Цели и задачи:
Оборудование: рисунки домашних и диких животных, шапочки с изображением птиц и зверей, рисунки с силуэтами животных, фотографии Баргузинского заповедника.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок, он позвал нас на урок.
Будем мы сейчас учиться,
На уроке хорошо трудиться.
Будем мы послушны и внимательны
А урок наш будет замечательным.
2. Введение новой темы
Отгадать загадки (рисунки животных выносим на доску)
Я умею часто мыться
Не водой, а язычком.
Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком. (Кот)Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая.
Ей не надо пирожка.
Ей бы скушать петушка. (Лиса)Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка)К "своим" ласкается,
На "чужих" ругается.
В своём теремочке
Сидит на цепочке. (Собака)Сзади крючок,
Спереди пятачок. (Свинья)Великан в бору живёт.
Он сладкоежка - любит мёд.
Когда испортится погода,
Ложится спать, да на полгода. (Медведь)Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Рыжий молокозавод день жуёт,
И ночь жуёт.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова)Кто рано встаёт,
Детям спать не даёт? (Петух)
- Как можно назвать все эти слова, одним словом?
- О чём пойдёт речь на уроке?
- На какие две группы можно разделить этих животных? (вывести тему урока)
Прочитать слово по первым буквам рисунка.
- Чем отличаются домашние животные от диких животных?
Домашние животные живут рядом с человеком, который о них заботится: кормит, моет, чистит, даёт им клички. В сельской местности люди строят для своих животных специальные жилища, летом заготавливают для них корм на зиму. Городские жители держат своих питомцев в квартирах, каждый день выгуливают их, дрессируют. Домашние животные любят своих хозяев.
Дикие животные боятся людей, стараются держаться подальше от человеческого жилья. Они сами добывают себе пищу и устраивают жилища. Дикие звери живут независимо от человека.
3. Работа с учебником.
- с. 49 Художник хотел нарисовать домашних животных. Правильно ли он их выбрал?
- В старину говорили: "Собака помнит кто её кормит". Почему так говорили?(ответы детей).
- Рисунок КОШКИ. Задание:
- Придумать кличку. Рассказать о ней.
- Как ты думаешь, чем похожи все кошки на свете?
- Чем различаются?
- Когда у кошки бывают такие глаза?
- Зачем кошка выпускает когти?
4. Физминутка.
Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в зверушек превратитесь.
(дети надевают шапочки с изображением птиц, зверей)
Сколько в класс пришло зверей?
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто волк, кто птичка!
Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте, не стесняйтесь!
(танец маленьких утят)
5. Знакомство с жизнью диких животных.
Задание: По отдельным элементам животного, определите, о ком идёт речь. ( о животных рассказывают подготовленные ученики).
БЕЛКА. У зверька светлеет окраска (из рыжеватого становится серой). Белка меняет шерсть на более тёплую, зимнюю. Пищей белке служат летние запасы, семена шишек хвойных растений. Сильные морозы белка пережидает в тайге, прячась в гнезде или дупле. Хорошие когти на ногах позволяют белке легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев.
- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают уши от обмораживания, хвост не даёт белке кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево, хвост у белки своеобразный руль и парашют).
ЛОСЬ. Крупный зверь. Питается растительной пищей (листья, водоросли, грибы). Зимой ест ветки, кору и даже хвою. Длинные ноги несут его по снегу, а раздвинутые копыта не позволяют глубоко проваливаться в болотных местах и снегу.
Лось - очень сильный зверь, настигнутый волками, отбивается рогами и передними копытами. Ударом копыта может проломить голову волку или переломить ему спину и рёбра.
МЕДВЕДЬ. Крупный хищный зверь. Есть несколько видов медведей: бурый, белый, гималайский. В наших лесах живёт бурый медведь. Он всеяден. Питается травой, ягодами, орехами. Ему также необходимо мясо 20 - 30 кг в сутки. Поэтому медведь может завалить и лося, и кабана. Очень любит рыбу. Осенью медведь питается - набирает подкожный жир, который будет греть его зимой. К зимовке зверь готовит себе берлогу: найдёт поваленное дерево, натаскает на него сучья, выроет под деревом яму, а когда выпадет первый снег, уляжется в берлогу и впадает в спячку. Но если зимой что - то нарушит его сон, медведь будет ходить по
лесу, нападать на животных. Может напасть и на человека, такого медведя называют "шатун".
ВОЛК. Хищный, крупный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние - отлично чует по запаху других животных. Легко и быстро передвигается. Зимой и лисы, и волки собираются в стаи - легче охотиться. Зимой голод делает волка более смелым, и он заходит ночами в деревни, добывает домашних животных, проникая в сараи. Хвост у волка крупный - служит рулём при погоне. В небольших количествах волки полезны, т.к. они догоняют и убивают, прежде всего, старых, слабых и больных животных, которые заражают остальных. Охотятся на волков зимой. Волчья шкура очень хороша. Шапки и шубы из неё очень тёплые.
6. Знакомство со словом заповедник
В связи с отстрелом животных, количество их сильно сокращается, и чтобы помочь восстанавливать численность животных существуют заповедники.
- Что такое заповедник вы знаете?
(Это природоохранные учреждения. Чтобы сохранить нетронутыми самые разные уголки природы, сохранить редкие виды растений, попытаться восстановить их численность - для этого существуют заповедники. До недавнего времени в стране было 132 заповедника. И среди них очень известен наш Баргузинский (соболиный)). Показ фотографий.
7. Работа с учебником стр. 51
- Угадай, кто едет в поезде. Есть ли среди этих животных домашние?
- Найди ошибки в рисунке - схеме.
- Есть ли у вас друзья - животные? Назовите их.
8. Работа в тетради с. 23
9. Закрепление.
- Игра "Найди своё место"
- Прослушивание песни "Мы в ответе за тех, кого приручили".
10. Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось?