Возрастная группа: 5–6-й класс.
ЦЕЛЬ:
- Образовательная: Развивать умение быстро включаться в работу, конкретно излагать материал; знать значение профессиональных терминов и уметь объяснить их. Обучать творчески, применять свои знания в жизненных ситуациях.
- Воспитательная: Воспитывать уважение к товарищу, чувство коллективизма, умение рационально использовать рабочее время.
- Развивающая: Развивать творческий подход к делу, умение делать выводы; умение анализировать, развивать память, умение подчинять свои действия с целью общего дела. Развивать логическое мышление и активность учащихся.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 80–90 мин.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Кабинет технического труда.
ОСНАЩЕНИЕ:
- Плакаты с пословицами и поговорками о труде для украшения кабинета.
- Картинки с изображением инструментов (слесарных, столярных).
- Два рисунка формата А1 (Приложение 5), для проведения конкурса: “Что нам стоит дом построить”.
- Геометрические фигуры из цветной бумаги и планшеты для их размещения (Приложение3)
- Буквы для составления слов: НЕФТЬ, СТАЛЬ, ЧУГУН, АЛЮМИНИЙ.
- Воздушные шары, вопросы профессиональной тематики, дротики для дарца, щит для размещения в/шаров.
- Бумага, фломастеры, клей-карандаш.
- Брус 40Х40Х400 мм – 2шт.
- Два рабочих места с тисками или зажимами.
- Две отвертки, 10 шурупов 3,5Х45мм.
- Таблички с названиями конкурсов.
Для организации игры необходимо две команды, одной возрастной группы по четыре учащихся.
ХОД ИГРЫ
Таблички с названием конкурсов размещаются на доске обратной стороной, по мере прохождения конкурсов таблички переворачивают.
- Команды определяются с выбором капитанов.
- Ведущий предлагает участникам команд за 2 минуты придумать название команды и нарисовать эмблему и своё имя, на заранее подготовленных кружочках фломастерами. (максимальная оценка 2 бала)
- Конкурс “РАЗМИНКА”, участники команд надувают в/шары (в шары предварительно вложены вопросы, для конкурса “ШАР УДАЧИ”), затем шары размещают на специально подготовленном щите. Щит-лист ДВП, заранее украшается надписями: “А НУ-КА ПОПАДИ!”, “МАЗИЛО!”, “ПРИЩУРЬ ЛЕВЫЙ ГЛАЗ!”, “ЦЕЛИТЬСЯ НУЖНО ЛУЧШЕ!”, “СМОТРИ КУДА БРОСАЕШЬ" и др. (максимальная оценка 3-бала).
- Конкурс “ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ”, ведущий загадывает загадки (Приложение1) каждой из команд, если следует неправильный ответ, вопрос переходит другой команде. За каждый правильный ответ присуждается 1 бал.
- Конкурс на внимание “ПОСМОТРЕЛ, ЗАПОМНИЛ, ВОССОЗДАЛ”. Конкурс состоит из трёх этапов:
- На доске размещаются двенадцать геометрических фигур в планшете 3Х4 клетки (Приложение № 2.) Геометрические фигуры: по 4 квадрата, окружности, треугольника, из белой бумаги. Каждая из команд перед собой имеет тот - же набор. Задача за короткое время запомнить расположение геометрических фигур на доске и постараться в точности воспроизвести на своём планшете.
- На втором этапе конкурс усложняется, тем, что фигуры становятся разноцветными, а упрощается тем, что имеют одинаковую форму и их становится 9. Условия конкурса прежние.
- На третьем этапе конкурс становится ещё более сложным, количество фигур - 9, но они имеют различный цвет и форму.
Победитель в конкурсе определяется по меньшему числу ошибок при воспроизведении увиденного. Для усложнения задачи можно добавить в набор фигур (которыми пользуются учащиеся) ненужные (по цвету или форме).
- Конкурс на точность и смекалку “ШАР УДАЧИ”. Каждый участник обеих команд по очереди бросает дротик и старается поразить шар, размещённый на специальном экране. Из лопнувшего шара ему достаётся вопрос, переход хода или приз, который можно обменять на очки для команды (Приложение 2). Каждый вопрос имеет свою “цену”, которая зависит от самостоятельности ответа его полноты и сложности. В наборе имеется шар, в котором находится карточка с надписью: “Шар удачи”, в данном случаи, присуждаются балы, и остаётся попытка на ещё один бросок дротика.
- “ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС”
Кто быстрее закрутит шуруп в доску. Участники (по одному от команды) по очереди, при помощи отвёрток закручивают шурупы в подготовленную заготовку. Учащийся, справившись с заданием, передаёт отвёртку следующему, и так далее. Когда одна из команд заканчивает выполнение задания, следует команда о завершении работы.
На этом конкурс не заканчивается. Ведущий сообщает: “Чтобы проверить, качество выполненной работы и определить победителя этого конкурса, вам необходимо выкрутить шурупы обратно. Для этого команды обмениваются заготовками с закрученными шурупами”. Если какая – то из команд быстрее завершила первый этап конкурса, по причине недобросовестного выполнения задания, то, выполняя задание второго этапа другая команда будет иметь преимущество.
Максимальный бал 4.
- Конкурс “ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ?”.
- 1-ЭТАП Команды собирают разрезанную картину с изображением дома. Рисунок формата А1 разрезанная на 8 частей. Образец рисунка Приложение5. Для усложнения задания рисунок можно разрезать и по другому.
- 2-ЭТАП Необходимо построить забор. Ведущий предлагает огородить построенный дом забором. Капитанам команд вручают набор из 11 частей будущего забора (Приложение 4). Сложность состоит в том, что собрать его необходимо так, чтобы на нём читалась пословица (о труде). По команде ведущего команды начинают “строить” забор. Элементы забора можно раскрасить таким образом, что задание станет сложнее или проще (см. Приложение 4). Максимальная оценка конкурса 5 балов.
- Конкурс “О ЧЁМ ИДЁТ РЕЧЬ”. На доске обратной стороной размещаются буквы составляющие слова, например НЕФТЬ, АЛЮМИНИЙ, СТАЛЬ, ЧУГУН И Т.Д. Командам предлагается расшифровать слово, пользуясь рассказом ведущего. Команда может назвать слово или открыть любую букву, если слово названо неправильно или команда воспользовалась правом открыть букву, а слово отгадать не сумела, право ответа переходит к другой команде. При этом рассказ ведущего продолжается.
Примерный рассказ ведущего к слову “НЕФТЬ”. Это название сырья, которым богата западная Сибирь России, в переработанном виде, это может быть и одежда, и посуда, игрушки для детей и детали машин. Но даже всё названное не является основным продуктом, который получают из этого сырья. Если вы вспомните из чего получают топливо для большинства транспортных средств, вы без труды назовёте слово.
- Конкурс “ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ”. Ведущий зачитывает начало пословицы (Приложение № 1), а участники состязаний дружно пытаются её закончить. У какой команды более правильные и дружные ответы, той команде и присуждаются очки.
Для создания игровой атмосферы и привлечения зрителей к активным действиям, между некоторыми конкурсами рекомендуется проводить игру со зрителями. Зрителями на таком мероприятии, как правило, становятся одноклассницы и одноклассники, не принимающие участия непосредственно в игре.
Примерные конкурсы для игры со зрителями.
- КТО ПЕРВЫЙ ЗАБЬЁТ ГВОЗДЬ. Двоим представителям от болельщиков разных команд, предлагается забить один гвоздь. Удары конкурсанты наносят поочерёдно, выигрывает тот, после чьего удара шляпка гвоздя прикоснется поверхности бруска. Гвоздь 150-200мм, молотки 200-250 грамм.
- ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ зрителям зачитывают по три слова или словосочетания. Задача зрителей определить лишне. Например:
- ножовка, сверление, молоток; (ножовка и молоток – инструменты)
- тиски, трёхкулачковый патрон, сверло; (тиски и патрон - приспособления)
- сталь, чугун, напильник; (сталь и чугун-материал)
- рисование, разметка, опиливание; (разметка и опиливание - слесарные операции).
Победившие зрители поощряются сладкими призами или начисляются балы командам, за которые они “болеют”.
Начисленные балы за конкурсные задания командам выдаются в виде жетонов или монет, по окончании игры жетоны подсчитывают и определяют победителя.
Для более организованного проведения мероприятия ведущий (учитель), приглашает себе в помощники двух старшеклассников, которые оказывают помощь в смене наглядных материалов, раздаче участникам команд конкурсных материалов, а также следят за соблюдением правил безопасного поведения при проведении конкурсов.
Перед проведением конкурсов: “ШАР УДАЧИ” и “ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС”, ведущий инструктирует участников и зрителей о безопасном обращении с дротиками для дарца и инструментом при выполнении задания.