Цели:
- развивать навыки сложных форм звукового анализа и синтеза;
- обогащать словарный запас по теме “Спорт. Виды спорта”;
- закреплять правописание слов иностранного происхождения;
- закреплять навыки словообразования;
- учить детей работать со словарём,
Оборудование:
- тематический толковый словарик “Спорт”;
- карточки с изображением олимпийских колец;
- карточки с описанием слов для игры “ Эрудит”;
- тетрадные листы в клетку для игры “Эрудит”;
- мяч;
- карточки с предложениями для редактирования;
- плакат с изображением олимпийского огня и буквы – искорки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
- Сядет тот, кто назовёт любой вид спорта.
- Сообщение темы занятия.
-Сегодня мы проведём небольшие Олимпийские игры, в ходе которых узнаем много новых слов, закрепим правописание слов иностранного происхождения, научимся образовывать новые слова.
- Кто из вас знает, что такое Олимпийские игры? (Работа со спортивным словариком)
- Да, Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводимые один раз в четыре года. Найдите в словарике из какого языка пришло к нам слово? (греческого)
- Работа с тематическим толковым словарём. (Приложение 1)
- Начнём наши соревнования. Подберите синонимы к слову “соревнование”. (Матч, турнир, состязание)
- Какое слово пришло к нам из английского языка? (Матч)
- Какое слово пришло к нам из французского языка? (Турнир)
- Назовите стечение согласных в слове “матч”.
- Кто оценивает соревнования? Подберите синонимы к слову “судья”. ( ефери, арбитр).
- Найдите эти слова в словарике. Из какого языка они к нам пришли и что обозначают? (Оветы детей)
- Развитие фонематического анализа и синтеза
“Волшебные олимпийские кольца”.
(У детей на столах карточки с изображением олимпийских колец. Каждое кольцо разделено части по количеству букв в данных словах. На доске написаны слова).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать спортсмен? (Высказывания детей)
- Распределите слова “ ловкость, быстрота, выносливость, сила, честность” по олимпийским кольцам.
Задания:
- В каком слове есть парный согласный звук, который нужно проверить? (ловкость)
- В каком слове непроизносимый согласный? (честность)
- Какие слова образованы с помощью суффикса –ость-? (ловкость выносливость, честность),
Игра “Эрудит”
- Ребята, у вас карточки- загадки с описанием слов. Вы должны отгадать это слово и составить из их “эрудит”
- Первое слово я загадаю вам сама. Это слово греческое. В современном олимпийском движении – четырёхлетний период, в первый год которого проводятся олимпийские игры - олимпиада.
- Какой первый гласный вы напишите в слове?
- Запишите это слово в середине листа.
- Так мы называем человека, который занимается плаванием - пловец.
- Назовите гласные буквы этого слова? Какая безударная гласная в слове, можем ли мы её проверить?
- Впишите слово, используя первую букву слова, олимпиада.
- Это слово пришло из древнегреческого языка. Эту спортсменку мы можем увидеть с булавами, лентой или обручем – гимнастка.
- Сколько слогов в этом слове?
- Запишите его, используя первую букву И слова олимпиада.
- Это немецкое слово. Спортсмен, который поднимает тяжёлую штангу - штангист
- С помощью какой морфемы образовано это слово?
- Используйте шестую букву слова олимпиада для записи этого слова.
- Это английское слово. Спортсмен, забрасывающий мяч в корзину – баскетболист.
- Какую гласную вы напишите между буквами Б и Л?
- Запишите его, используя последнюю букву слова, олимпиада.
- Первая часть этого сложного слова “вело” пришла к нам из латинского и обозначает “быстрый”. Этот спортсмен быстро гоняет на велосипеде – велогонщик.
- Запишите это слово, используя букву, которая стоит между буквами К и Т в слове баскетболист.
- Часть этого сложного слова произошла от древнегреческого слова -атлет, который занимается бегом, прыжками в длину или высоту. легкоатлет.
- Назовите корни этого слова. Какой гласной они соединены?
- Запишите его, используя седьмую букву слова гимнастка так, чтобы с ней соединилась вторая часть этого слова.
- Физкультминутка.
- Развитие навыков словообразования.
-Игровой момент с мячом “ Отрази удар” - образовать имена прилагательные от данных существительных
- матч по футболу – футбольный матч
- зал для занятий гимнастикой – гимнастический зал
- турнир по шахматам – шахматный турнир
- команда по волейболу – волейбольная команда
- дорожка для бега – беговая дорожка
- поединок боксёров – боксёрский поединок
- свисток судьи – судейский свисток
- Работа над связной речью.
Игровой момент “ Редактор”
- Сегодня в газетах будет напечатано много объявлений о спортивных состязаниях. К сожалению, они напечатаны с ошибками. Прочитайте их, найдите ошибки и исправьте их.
- “участия чемпионате Европы баскетболу команды соберутся городе Москве”
- Рим, столица Италии, приглашает юных _________ на соревнования по ___________ на кубок Пеле
- Итог занятия. (На доске плакат с изображением олимпийского огня)
-Из маленьких букв – искорок олимпийского огня – составьте предложение. Что у вас получилось? (Ты – чемпион!).