедия для детей. Аванта. Биология. Том.2. М. Аванта 2002г.