Дидактическая цель: формировать понятие о симметричных фигурах.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Задачи урока:
- Осознание учащимися понятия “симметричная фигура”.
- Развивать умение видеть симметричные фигуры, дорисовывать симметричные фигуры; умение различать фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии.
- Повторение нумерации чисел в пределах 20, закрепление навыков сложения и вычитания с переходом через десяток .
- Развитие математически правильной речи, творческого и логического мышления, познавательной активности.
- Воспитание интереса к учению, аккуратности.
Методы обучения: наглядные, проблемно-поисковые, фронтальный опрос, групповая работа, сюжетность.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: диалог, сочетание фронтальных и групповых форм работы.
Средства обучения:
- Учебник “Математика.1класс” 2 ч.,/ Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.– Москва. “Вентана-Граф” 2007г.
- Рабочая тетрадь “Математика.1класс” 2ч.,/ Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.– Москва. “Вентана-Граф” 2007г.
- Рисунки космического корабля, летающей тарелки, планеты Симметрии, инопланетян.
- Геометрические фигуры для групповой работы.
Структура урока
- Организационный момент.
-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Сегодня мы принимаем у себя в классе много гостей. Сейчас посмотрите на них, чтобы во время урока не отвлекаться, не оборачиваться.
Когда в дом приходят гости, хозяева стараются подать к столу и показать гостям все самое лучшее. Давайте и мы с вами постараемся сегодня показать нашим гостям все, чему мы научились в 1-м классе. Согласны?
-А теперь мне хочется пригласить вас в путешествие. Поднимите руки те, кто любит путешествовать.
-Итак, мы отправляемся в полет в неизведанное космическое пространство. Согласны?
- Целеполагание.
-Что необходимо, чтобы наше путешествие прошло успешно? Для этого необходимо выполнить следующие условия:
- быть очень внимательными;
- точно и правильно выполнять задания;
- регулярно проводить физминутки;
- не допускать ошибок, иначе ракета может потерпеть аварию.
-А сейчас предлагаю экипажу подготовиться к старту, сказать волшебные слова:
В расчетное время,
Стартуя с земли,
К загадочным звездам
Летят корабли.
Представим:
Чуть-чуть помечтали –
И все космонавтами стали!
(Рисунок 1)
-Внимание! Экипажу занять свои места в ракете! Проверить порядок: бортжурнал, персональный компьютер, инструменты. Надеть шлемофоны! Пристегнуть ремни! Итак, повышенное внимание!
- Устный счет.
- Обратный счет.
-До старта ракеты осталось 10 секунд. Включить счетчик! Отсчитываем секунды от 10 до 1.
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск!
- Игра “Найди пропущенное число”
Ребята, наш пульт управления полетом находится в аварийном состоянии. Запали кнопки. Необходимо исправить пульт (вставить числа)
- 10,...,12,13,14,...,16,..,18,19,....
- Назовите “соседей” числа 11,15,19.
- Какое число идет при счете за числом 13?
- Какое число предшествует числу 16?
Молодцы! Пульт исправлен.
- Решение задач.
Пока наша ракета поднимается ввысь, проведем математическую разминку. Это задачи в стихах. Приготовьте набор цифр (назовем его нашим бортовым компьютером).
Любит порядок мальчик Егорка,
Книги свои он расставил на полки:
Девять книжек на одной
И четыре на другой.
Сколько на двух полках
Книжек у Егорки? 9+4=13Дядя Ёжик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.
Сколько груш дядя Ёжик дал зайчатам? 10-7=3В лес за грибами мама пошла,
Восемь рыжиков нашла,
А малышка-дочка –
Только три грибочка.
Отвечайте без запинки,
Сколько всех грибов в корзинке? 8+3=11
- Работа по теме урока.
- Нахождение симметричных фигур в окружающей обстановке. Работа с учебником.
-Наша ракета стремительно движется в космическом пространстве. Мы приближаемся к планете Симметрии. Чтобы попасть на эту планету, нужно пройти испытание: назвать такие предметы в окружающей обстановке, которые имеют ось симметрии, т.е. симметричны. (Ответы детей)
-Вот мы приземлились на планету Симметрии. Какие симметричные предметы вы здесь видите?
(Рисунок 2)
-Мы назвали много различных симметричных предметов и фигур, но есть такие фигуры, предметы, которые имеют не одну, а несколько осей симметрии.
- Работа с учебником. Групповая работа.
-Итак, заглянем в свой бортовой журнал № 1-учебник, с.99, № 1
- С.100, № 2 –Такие же фигуры лежат у вас на партах, космонавты работают все вместе.
- С.101, № 7 - Назовите предметы, имеющие ось симметрии.
Физминутка.
- Работа с тетрадью.
-Наша ракета очень быстро движется в космическом пространстве. Экипаж работает четко, слажено. Сейчас предстоит серьезная работа: выход в открытый космос. Но, посмотрите, к нам приближается неопознанный летающий объект. Что это? Летающая тарелка.
(Рисунок 3).
Это инопланетяне хотят уничтожить нас! Мы можем погибнуть! Приготовиться к математическому бою! Нашим оружием будет смелость, ум и смекалка! Чтобы победить двух самых могучих воинов галактики, нужно выполнить задания в тетради.
- С.54, № 1,2
- С.55, № 3,4,5
Осуществляется взаимопроверка.
-Мы победили! Корабль инопланетян удаляется от нас.
- Закрепление вычислительных навыков.
-Наша ракета пошла на снижение. Мы идем к Земле. Для того чтобы совершить мягкую посадку, нужно сделать точные расчеты. Будьте внимательны, работайте без ошибок, иначе может произойти авария.
- Тетрадь, с. 57, № 7 (самостоятельно)
Проверка выполняется помощниками учителя по рядам.
- Рефлексия.
-Внимание! Наша ракета совершила мягкую посадку в 1-м классе благодаря дружной, добросовестной работе экипажа. Во время полета мы провели большую работу.
- Что делали? Какие симметричные фигуры встретились?
- Кому понравилось?
- Хотите еще отправиться в путешествие?
Это произойдет обязательно, на других уроках.
-Экипажу космонавтов 1-го класса объявляется благодарность. Все трудились в полете на “5”.
-Спасибо, дети!
(Рисунок 4)