За короткое время информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образования. Они с успехом обеспечивают функционирование современного делопроизводства образовательных учреждений, применение ИКТ в различных предметных областях, использование Internet - ресурсов, мультимедийных образовательных комплексов, и все это непременно способствует повышению качества образования и становится движущей силой в развитии инновационной деятельности школ.
В развитом информационном обществе востребованным становится то образовательное учреждение, которое обеспечивает реализацию функционально-грамотного ученика, способного успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социальной среды.
Именно поэтому одним из направлений учебного процесса в нашей школе является формирование информационной культуры через создание информационно-коммуникативной среды. Так, было решено с 2003-2004 учебного года ввести преподавание курса "Основы информационной культуры школьника" поэтапно, с учетом разных возрастных групп и степени сложности информационных знаний и умений.
В 2007-2008 учебном году учащиеся закончили пятый год обучения по данной программе. Проведенный мониторинг информационной грамотности учащихся показал, что изучение курса дает значительные положительные результаты.
Данный курс призван стать основой рациональной организации учебной работы учащихся, подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса. Исходя из специфики школы (углубленное изучение предметов физико-математического, естественнонаучного, гуманитарного профилей) в данный курс включены занятия не только по формированию навыков работы с современным библиотечным аппаратом, но и работы с документами, технологии написания конспекта, рецензии, аннотации, реферата, доклада.
Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Используя системы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знания учителя, стало возможным использование электронных учебников, энциклопедий, словарей, дистанционных учебные курсов, электронных телеконференций которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации позволяют ученикам получать знания.
Благодаря новым мультимедиа технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи, участвовать в дистанционных уроках, сочетать традиционные домашние задания с заданиями, для выполнения которых используются компьютеры и др.
С получением школы интерактивных досок, процесс применения информационно-коммуникационных технологий при обучении предметным дисциплинам получил совершенно иную окраску. Учителя стали применять электронные учебники, изданные издательствами "Новая школа", "Физикон", "Просвещение", "Кирилл и Мефодий" и т.д. При работе с мультимедийными технологиями учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Бурное развитие электронных и оптических методов хранения, передачи, обработки и предъявления информации дает возможность широко и эффективно использовать компьютерные методы обучения на уроках физики, химии, биологии. Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения геометрии на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного заведения, которые могут быть использованы при изучении отдельных разделов школьного курса геометрии. Эти программные средства позволяют конструировать и исследовать геометрические объекты в режиме диалога. Вычислительная техника, фундаментальным базисом которой служат эти предметные дисциплины, находит широкое применение в преподавании последней не только как средство, моделирующее физические процессы и явления, но и как современное средство наглядности, математической обработки результатов лабораторных работ, контроля и самоконтроля знаний учащихся.
В учебном процессе привлекаются материалы из различных источников, включая школьную медиатеку, а также региональные и глобальные ресурсы Интернета. Уровень и количество техники позволяет нашим ученикам выбирать такие темы проектов, которые стимулируют обучение и дают хорошую возможность продемонстрировать широкие возможности учебной дисциплины. Например, одним из образовательных ресурсов, которые в своей работе применяют учителя школы, является сайт "Открытый колледж" http://www.college.ru. Разделы "Открытого Колледжа" по биологии, химии, физике, астрономии, географии и математике объединяет содержание учебного курса на компакт-дисках и индивидуальное обучение через Internet. Все разделы оснащены визуальной информацией (видеофрагментами процессов и явлений, демонстрациями опытов, статистическими и динамическими моделями, предметными виртуальными лабораториями, схемами, диаграммами). Для педагогов на сайте представлены стандарты образования, учебные планы и методические разработки по различным предметным дисциплинам.
Также, учителя нашей школы широко используют информацию с ресурса "Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/window/library, на котором представлены демонстрационные тесты ЕГЭ по предметам, методические рекомендации к преподаванию отдельных глав учебников.
Необходимо отдельно отметить вопрос, связанный с ЕГЭ. На портале информационно поддержки единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/) выложены демонстрационные, экзаменационные и интерактивные варианты прохождения тестов по всем предметам, предложены инструктивно-методические и нормативно-правовые документы. С внедрением в школы Internet, доступ к тестам значительно упростился. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.
В современных условиях проблема изучения и развития исследовательских возможностей учащихся приобретает совершенно новое содержание и смысл в учебном процессе. Дальнейшее реформирование и демократизация школы дали новый импульс этой проблеме, предоставив учителю оперативный простор в выборе методов и средств в деле достижения программных целей и приобщения учащихся к самостоятельной творческой деятельности на классных и внеклассных занятиях. Один из путей решения этой проблемы - это разработка принципов и средств развития творчества учащихся, системы планомерного проведения исследовательской работы учащихся в школе.
Использование внеурочной деятельности для реализации этих принципов является вполне оправданным, и результаты этой деятельности Вы можете увидеть в приведенной таблице:
Уровень выступлений | 2004-2005 уч.год | 2005-2006 уч.год | 2006-2007 уч. год | 2007-2008 уч.год |
Муниципальный | 23 | 17 | 29 | 18 |
Областной (региональный) | 1 | 2 | 6 | 0 |
Федеральный | 9 | 17 | 32 | 29 |
Международный | 0 | 6 | 6 | 15 |
Итого: | 33 | 42 | 73 |
В таблице легко просматриваются данные, из которых можно увидеть, что учащиеся из года в год наращивают темпы по реализации своих способностей на различных олимпиадах, конференциях и конкурсах.
Виды конкурсов, в которых учащиеся предпочитают выступать различны: в первую очередь - это научно-практические конференции. (муниципального, регионального, федерального уровней). В прошлом году впервые мы приняли участие в международной научно-практической конференции, где работа нашего ученика была оценена дипломом 2 степени.
Благодаря хорошему техническому оснащению школы персональными компьютерами и подключению к глобальной сети, команды школы принимают активное участие в Internet - проектах, одним из которых является Всероссийский детский Интернет-фестиваль "Умник". Этот проект не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, учит использовать информационные технологии на высочайшем уровне. Три года подряд команды школы становились победителями фестиваля. Необходимо отметить, что в этом году в фестивале принимало участие более 600 команд из 32 регионов РФ, а также из Белоруссии и Казахстана. Наша победа на этом фоне является значимой не только для нашей школы, но также и для региона.
Вторым независимым проектом, который заинтересовал наших учащихся, стала Всероссийская детская телекоммуникационная конференция увлечений, которая по сути своей является смотром и развитием творческих достижений детей. Работы наших учеников получили достойную оценку, и второй год подряд мы становимся победителями всероссийской конференции.
Третий проект, на который мы обратили пристальное внимание, благодаря подключению Internet в школе, стала Международная олимпиада студентов и школьников "Эрудиты планеты". За показанные во время проведения олимпиады (2006-2007 г.) высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями и незаурядные интеллектуальные способности, команде от Российского комитета по регистрации рекордов планеты было выслано Благодарственное письмо, а участникам команды были вручены рекомендательные письма, для поступления в ведущие Вузы страны. В 2007-2008 году команда нашей школы "Чертова дюжина" в своей возрастной группе стала победителем международной олимпиады. Наградами были золотые медали, фирменные кубки, командная медаль "Юное Дарование" и внесение информации о команде в Книгу регистрации рекордов планеты.
Но, в основном, перечисленные выше конкурсы касались технически одаренных детей, но не надо забывать о наших гуманитариях. Для них мы нашли великолепный конкурс детской и юношеской прессы от журнала "Лицейское и гимназическое образование". И сейчас стараниями нашего школьного издательства школьная газета "Cool school" получила официальный регистрационный номер в Реестре школьной прессы России. В 2007-2008 году наша газета стала дипломантом конкурса "Больше изданий хороших и разных", а редакционная команда принимала активное участие в финальных мероприятиях этого конкурса.
В результате современного этапа развития Интернет происходит расширение культурного, гуманитарного кругозора человека. Интернет несет в себе большой потенциал образовательных услуг. Образовательные услуги призваны удовлетворять потребности пользователя в различных сферах и аспектах образования, образовательной деятельности. Помимо этого Интернет еще является и хорошей возможностью рекламы образовательного учреждения. Именно с этой целью в 2006 году усилиями педагогического и ученического коллективов школы, был создан школьный сайт (http://mouschool32.narod.ru), на котором можно ознакомиться с широким спектром информации о нашем образовательном учреждении. Сайт был опубликован в трех наиболее известных поисковых системах России.
Помимо высоких достижений учащихся, школа славится своим высококвалифицированным коллективом. Педагоги школы постоянно принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, в том числе и организованных дистанционно в глобальной сети. В частности, такими конкурсами являются "Сетевое государство учителей России" (http://intergu.ru) и конкурс творческих учителей (http://it-n.ru), действующие под эгидой Министерства образования и Федерации Интернет - образования России. Ряд педагогов нашей школы, работающие в профильных классах, принимают активное участие в проекте ВИЭКСМ, реализуемом в рамках сетевого конкурса творческих учителей.
Незаменимо применение компьютера в качестве средства самообразования. Все активней используются ресурсы сервисы Интернета: во всемирной паутине уже появились определенные предпочтения. Это официальные сайты, образовательные и методические ресурсы, сайты посвященные определенным предметным областям и другие. Уже традиционным стало например посещение сайта "Фестиваль педагогических идей", в котором непременными участниками становятся наши педагоги.
Применение информационных технологий не только улучшает качество обучения, но помогает решать и другие важные задачи, например, по повышению конкурентоспособности и привлекательности учебы, улучшению качества анализа учебной деятельности и эффективности принимаемых управленческих решений, более рациональному использованию рабочего времени учителя.
На сегодняшний день, современный руководитель школы осуществляет эффективно свою деятельность в том случае, если применяет информационные технологии и обладает информационной культурой. В нашей школе создана система сбора данных для информационного обеспечения управленческой деятельности.
С нового 2008-2009 учебного года, школа планирует внедрение специализированной системы "1С:Управление школой", предназначенной для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса, что позволит:
- сформировать основу информационной инфраструктуры управления образовательным учреждением;
- освободить администрацию школы от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов;
- осуществлять планирование учебного процесса;
- получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению работой учреждения;
- улучшить организацию переподготовки и аттестации кадров;
- создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса.
Мы остановили свой выбор на этотй системе потому, что она на сегодняшний день являяется наиболее востребованным программным продуктом в образовании. На ее основе можно создать функциональные подсистемы: "Делопроизводство", "Планирование", "Успеваемость", "Здоровье", "ЕГЭ", "Приказы", "Тарификация".
Внедрение системы в практику повседневной деятельности школы позволяет сократить "бумажную работу" классных руководителей и учителей-предметников от малопродуктивного труда по сбору информации. Мы применяем не первый год программу для составления мониторинга, вы знаете, что этот процесс трудоёмкий, а на компьютере он занимает несколько минут. На основе использования собранной оперативной и достоверной информации, как о состоянии преподавания отдельных предметов, так и классов школы в целом, повышается эффективность управленческих решений.
Таким образом, педагогический коллектив нашей школы активно включён в процесс информатизации образования, который предъявляет новые требования к профессиональным качествам учителя и в настоящее время мы полностью готовы вступить в единое информационное пространство на уровне города, области и страны.