Цели урока:
- Способствовать выработке у учащихся умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
- Познакомить с формулой корней квадратного уравнения, дискриминанта, учить применять эти формулы.
- Рассмотреть приемы решения уравнений через организацию исследовательской работы учащихся.
- Развивать логическое мышление учащихся.
- Повышать интерес к изучаемой теме.
- Воспитать стремление к достижению цели;
- Воспитать чувство сопереживания успехам и неудачам своих одноклассников.
- Воспитание интереса к математике.
Формы обучения: фронтальная работа, самоконтроль, взаимопомощь, групповая.
Оборудование:
- Презентация
- Высказывания "Зри в корень", "Корень зла", "Корень учения горек, да плод его сладок"
- Таблицы "Корень слова", "Корень дерева"
- Карточки, с разноуровневыми заданиями для работы в группах.
- Карточки-подсказки
Ход урока
I. Орг. момент.
Класс разбит на 3 группы
Эмоциональный настрой.
Улыбнитесь себе, друг другу и мне, мы дружно и с хорошим настроением начинаем работать.
Унынье и лень уничтожим на нуль.
На предыдущих уроках мы познакомились с квадратными уравнениями, заполните, пожалуйста, две строчки таблицы "Знаю" и "Хочу знать" по данной теме.
Знаю | ||
Хочу знать | ||
Узнал | ||
Оцените свою деятельность на уроке | ||
Как вы себя чувствовали на уроке? |
II. Повторение.
1. Устно. (Слайды 2-6)
Найди лишнее:
1). 2х2+7х-3=0; 5х-7=0; -х2-5х-1=0. |
2). 2/х2+3х+4=0; 7х2+5х=0; 4х2-3х-1=0. |
3). х2-3х+5=0; -х2-7х-1=0; у = х2-2х-8. |
4). 3х2-8х+4=0; у = -2х2+7х-3; 2х2-9=0. |
5). х2-7х-9; 9х2+13х+4=0; 7х-3х2-4=0. |
Во время устного счёта учащиеся называют коэффициенты уравнений.
2. Работа по карточкам (у доски по 1 ученику из группы)
Карточка №1.
Составьте квадратные уравнения, если известны их коэффициенты:
- а=3, b=8, c=2;
- а=1, b=0, c= -1;
- а=5, b=0,5, c= -3;
Карточка №2.
Впишите недостающий член трёхчлена так, чтобы можно было представить в виде квадрата двучлена:
- х2+8х+:;
- х2-18х+:;
- у2-5у+: .
Карточка №3.
Заполните пропуски в цепочке равенств:
- х2+4х-1= х2+2*2*х+:-:-1= (х+:)2-:;
- m2-6m+15 = m2-2*3*m+:-:+15 = (m-:)2 +: ;
- p2-7p-10 = p2-2*3,5·p+:-:-10 = (p-:)2-: .
3. Работа класса по карточкам. (Приложение 1)
4. Игра "Заполни квадрат"
За 10 сек запомнить, что записано в клетках квадрата, и записать в свой квадрат.
А Р У Е Н В Е И Н
Учитель. РЕБЯТА, что необычное вы заметили сегодня на уроке? (Высказывания, таблицы по биологии и по русcкому языку).
Что общего между высказываниями и таблицами? (Слово корень.) Слайд №7.
Определим тему урока. (Решение квадратных уравнений)
III. Новый материал
Вводное слово учителя (Слайды №8 -10)
Простые уравнения люди научились решать более трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только 40 лет назад научились решать квадратные уравнения. Одним из тех, кто внес большой вклад в развития математики, был французский математик Виет.
Вывод формул корней квадратного уравнения. (Слайды 13-15)
IV. Закрепление
Решение примеров, расположенных на стенах кабинета. (Приложение 3)
- Решение задач. Слайд №16.
- №412, 413 (конца)
- Игра "Срочная радиограмма"
Задача: составить одно математическое предложение из имеющихся слов. Трудность состоит в том, что одного слова не хватает.
"Если ________ больше нуля, то уравнение имеет два различных корня"
"Если квадратное уравнение в ________ виде, то можно находить дискриминант"
V. Итог урока
1) Какую цель мы поставили перед собой на этом уроке?
2) Почему она возникла?
3) Достигли ли мы своей цели?
Заполните таблицу.
VI. Д.з.
Самым трудным и важным делом для каждого ученика является выполнение домашнего задания. Если домашнее задание выполнено правильно, то на уроке вы чувствуйте себя гораздо увереннее. Домашнее задание спрятано в кабинете, предлагается его найти. Будем действовать, как настоящие знатоки: четко и слаженно. У нас две бригады следователей. Я дам вам небольшую заметку в деле. Бригада, которая будет действовать дружно, первой справиться с заданием:
Решите уравнения:
Х2 указать номер ряда, а Х1 номер парты где находиться домашнее задание