Методическая разработка урока математики в 1-м классе по теме "Симметрия"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: формировать понятие о симметричных фигурах.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Задачи урока:

  • Осознание учащимися понятия “симметричная фигура”.
  • Развивать умение видеть симметричные фигуры, дорисовывать симметричные фигуры; умение различать фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии.
  • Повторение нумерации чисел в пределах 20, закрепление навыков сложения и вычитания с переходом через десяток .
  • Развитие математически правильной речи, творческого и логического мышления, познавательной активности.
  • Воспитание интереса к учению, аккуратности.

Методы обучения: наглядные, проблемно-поисковые, фронтальный опрос, групповая работа, сюжетность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: диалог, сочетание фронтальных и групповых форм работы.

Средства обучения:

  • Учебник “Математика.1класс” 2 ч.,/ Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.– Москва. “Вентана-Граф” 2007г.
  • Рабочая тетрадь “Математика.1класс” 2ч.,/ Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.– Москва. “Вентана-Граф” 2007г.
  • Рисунки космического корабля, летающей тарелки, планеты Симметрии, инопланетян.
  • Геометрические фигуры для групповой работы.

Структура урока

  1. Организационный момент.

-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Сегодня мы принимаем у себя в классе много гостей. Сейчас посмотрите на них, чтобы во время урока не отвлекаться, не оборачиваться.

Когда в дом приходят гости, хозяева стараются подать к столу и показать гостям все самое лучшее. Давайте и мы с вами постараемся сегодня показать нашим гостям все, чему мы научились в 1-м классе. Согласны?

-А теперь мне хочется пригласить вас в путешествие. Поднимите руки те, кто любит путешествовать.

-Итак, мы отправляемся в полет в неизведанное космическое пространство. Согласны?

  1. Целеполагание.

-Что необходимо, чтобы наше путешествие прошло успешно? Для этого необходимо выполнить следующие условия:

  • быть очень внимательными;
  • точно и правильно выполнять задания;
  • регулярно проводить физминутки;
  • не допускать ошибок, иначе ракета может потерпеть аварию.

-А сейчас предлагаю экипажу подготовиться к старту, сказать волшебные слова:

В расчетное время,
Стартуя с земли,
К загадочным звездам
Летят корабли.
Представим:
Чуть-чуть помечтали –
И все космонавтами стали!

(Рисунок 1)

-Внимание! Экипажу занять свои места в ракете! Проверить порядок: бортжурнал, персональный компьютер, инструменты. Надеть шлемофоны! Пристегнуть ремни! Итак, повышенное внимание!

  1. Устный счет.
  1. Обратный счет.

-До старта ракеты осталось 10 секунд. Включить счетчик! Отсчитываем секунды от 10 до 1.

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск!

  1. Игра “Найди пропущенное число”

Ребята, наш пульт управления полетом находится в аварийном состоянии. Запали кнопки. Необходимо исправить пульт (вставить числа)

  • 10,...,12,13,14,...,16,..,18,19,....
  • Назовите “соседей” числа 11,15,19.
  • Какое число идет при счете за числом 13?
  • Какое число предшествует числу 16?

Молодцы! Пульт исправлен.

  1. Решение задач.

Пока наша ракета поднимается ввысь, проведем математическую разминку. Это задачи в стихах. Приготовьте набор цифр (назовем его нашим бортовым компьютером).

Любит порядок мальчик Егорка,
Книги свои он расставил на полки:
Девять книжек на одной
И четыре на другой.
Сколько на двух полках
Книжек у Егорки? 9+4=13

Дядя Ёжик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.
Сколько груш дядя Ёжик дал зайчатам? 10-7=3

В лес за грибами мама пошла,
Восемь рыжиков нашла,
А малышка-дочка –
Только три грибочка.
Отвечайте без запинки,
Сколько всех грибов в корзинке? 8+3=11

  1. Работа по теме урока.
  1. Нахождение симметричных фигур в окружающей обстановке. Работа с учебником.

-Наша ракета стремительно движется в космическом пространстве. Мы приближаемся к планете Симметрии. Чтобы попасть на эту планету, нужно пройти испытание: назвать такие предметы в окружающей обстановке, которые имеют ось симметрии, т.е. симметричны. (Ответы детей)

-Вот мы приземлились на планету Симметрии. Какие симметричные предметы вы здесь видите?

(Рисунок 2)

-Мы назвали много различных симметричных предметов и фигур, но есть такие фигуры, предметы, которые имеют не одну, а несколько осей симметрии.

  1. Работа с учебником. Групповая работа.

-Итак, заглянем в свой бортовой журнал № 1-учебник, с.99, № 1

  • С.100, № 2 –Такие же фигуры лежат у вас на партах, космонавты работают все вместе.
  • С.101, № 7 - Назовите предметы, имеющие ось симметрии.

Физминутка.

  1. Работа с тетрадью.

-Наша ракета очень быстро движется в космическом пространстве. Экипаж работает четко, слажено. Сейчас предстоит серьезная работа: выход в открытый космос. Но, посмотрите, к нам приближается неопознанный летающий объект. Что это? Летающая тарелка.

(Рисунок 3).

Это инопланетяне хотят уничтожить нас! Мы можем погибнуть! Приготовиться к математическому бою! Нашим оружием будет смелость, ум и смекалка! Чтобы победить двух самых могучих воинов галактики, нужно выполнить задания в тетради.

  • С.54, № 1,2
  • С.55, № 3,4,5

Осуществляется взаимопроверка.

-Мы победили! Корабль инопланетян удаляется от нас.

  1. Закрепление вычислительных навыков.

-Наша ракета пошла на снижение. Мы идем к Земле. Для того чтобы совершить мягкую посадку, нужно сделать точные расчеты. Будьте внимательны, работайте без ошибок, иначе может произойти авария.

  • Тетрадь, с. 57, № 7 (самостоятельно)

Проверка выполняется помощниками учителя по рядам.

  1. Рефлексия.

-Внимание! Наша ракета совершила мягкую посадку в 1-м классе благодаря дружной, добросовестной работе экипажа. Во время полета мы провели большую работу.

  • Что делали? Какие симметричные фигуры встретились?
  • Кому понравилось?
  • Хотите еще отправиться в путешествие?

Это произойдет обязательно, на других уроках.

-Экипажу космонавтов 1-го класса объявляется благодарность. Все трудились в полете на “5”.

-Спасибо, дети!

(Рисунок 4)